Поиск по сайту:
 
 
Главная Промышленность и безопасность Экоаналитическое обеспечение системы государственного экологического контроля и мониторинга объектов по хранению и уничтожению химического оружия: методология и основные направления (ПБ № 7 2009)
30 | 11 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

О.Ю. Расстегаев, к. х. н., В.Н. Чупис, д. ф.-м. н. ФГУ «ГосНИИЭНП», Саратов

Обеспечение экологической безопасности и мониторинг окружающей среды является важной составной частью концепции безопасности при уничтожении химического оружия в России [1].

Проведение химико-аналитических работ (экоаналитических исследований) является определяющим элементом инструментального обеспечения природоохранной деятельности предприятий [2, 3].

Задачами экоаналитического обеспечения СГЭКМ являются:

- разработка экологических нормативов для предприятия и последующий контроль установленных нормативов на объекте УХО;

- аналитические исследования состава природных сред при проведении экологического мониторинга с целью установления фонового состояния, контроля качества природных сред, а также экспериментального подтверждения расчетных данных, полученных на основании данных контроля на источниках выбросов (сбросов) предприятия.

Разработка экологических нормативов для предприятия и последующий контроль установленных нормативов на объекте УХО включает следующие виды работ, в ходе которых проводятся химикоаналитические исследования:

- установление состава и количественного содержания загрязняющих веществ (ЗВ) газовоздушных смесей (ГВС), выделяющихся из соответствующих источников выбросов, для разработки нормативов ПДВ (максимальная и валовая мощность выбросов) и формирования графика экоаналитического инструментального контроля на источниках выбросов;

- установление состава и количественного содержания загрязняющих веществ (ЗВ) сточных вод, сбрасываемых из соответствующих источников сбросов, для разработки нормативов ПДС и формирования графика экоаналитического инструментального контроля на источниках сбросов;

- контроль состава ГВС с целью определения эффективности систем очистки выбросов в соответствии с паспортом ГОУ;

- контроль состава сточных вод по нормативам ТУ и техрегламента с целью определения эффективности систем очистки стоков;

- контроль состава и свойств отходов для разработки паспортов опасных отходов, для установления соответствия паспортным данным.

В соответствии с федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) определяется как комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Экспериментальной базой экологического мониторинга являются химико-аналитические исследования природных сред.

Для целей экологического мониторинга проводятся аналитические исследования химического состава следующих природных сред: атмосферного воздуха, поверхностных природных вод, снежного покрова, почв, донных отложений, грунтовых вод.

Методологической основой экоаналитического обеспечения является применение вновь разработанных или имеющихся химических методов для контроля экологических нормативов и технологических норм, иначе говоря, проведение экологического контроля за соблюдением технологического процесса химическими методами. Реализация указанного подхода может быть выражена блок-схемой (рис. 1).

Рис. 1. Блок-схема проведения экологического контроля за соблюдением технологического процесса химическими методами

 

Рассмотрим блоки указанной схемы более детально.

Анализ технологического процесса является первым важнейшим этапом работы, в результате реализации которого определяются основные исходные данные, а именно: объекты экологического контроля, составляется перечень технологических подразделений, в которых будет осуществляться контроль, устанавливается перечень выбрасываемых веществ, пути поступления ЗВ в окружающую среду, а следовательно, объем и перечень объектов экологического мониторинга.

Составление перечня загрязнителей, ранжирование перечня по «технологическому» принципу. Технологический принцип заключается в том, что перечень загрязнителей составляется и ранжируется, исходя из важности ЗВ в технологическом процессе, другие принципы, основанные на токсикологических, физико-химических и других свойствах ЗВ, применяются как вспомогательные.

Обоснование перечня контролируемых загрязнителей и параметров базируется на анализе следующих данных:

- технико-экономического обоснования строительства объекта;

- технологической документации (ТУ, техрегламент);

- ГОСТ, СанПиН, НД по природопользованию;

- фактических данных по исследованию состава выбросов, сбросов, отходов;

- анализа процессов деструкции ОВ в технологических объектах и природных средах.

Установление уровней экологического и технологического контроля. Уровни технологического контроля определяются технологическим регламентом с тем, чтобы обеспечить выполнение технологических процессов. С одной стороны, уровни экологического контроля соответствуют данной технологии и непосредственно устанавливаются, исходя из уровней технологического контроля, т. е. соблюдение экологических нормативов предприятия указывает на соблюдение технологического регламента. С другой стороны, уровни экологического контроля определяются из условия соблюдения нормативов качества природных сред за пределами территории предприятия, а если при данной технологии это условие невозможно соблюсти, то устанавливаются допустимые уровни воздействия. Основным принципом экоаналитического обеспечения является достаточность инструментальных аналитических средств и методической базы для контроля установленных уровней экологического и технологического контроля. Речь идет именно об уровнях контроля, а не о нормативах, поскольку норматив имеет конкретное значение. Например, норматив контроля в выбросах хлористого водорода составляет 0,15 мг/м3, уровень контроля должен быть от 0,01 до 1 мг/м3 с тем, чтобы обеспечить возможные колебания фактических значений и возможного изменения самого норматива из-за изменения производительности или модификации газоочистного оборудования. После определения номенклатуры загрязняющих веществ и уровня их контроля формируют методическую базу.

