Гребенников В.С. – Зам. руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан На протяжении значительного времени в Республике Башкортостан наблюдалась устойчивая тенденция по снижению производственного травматизма. И только в последние два года, несмотря на принимаемые меры со стороны инспекции труда, других надзорных органов, органов исполнительной власти республики и профсоюзов, отмечен его рост. Так, в 2011 году, по сравнению с аналогичным периодом 2010-го, наблюдается рост количества пострадавших в несчастных случаях со смертельным исходом (87 против 79) за счет роста количества пострадавших со смертельным исходом в групповых несчастных случаях (18 против 6), наблюдается и рост количества групповых несчастных случаев (45 против 40). Если говорить о случаях с тяжелым исходом, то количество пострадавших также увеличилось (213 против 187).
В разрезе видов экономической деятельности самыми травмоопасными (наибольшее количество групповых несчастных случаев и случаев с тяжелыми последствиями) оказались организации обрабатывающих производств, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи. Рост смертельного травматизма допущен в организациях строительства (23 против 19), транспорта и связи (13 против 6), оптовой и розничной торговли (5 против 1).
В общей структуре причин несчастных случаев значительное место занимают типичные причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ, нарушение правил дорожного движения, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, неприменение работником средств индивидуальной защиты, нарушение технологического процесса, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда) - причины, связанные с халатностью или неграмотностью должностных лиц и работников, устранение которых не требует дополнительных материальных затрат.
Чаще других регистрируются такие виды несчастных случаев, как падение пострадавшего с высоты; воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин, дорожно-транспортные происшествия. Следует признать, что, очевидно, принимаемых мер недостаточно, чтобы переломить наметившуюся негативную тенденцию, либо необходимо изменить точки приложения усилий. Об этом, кстати, сказал президент Республики Башкортостан Рустем Хамитов на встрече с руководителем Федеральной службы по труду и занятости Юрием Герцием во время его рабочей поездки в республику. Р. Хамитов сказал, что в части улучшения условий охраны труда работающих республика ужесточает требования. Правительство работает с акционерами, руководителями компаний, есть понимание, что надо заниматься аттестацией рабочих мест... В разрезе видов экономической деятельности самыми травмоопасными (наибольшее количество групповых несчастных случаев и случаев с тяжелыми последствиями) оказались организации обрабатывающих производств, сельского хозяйства, строительств а, транспорта и связи. Рост смертельного травматизма допущен в организациях строительства (23 против 19), транспорта и связи (13 против 6) , оптовой и розничной торговли (5 против 1).
«Для нас условия труда работников предприятий имеет первостепенное значение», - сказал Р. Хамитов. В связи с этим, постановлением правительства РБ от 23.09.2011 № 340 утверждена республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 гг. В результате реализации программных мероприятий к 2016 году ожидается снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом до 1,17 чел. на 1 тыс. работающих (по итогам 2010 г. - 1,3). Кроме того, предполагается довести удельный вес работников, занятых на аттестованных рабочих местах, до 66% (по 2010 г. их доля составляла 61,5%, а в 2009 г. - 57,2%). Разработчики определили ряд задач, которые должна решить программа. Среди них определены такие, как снижение профессиональных рисков путем осуществления комплекса мероприятий, включающих нормативное правовое обеспечение охраной труда, социальную, медицинскую и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших на производстве. Предлагается также распространение современных сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работающих; информационное, организационное и техническое обеспечение работающих, совершенствование системы непрерывного обучения по охране труда. Все эти меры приведут к повышению качества рабочих мест и условий труда. Бюджет республики профинансирует мероприятия программы на 4,7 млн. руб. Если же более подробно остановиться на деятельности инспекции труда, то нужно сказать, эта деятельность носит разноплановый характер. Это и проведение проверок, участие в различных мероприятиях по информированию работодателей и работников о требованиях действующего трудового законодательства. Например, в рамках подготовки к заседанию Совета инспекций при межведомственной Комиссии по охране труда республики, которое состоялось 4 октября прошлого года, по вопросу «О состоянии условий и охраны труда в организациях городского транспорта, организации и проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водительского состава, контроля со стороны перевозчиков за проведением медицинского переосвидетельствования водителей в установленные сроки, организации контроля за установленными режимами труда и отдыха водителей» проводились проверки и выявлялось значительное количество нарушений. Результаты проверок организаций городского транспорта свидетельствуют, что нарушениями, характерными для большинства предприятий, являются: - несоблюдение режима труда и отдыха водителей - регламентированных перерывов на отдых, времени управления автомобилем (ГУП «Башавтотранс», ФГУП «Почта России» (Белорецк), ООО «Белебей-Автотранс», Троллейбусное депо № 1 МУЭТ г. Уфа, Трамвайное депо № 1 им. С.И. Зорина (Уфа) и др.); - отсутствие для водителей бытовых помещений, комнат отдыха и организованного питания во время стоянок, особенно на конечных остановках (ГУП «Башавтотранс» РБ, ИП Батыров Ф.Ф. (Уфа), Троллейбусное депо №1 МУЭТ г. Уфа и др.); - не организовано прохождение предварительных, а также периодических медицинских осмотров во многих организациях среднего и малого бизнеса (ООО «Компания «УФА-ЛАЙН», ООО «Мозаика», ООО «УфаТрансСтрой», ООО «Интегрированные телесистемы», ООО «Транс-Сервис», ООО «Зеленоглазое такси», ИП Бончужная Н.Н., ООО «ПАН АВТО» (Уфа), ИП Дворянинов В.В., Белебей) и др.; - не созданы необходимые условия для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров - не предусмотрено отдельное помещение, отсутствует необходимое оборудование (ГУП «Башавтотранс», ИП Батыров Ф.Ф., МУ «Земельное агентство», ООО «Дорожный патруль», МУП «Уфаводоканал» и др.); - не организовано проведение производственного контроля за условиями труда работников, в том числе водителей - не проводятся лабораторно-инструментальные исследования факторов производственной среды: шума, вибрации, микроклимата, освещенности, воздуха рабочей зоны, электромагнитного излучения (ООО «Трансхим», ООО «ТрансСервис», ИП Бончужная Н.Н. и др.); - работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (МУП Управление электротранспорта г. Уфа); - не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в большинстве малых и средних организаций городского транспорта. На заседании Совета шел серьезный разговор об улучшении условий труда водителей. Часть мероприятий требует вложения финансовых средств республиканского бюджета, а также средств предприятий. Нарушения трудовых прав работников в части предоставления гарантий компенсаций за работу во вредных и(или) опасных условиях труда выявлялись и при проведении плановых проверок. Так, в уфимском ЗАО «Подводнефтегазстрой» в нарушение ст. 57 ТК РФ у работников с вредными и(или) опасными условиями труда в письменных трудовых договорах не были отражены условия труда, гарантии и компенсации за работу в данных условиях; не установлена сокращенная продолжительность рабочего времени данной категории работников (ст. 94 ТК РФ), не предоставлялись дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ), не производилась оплата в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ). Кроме того, работникам, выполняющим работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, не начислялся районный коэффициент (ст. 315 и 316 ТК РФ). Выдано предписание, юридическое лицо оштрафовано на 50 тыс. руб. Проверкой в ООО «Октябрьское управление технологического транспорта» установлено: в соответствии с перечнем-приложением к коллективному договору не предоставлялся дополнительный отпуск (не менее установленного 7-дневного срока) таким работникам, как машинист агрегатов по обслуживанию нефтепромыслового оборудования, машинист буровой установки, машинист автомобильного крана, оператор АЗС, вулканизаторщик, слесарь по ремонту автомобилей, занятый на расточке. В ходе проверки по конфиденциальному обращению работника уфимского ООО «Сальвия» выявлено: 29 сотрудникам (электросварщики ручной сварки), занятым на работах с вредными условиями труда, не выплачивалась денежная компенсация стоимости молока. Юридическое лицо оштрафовано на 40 тыс. руб.
В 2011 году зафиксирован рост числа нарушений в области установленных законодательством гарантий и компенсаций работникам. Данный рост числа выявленных в данной области трудового законодательства нарушений вызван массовым обращением в Гострудинспекцию РБ работников предприятий с вредными условиями труда по вопросу непредставления отпусков за вредные условия труда и невыплаты компенсации за них при увольнении. В октябрьском ООО «Выпуск нестандартного оборудования «Калибр» материалами аттестации рабочих мест по условиям труда по таким профессиям, как заточник, станочник широкого профиля, электрогазосварщик, термист, шлифовщик, установлены вредные условия труда. В то же время в нарушение ст. 222 ТК РФ выдача молока или денежных компенсаций данной категории работников не производилась. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней, повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада) - вышеуказанные нормы в отношении работников, исполняющих трудовые функции по названным профессиям, в обществе не исполнялись. Директор оштрафован. По итогам всех видов проверок выявлено 10 464 нарушения трудового законодательства, в том числе - 4716, не связанных с охраной труда (правовые вопросы). Основными причинами выявленных нарушений законодательства по охране труда, независимо от вида экономической деятельности и формы собственности работодателя, явились: несоблюдение требований отраслевых инструкций по охране труда и техники безопасности; неудовлетворительный контроль со стороны работодателей и других должностных лиц за безопасным производством работ и неудовлетворительная организация производства работ; несоблюдение установленного порядка обучения и инструктирования работников по охране труда; необеспеченность работников СИЗ в соответствии с требованиями охраны труда и т.д. Руководство Гострудинспекции обращает внимание госинспекторов труда на необходимость глубокого анализа в ходе проверок выполнения работодателями норм законодательства об организации во всех хозяйствующих субъектах с численностью работников свыше 50 чел. служб охраны труда (введения единицы специалиста по охране труда). Как показывают итоги инспекторских проверок, значительное число нарушений законодательства допускается у работодателей, не выполняющих требования ст. 217 ТК РФ о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в данной области. Это нарушение характерно практически для каждого второго работодателя негосударственного сектора экономики. По-прежнему значительное число выявляемых нарушений законодательства об охране труда касается вопросов обучения и инструктирования работников по вопросам охраны труда и техники безопасности. Данные вопросы анализировались в ходе проверок. Нарушения по этому вопросу составили 41,7% от всех выявленных нарушений, связанных с охраной труда. Те или иные нарушения норм законодательства об инструктировании и обучении работников по ОТ и ТБ выявлены практически у каждого 2-го проверенного по данному вопросу работодателя. Типичные нарушения трудового законодательства в области обучения, инструктирования и проверки знаний работников по охране труда: - допуск к работе без проведения предварительного обучения и инструктажа; - формальный подход к проведению инструктажа; - отсутствие разработанных программ обучения; - ненадлежащий состав или отсутствие комиссий по проверке знаний требований охраны труда; - допуск к работе без прохождения соответствующего обучения по охране труда работников, занятых на работах с повышенным требованием безопасности работ. Не снижается доля выявленных нарушений ст. 221 ТК РФ и других нормативных правовых актов об обеспечении работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты (537 нарушений). Спектр выявленных нарушений достаточно широк: отсутствовала необходимая нормативно-техническая и справочная документация по обеспечению работников СИЗ, спецобувью и спецодеждой (типовые отраслевые нормы, каталоги, ГОСТы); работники, занятые на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, не обеспечивались необходимыми СИЗ; приобретаемые СИЗ не имели сертификатов соответствия и не соответствовали требованиям охраны труда; не были установлены или нарушались сроки использования спецодежды и спецобуви; при выдаче работникам СИЗ (респираторов, противогазов, предохранительных поясов и др.) не проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности в соответствии с установленными ГОСТом сроками, не были организованы регулярные испытания СИЗ, тренировки по их применению; не у всех работодателей должным образом велись карточки учета СИЗ; не были организованы стирка, чистка, ремонт, хранение спецодежды. Конечно, в ходе проверок анализируется соблюдение всех вопросов обеспечения безопасности работающих. Это организация медосмотров работников, их обучения и инструктирования, аттестация рабочих мест по условиям труда, создание нормальных санитарно-бытовых условий и другие вопросы. Но кроме проверок есть и другие формы работы, которые могут помочь переломить ситуацию. С 1 июня 2009 года в республике стартовал проект «Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей». Этот проект призван стимулировать усилия всех предприятий на достижение баланса между экономическими интересами и защитой социальных прав работников. С этого момента мы получали заявки от предприятий об участии в проекте. И на сегодняшний день предприятий, удостоенных Сертификата доверия работодателя, в республике 24. Это немного, но мы стараемся тщательно отбирать претендентов, чтобы не обесценить саму идею.
Вручением Сертификата координаторы проекта (Инспекция труда, Федерация профсоюзов РБ и Торгово-промышленная палата) обозначают свою позицию полного доверия предприятиям, которые приняли участие в проекте. Мы уверены, что они продолжат политику социальной ответственности и внимания к сотрудникам. Со своей стороны координаторы прикладывают усилия, чтобы положительный опыт работы этих организаций в сфере трудовых отношений получил дальнейшее распространение. Сейчас рассматривается еще несколько заявок, и, будем надеяться, мы расширим список добросовестных работодателей.
|