Поиск по сайту:
 
 
Главная Промышленность и безопасность Дополнительное обучение и повторная проверка знаний наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин (ПБ № 8 2009)
28 | 09 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

АНАЛИТИКА 

Владимир Коровин, д. т. н., генеральный директор ООО НПП «Резонанс» (Челябинск)

В компанию «Резонанс», как к изготовителю приборов безопасности грузоподъемных машин, поступают запросы о необходимости обучения, повторной проверки знаний и аттестации наладчиков и специалистов по эксплуатационному сопровождению этих приборов, а также о правомочности их проведения отдельными организациями.

В 2006 г. нами была опубликована статья по вопросам организации профессионального обучения специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин [1]. В ней справедливо указывалось, что, в свете проходящей в настоящее время реформы технического регулирования, отдельные утверждения в этой статье могут оказаться спорными, либо не в полной мере отвечающими реалиям сегодняшнего дня. За прошедшие годы в нормативном регулировании процессов обучения и аттестации работников произошли существенные изменения. В том числе, Положение о порядке подготовки и аттестации работников в системе Госгортехнадзора (РД 03-444-02) приказом Ростехнадзора от 06.04.2007 № 208 признано не подлежащим применению.

В целом эти вопросы попрежнему регулируются двумя ведомствами – Министерством образования Российской Федерации и Ростехнадзором.

Министерство образования осуществляет регулирование образовательной деятельности на основе федерального закона от 10.07.1992 № 3266-I* «Об образовании» (даты внесения изменений в акты законодательства мы не указываем) и соответствующих подзаконных актов.

____________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 10 июля 1992 года N 3266-1" - Примечание изготовителя базы данных.

Правовой основой деятельности Ростехнадзора по этим вопросам является приказ этой федеральной службы от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Этим приказом утверждены «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-19-2007) и «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-20-2007).

Указанные документы являются обязательными для исполнения, поскольку они зарегистрированы Министерством юстиции РФ и официально опубликованы в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 16.04.2007 № 16.

Кроме них существуют нормативные документы Ростехнадзора типа РД 10-208-98, ПБ 10-382-00, РД 10-399-01 и т. п. Эти документы не зарегистрированы Министерством юстиции РФ и официально не опубликованы. По этой причине они, согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На них нельзя ссылаться при разрешении споров.

В частности, как указано в определении Высшего Арбитражного суда РФ от 18.12.2008 по делу № 12581/08, Правила ПБ 10-382-00 являются лишь техническим актом и «не содержат норм права, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений» [2].

Безусловно, эти Правила аккумулируют опыт краностроения, и содержащиеся в них технические нормы играют роль доказательной базы при подтверждении соответствия грузоподъемных кранов установленным требованиям безопасности. Но неправомерно включенные в них правовые нормы не могут быть обязательными для исполнения.

Об этом нарушении указывается в сообщении Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2009: «Продолжает действовать ряд нормативных правовых актов, принятых Ростехнадзором, но не прошедших регистрацию в Министерстве юстиции РФ. При этом эти документы затрагивают права, обязанности и законные интересы граждан и организаций» [3].

Нормативные правовые акты Ростехнадзора и Министерства образования РФ устанавливают различные требования к процедурам подготовки (обучения) и аттестации (проверки знаний) специалистов (в данном случае – инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений и специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию подъемных сооружений) и рабочих основных профессий – машинистов, стропальщиков, электрогазосварщиков и т. п.

Специалисты для получения права выполнять работы с техническими устройствами, подконтрольными Ростехнадзору, должны пройти:

– предаттестационную подготовку (обучение) по вопросам промышленной безопасности, отнесенным к их компетенции, в части требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами. Подготовка осуществляется в образовательном учреждении (в учебной организации), либо в специализированном (учебном) структурном подразделении той организации, в которой работает специалист, по учебным программам, согласованным с Ростехнадзором и разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Ростехнадзором. Образовательное учреждение или учебное подразделение организации-работодателя должно иметь лицензию на образовательную деятельность, которую выдает Министерство образования субъекта Российской Федерации. Это же Министерство осуществляет контроль соблюдения лицензионных требований [1]. Окончанием подготовки специалиста является получение им допуска к аттестации (РД 03-19-2007, п. 8);

– аттестацию – проверку знаний специалистом общих требований промышленной безопасности и, в данном случае, требований промышленной безопасности к подъемным сооружениям, в объеме должностных обязанностей специалиста, выполняемых им по основной работе. Проверка знаний проводится в аттестационной комиссии той организации, в которой работает аттестуемый специалист, либо, по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора, в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора (РД 03-19-2007, п. 11 и 19). Аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказами их руководителей. В их состав включаются руководители и специалисты этих организаций, в том числе осуществляющие контроль соблюдения требований безопасности. Возглавляет комиссию один из руководителей организации. Необходимость участия в работе этих аттестационных комиссий представителей территориальных органов Ростехнадзора решается этими территориальными органами (РД 03-19-2007, п. 18).

Специалистам, прошедшим аттестацию, выдаются удостоверения об аттестации. В удостоверениях указываются место работы, должность и области аттестации специалиста (А – Общие требования промышленной безопасности, Б9 – Подъемные сооружения) (РД 03-19-2007, п. 24, приложение 2).