Формирование методической базы контроля проводится таким образом, чтобы по возможности удовлетворить следующим требованиям:

- все выбранные методики выполнения измерений (МВИ) должны обеспечивать контроль экологических и технологических нормативов как по номенклатуре показателей (цвет, хлориды, сульфаты) и объектов контроля (сбросы, выбросы), так и по диапазонам и погрешностям измерений;

- МВИ должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к методикам, используемым в аккредитованной лаборатории, т. е. МВИ должны иметь метрологическую аттестацию, контрольный экземпляр МВИ – иметь утверждение разработчика с синей печатью и со всеми приложениями с указанием измеряемых компонентов, объектов контроля, диапазонов измерения и параметров метрологического контроля.

МВИ использует аналитический метод, который обеспечивает требуемую производительность по числу анализов, удобство в работе, доступность реагентов, желательно, чтобы возможно было использование операторов средней квалификации в минимальном количестве.

Выбор и проверка аналитических методов. Выбор аналитических методов проводится с учетом двух основных факторов: в соответствии с выбранными МВИ и принципом дополнительности, с тем, чтобы методы дополняли и при необходимости заменяли друг друга. Важно, чтобы в лаборатории была некоторая избыточность аналитических возможностей, чтобы при введении новой методики соответствующий аналитический метод и приборное обеспечение уже были в наличии. Проверка аналитических методов проводится в три этапа: при постановке методики, при проверке метрологических характеристик на модельных смесях и при анализе реальных объектов с дополнительным использованием методов разбавления и добавки.

Формирование лабораторной базы по «модульному» принципу состоит в том, что выбранные МВИ группируются в соответствии с аналитическим методом или группой родственных методов, например – нефелометрический метод может быть выделен в самостоятельный модуль, если количество таких анализов велико (более 500-1000 в год) или добавлен в фотометрический модуль, если таких анализов мало. Каждый модуль в лаборатории локализован территориально и приборно обеспечен. Модульный принцип позволяет повысить производительность лаборатории, обеспечить взаимозаменяемость сотрудников, наладить эффективный метрологический контроль. Кроме того, обеспечивается прозрачность структурных изменений в лаборатории в целом: численное и качественное соотношение методов или даже нехватка каких-либо методов.

Доработка и расширение имеющейся методической базы контроля. После выполнения вышеописанных блоков становится ясно, каких элементов не хватает или какие блоки требуют дополнений и изменений. Доработка и расширение имеющейся методической базы контроля может быть связана с изменениями в технологическом регламенте или с переходом к другому этапу работ. Между последними двумя блоками на схеме изображена двойная стрелка, поскольку доработка и расширение методической базы проводится постоянно и сразу вносятся изменения в соответствующие модули. Без взаимодополнения двух этих блоков развитие лабораторного комплекса остановится, а контроль будет малоэффективным.

Разработка программ и схемы контроля, проведение контроля. На заключительном этапе формирования системы контроля проводится непосредственно разработка программ и схемы контроля, которые, как правило, согласуются экологической службой предприятия как с внутренними участниками контроля (технологические подразделения, в которых имеются источники выбросов, сбросов, образования отходов, профильные службы – главного технолога, энергетика, механика), так и с внешними (контролирующие и надзорные органы, профильные подразделения вышестоящих организаций). Проведение контроля не должно формально сводиться только к выполнению соответствующих графиков аналитических работ, результаты контроля должны обсуждаться специалистами, выделяться отличительные особенности при его проведении и при необходимости вноситься коррективы в соответствующие блоки схемы.

Указанная методология и принципы были реализованы в 2001-2008 гг. при организации и функционировании 7 экоаналитических лабораторий в шести региональных центрах СГЭКиМ по Саратовской, Кировской, Пензенской, Брянской, Курганской областям и Удмуртской республике. Общие принципы построения и структура СГЭКиМ изложены в [5]. Указанные принципы построения СГЭКиМ были реализованы для каждого региона в соответствующем «Проекте СГЭКиМ», которые были обсуждены на различных совещаниях и утверждены контролирующими территориальными органами. В соответствии с «Проектом СГЭКиМ» в каждом регионе были построены региональные центры, в состав которых входят экоаналитические лаборатории. Лаборатории аккредитованы в Системе аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ, Орган по аккредитации – ОАО ФНТЦ «Инверсия»), ряд которых прошли аккредитацию на второй срок.

Разработанные методология и основные направления экоаналитического обеспечения СГЭКиМ объектов УХО могут быть рекомендованы при формировании систем экологического контроля и мониторинга на потенциально экологически опасных предприятиях других отраслей промышленности.

Литература

1. Холстов В. И. Пути решения проблемы безопасности объектов по уничтожению химического оружия//Российский химический журнал. 1995. Т. 39. № 4. С. 65.

2. Майстренко В. Н., Хамитов Р. З., Будников Г. К. Эколого-аналитический мониторинг супертоксикантов, М.: Химия, 1996, 317 с.

3. Система экологического мониторинга при уничтожении химического оружия в Саратовской области/Под ред. А. Н. Маликова, В. Н. Чуписа. МПР России. Саратов, ГосНИИЭНП, 2002, 217 с.

4. Жданов В. А., Кошелев В. М., Новиков В. К., Шувалов А. А. Методы уничтожения фосфорорганических отравляющих веществ// Российский химический журнал. 1993. Т. 37. № 3. С. 22-25.

5. Чупис В. Н. Экологический мониторинг объектов уничтожения химического оружия – опыт создания и перспективы развития// Теоретическая и прикладная экология. 2007. № 2. С. 35-41.

 
Главная Промышленность и безопасность Экоаналитическое обеспечение системы государственного экологического контроля и мониторинга объектов по хранению и уничтожению химического оружия: методология и основные направления (ПБ № 7 2009)

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю