Мировой экономический кризис внес свои коррективы в ситуацию на рынке труда. Особенно сократился спрос на рабочих узкой специализации и низкой квалификации. К примеру, по данным Центра занятости населения города Перми, автослесарей сегодня приглашают приблизительно на 13% меньше, чем еще два года назад. Это, прежде всего, связано с тем, что для автоиндустрии вообще настали сложные времена, а в период кризиса темпы сокращения резко увеличились. Зато специалистов широкого профиля, умеющих выполнять многие виды работ, принимают на работу с большим удовольствием. Подобные специалисты выполняют несколько функций и могут заменить сразу несколько человек, следовательно, и заработная плата их увеличивается. На рынке труда сформировался список наиболее перспективных вакансий, об одной из которых – оператор АЗС – мы и расскажем. Кто такой оператор АЗС? Каждый день водители спешат по своим делам, не забывая при этом заехать на автозаправочную станцию и пополнить запасы горючего. А на этих самых станциях их ждут так называемые операторы АЗС. Кто они такие? В чем заключаются их обязанности и где можно получить навыки этой профессии? Как говорят сами операторы – это продавец нефтепродуктов. Другими словами, это человек, который бесперебойно снабжает потребителя горючим. Примечательно, что в большинстве своем операторы АЗС – женщины. Оператор АЗС – не такая легкая профессия, как может показаться на первый взгляд. В его обязанности входит не только работа с клиентами и финансовые операции, но прием, хранение, отпуск топлива, учетноотчетная деятельность, проверка погрешности на аппаратах, слив топлива в резервуар, поддержка чистоты на территории АЗС, проверка наличия средств пожаротушения и многое другое. Об обязанностях Должностные обязанности оператора АЗС напрямую зависят от того, на какой именно автозаправочной станции он трудится. Где-то он действительно будет выполнять функции продавца, а где-то будет принимать нефтепродукты, делать на них заявки, зачищать проливы (пролившееся из шланга по неосторожности горючее). Именно поэтому чем больше профессиональных навыков у оператора, тем лучше. Со временем требования работодателя к представителям этой профессии увеличились. Помимо тех требований, которые предъявляются сегодня к деятельности АЗС со стороны надзорных органов (соблюдение правил промбезопасности, охраны окружающей среды и так далее), к работникам предъявляют серьезные требования по обслуживанию посетителей АЗС. Конечно, автозаправочную станцию клиент выбирает в первую очередь по качеству топлива. Но второе, на что обращают внимание, это сервисное обслуживание. Приятно, когда оператор АЗС вежлив. Еще приятнее, когда разбирается в том, что продает, хотя бы отличает марки бензина. Всегда хочется иметь дело с профессионалами. График работы Операторы АЗС работают по 12 часов, в основном, чередуя время суток. К примеру, первые сутки – в день, вторые сутки – в ночь. Затем два дня выходных. Обычный рабочий день оператора АЗС состоит из многих нюансов, которые редко замечают посетители, но здесь нет мелочей. От их профессионализма зависит слишком много, чтобы компании доверяли это дело людям, не проходящим специальное обучение. О карьере Как такового карьерного роста данная профессия не подразумевает. Обычный среднестатистический оператор АЗС может дорасти до старшего оператора. Затем, если вдруг на этом поприще ему станет тесно, в пору самому открывать автозаправочную станцию. Знаний, умений и навыков для этих целей к тому времени будет предостаточно. А вот как быть с первоначальным капиталом – вопрос другой, и не для этой публикации. Обучение В среднем на то, чтобы освоить профессию оператора заправочных станций, придется потратить 2500 руб. за весь период обучения. Курсы по подготовке операторов АЗС в Учебном центре «Пермь-нефть» проводятся ежемесячно, количество человек в группе может быть разным: от 5 до 25 обучающихся. На освоение профессии оператора автозаправочной станции уходит неделя, а в день обучающиеся тратят приблизительно восемь часов. Как правило, учебный процесс длится с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед. За время учебы слушатели осваивают весь необходимый теоретический материал и получают возможность применить полученные навыки на практике. Игорь Антонов, директор Учебного центра «Пермь-нефть»: – Программа, согласованная со всеми компетентными органами, состоит как из теоретических занятий, так и практических, во время которых будущие операторы могут отработать навыки, соответствующие их должностным обязанностям. Большое внимание уделяется ситуациям, которые позволяют избежать непредвиденных случаев. Нужно осознавать, что степень ответственности у работников заправочных станций очень велика, поэтому работодатели предъявляют все более серьезные требования к образовательному уровню своих работников. Без наглядного пособия освоить хитрости профессии довольно сложно. Учебный центр «Пермь-нефть» является постоянным партнером автозаправочных станций сети «ЛУКОЙЛ» в области подготовки персонала по специальностям «мастер АЗС», «оператор АЗС» и «оператор товарный». На базе НП «ЦПКК Пермь-нефть» создан учебный класс, где представлены настоящие топливораздаточные колонки, основные технические узлы оборудования, макет АЗС и множество наглядных пособий. В учебном классе смоделировано реальное рабочее место оператора. Каждый слушатель получает на руки рабочую тетрадь с необходимыми для дальнейшей работы материалами: должностная инструкция, требования пожарной безопасности, инструкция по действиям в экстремальной ситуации, а также страницы для записей. Это уникальное методическое пособие для многих операторов становится незаменимой настольной книгой. Благодаря использованию дополнительных материалов (плакатов, макетов, образцов, мультимедийных носителей) во время лекции, обучение проходит в сжатые сроки, за 6 дней. При этом выдается удостоверение оператора АЗС IV разряда со всеми необходимыми аттестациями. Также существуют программы для повышения квалификации по профессии и подтверждения квалификации, также не требующие дополнительного освидетельствования. Наталья Третьякова, старший оператор одной из автозаправочных станций Перми: – По образованию я – технолог швейного производства, но по профессии не работала ни дня. Сразу попала на автозаправочную станцию, где работаю с 1977 г. С самого начала в профессии меня привлекал график работы. Времени хватало и на семью, и на детей. Кроме того, оператор АЗС постоянно общается с людьми, а это очень интересно. Со временем учишься угадывать настроение клиента, где-то поддержать добрым словом, поднять настроение. Человеку обязательно захочется вернуться туда, где его приветливо встречают и провожают. На мой взгляд, на автозаправочной станции должен работать человек трудолюбивый, вежливый, образованный (особенно теперь, когда большую часть работы надо выполнять на компьютере) и обязательно честный. Все-таки оператор АЗС – это материально ответственное лицо. Навыки профессии осваивала на месте, сложностей не было. Думаю, их больше сейчас, у молодого поколения, когда большая конкуренция, все компьютеризировано. В те времена, когда я начинала, в районе было всего три автозаправки, отличительной чертой которых были длинные очереди желающих запастись горючим. С тех пор все изменилось, я считаю, что к лучшему. Сейчас клиента привлекают не ценами (они везде практически одинаковые), а сервисом. И у нас на автозаправочной станции есть свои моменты, благодаря которым люди поедут заправляться именно к нам.
|