Соответственно, из РД 03-19-2007 следует, что образовательные учреждения (учебные центры), а также различные «специализированные», «головные» и т. п. сторонние организации не имеют полномочий на проведение аттестации специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию подъемных сооружений и инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений.

Мы не будем подробно останавливаться на предаттестационной подготовке и аттестации этих специалистов. Отметим лишь их неэффективность с точки зрения повышения уровня промышленной безопасности. По нашим наблюдениям, эта подготовка нередко проводится фирмами (ООО, ЗАО, НОУ, АНО и т. п.), аффилированными с Ростехнадзором, и иногда заключается лишь в прочтении максимум десятка страниц Правил ПБ 10-382-00. Порой, заплатив определенную сумму, можно получить удостоверение без каких-либо экзаменов и аттестаций.

Поднадзорные предприятия фактически содержат Ростехнадзор через выплату налогов в госбюджет. Тем не менее, благодаря РД 03-19-2007, через процедуру подготовки, аттестации и переаттестации их специалистов, они дополнительно используются в качестве неких «дойных коров» в сомнительных целях. О множестве нарушений в этой сфере указывается, в частности, в представлении Генеральной прокуратуры РФ, вынесенном в адрес Ростехнадзора [3].

Для рабочих основных профессий процедура их допуска к самостоятельной работе предусматривает теоретическое и производственное обучение по программам, согласованным с Ростехнадзором, проверку знаний, инструктаж по безопасности, стажировку на рабочем месте и медицинский осмотр.

Ответственным за организацию обучения и проверки знаний является руководитель организации (работодатель), а в подразделении организации – руководитель подразделения (РД 03-20-2007, п. 6).

Обучение рабочих в целом аналогично подготовке специалистов и проводится в лицензированном образовательном учреждении (в учебной организации), либо в лицензированном учебном структурном подразделении организации-работодателя. Но имеется и существенное отличие – работникам с высшим и средним специальным образованием, работающим по рабочим специальностям, за теоретический курс обучения засчитывается подтвержденный дипломом теоретический курс по соответствующей специальности в рамках программы подготовки вновь принятых рабочих, а за практический курс – стажировка на рабочем месте (РД 03-20-2007, п. 11). Из этого следует, что для рабочих, в том числе наладчиков, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по профилю этой профессии, дополнительное обучение в образовательном учреждении (учебном центре) не требуется.

Сказанное подтверждается позицией Генеральной прокуратуры РФ. В сообщении на ее официальном сайте от 07.05.2009 указано: «В Ростехнадзоре создана ситуация, при которой должностные лица территориальных органов понуждают работников поднадзорных им организаций проходить предаттестационную подготовку в области промышленной безопасности в коммерческих организациях и подведомственных учреждениях, осуществляющих данную деятельность на платной основе. В соответствии же с законодательством такая подготовка является добровольной и проводится при необходимости» [3].

Если же работник основной профессии (крановщик, стропальщик и т. д.) не имеет необходимого образовательного уровня (ценза) по профилю своей работы, то прохождение производственного обучения является обязательным. (Далее мы отдельно рассмотрим, распространяется ли это требование на наладчиков приборов безопасности.)

В частности, рабочие основных профессий проходят обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования. В этом случае, в соответствии с п. 2.4 «Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования РФ от 01.11.1995 № 563, при итоговой аттестации выпускников, получивших начальное профессиональное образование по профессиям, связанным с работами на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, председателями выпускных аттестационных комиссий назначаются их представители. Сами комиссии создаются приказами руководителей образовательных учреждений. Аналогичное положение содержит п. 11 РД 03-20-2007.

По окончании обучения и сдачи итогового экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, обучаемому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство об окончании учебного заведения (РД 03-20-2007, п. 11).

Федеральный закон № 3266-I* «Об образовании» не допускает выдачи документа об образовании с ограниченным сроком действия. Диплом, свидетельство или удостоверение, выданное любым образовательным учреждением, включая учреждения высшего и среднего профессионального образования и учебные центры по приборам безопасности грузоподъемных машин, действует бессрочно.

____________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 10 июля 1992 года N 3266-1" - Примечание изготовителя базы данных.

После выдачи документа об образовании учебное учреждение считается выполнившим свои задачи, и дальнейшее взаимодействие с ним не требуется. Соответственно, п. 1.3 РД 10-208-98, предусматривающий прохождение наладчиками приборов безопасности ежегодной повторной проверки знаний в учебных центрах (пунктах) с соответствующей отметкой в удостоверениях, не подлежит применению как противоречащий требованиям федерального закона № 3266-I* «Об образовании» и нормативного правового акта РД 03-20-2007. Отметки в документах об образовании (свидетельствах, удостоверениях, дипломах), указывающие ограниченный срок их действия, являются недействительными.

____________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 10 июля 1992 года N 3266-1" - Примечание изготовителя базы данных.

После прохождения курса обучения и получения документа об образовании проверка знаний работника, в том числе повторная, осуществляется лишь организацией-работодателем, к которой образовательное учреждение не имеет отношения.

При поступлении рабочего основной профессии на работу, он в комиссии организации-работодателя проходит проверку знаний в области безопасности в объеме квалификационных требований и требований производственных инструкций для данной профессии (РД 03-20-2007, п. 4), инструктаж по технике безопасности и стажировку (не менее 2-х смен) на рабочем месте (РД 03-20-2007, п. 18-26).

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний и медицинский осмотр, организация-работодатель приказом по организации оформляет его допуск к работе (РД 03-20-2007, п. 27) и выдает удостоверение на право самостоятельной работы (РД 03-20-2007, п. 26).

Первичный инструктаж по безопасности на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи по безопасности, а также периодическую проверку знаний производственных инструкций для конкретных профессий (не реже одного раза в 12 месяцев) также организует организация-работодатель.

Эти же положения содержатся и в Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работника возлагаются на работодателя. Именно руководитель организации обязан обеспечить безопасность своих работников при выполнении порученных им работ, организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировку на рабочем месте и необходимую проверку знаний.

Если в сферу деятельности организации входит работа не только с техническими устройствами, применяемыми на опасном производственном объекте (в частности, с грузоподъемными кранами), но и эксплуатация опасного производственного объекта, то на нее дополнительно распространяются требования ст. 9 федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В п. 1 этой статьи указано, что такая организация обязана допускать к работе на опасном производственном объекте только работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, а также обеспечивать проведение их подготовки и аттестации в области промышленной безопасности.

Следует также учитывать, что приборы безопасности грузоподъемных кранов не входят в «Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации», утвержденный Госгортехнадзором РФ и Госстандартом РФ от 3 и 10 августа 2001 г., что упрощает допуск к работе с ними.

Таким образом, удостоверение на право самостоятельной работы (допуск к работе) рабочего любой профессии, в том числе удостоверение наладчика приборов безопасности грузоподъемных машин с правом считывания и обработки информации с регистратора параметров, выдает та организация, в которой работает наладчик.

Образовательное учреждение (учебный центр) таких полномочий не имеет и вправе выдавать лишь свидетельство (диплом, удостоверение) об окончании этого учебного заведения.

Отдельными учебными центрами иногда незаконно и безответственно за определенную плату выдаются «комбинированные» удостоверения, подтверждающие не только прохождение курса обучения, но и допуск к работе. Причем без медицинского осмотра и инструктажа по охране труда, без проверки наличия необходимой группы по электробезопасности согласно «Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок» (ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00), необходимой при работе на кранах с электрическим приводом, без проверки допуска к работе на высоте согласно «Межотраслевым правилам по охране труда при работе на высоте» (ПОТ РМ-012-2000), необходимого, например, при работе наладчика на башенных кранах и т. д., такие действия незаконны.

Ранее некое подобие легитимности проведения аттестации работников поднадзорных предприятий сторонними частными организациями давало «Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (ЕС ОС Ростехнадзора, РД 03-21-2007), утвержденное приказом Ростехнадзора от 02.04.2007 № 196.

Наблюдательным советом ЕС ОС Ростехнадзора органом по аккредитации было «назначено» ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», не уполномоченное Правительством Российской Федерации.

ОАО НТЦ «Промышленная безопасность», на основании п. 21 РД 03-21-2007, на коммерческой основе выдавало свидетельства об аккредитации отдельным частным организациям – «аттестационнометодическим центрам», проводящим аттестацию и проверку знаний по промышленной, экологической безопасности и электробезопасности у персонала организаций, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору. Как правило, аккредитованная организация ежеквартально должна была оплачивать органу аккредитации (ОАО НТЦ «Промышленная безопасность») как минимум 10% от суммы выполненных ею работ.

По требованию Федеральной антимонопольной службы России, указавшей Ростехнадзору на недопустимость предоставления таких полномочий коммерческой организации ОАО НТЦ «Промышленная безопасность», издан приказ Ростехнадзора от 10.03.2009 № 142 о признании Положения о ЕС ОС Ростехнадзора (РД-03-21-2007) утратившим силу. Тем самым отменены все полномочия, которые Ростехнадзор предоставлял ЕС ОС Ростехнадзора в лице ОАО НТЦ «Промышленная безопасность». ЕС ОС Ростехнадзора фактически превратилась в орган по добровольной сертификации, документы которого не влекут каких-либо правовых последствий.

После этой отмены, свидетельства об аккредитации организаций в ЕС ОС Ростехнадзора, выдаваемые частной коммерческой организацией ОАО НТЦ «Промышленная безопасность» (генеральный директор Котельников В. С.), не дают аккредитованной организации каких-либо прав на проведение аттестации (проверки знаний) персонала поднадзорных организаций. В итоге, порядок проведения аттестации (проверки знаний) персонала был приведен в соответствие с требованиями Трудового кодекса РФ, РД 03-19-2007 и РД 03-20-2007.

Для регулирования трудовых отношений и обеспечения необхомимой эффективности функционирования системы управления персоналом применяется «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» (ЕТКС). Его 3-й выпуск утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.04.2007 № 243.

Тарифно-квалификационные характеристики ЕТКС применяются при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим в организациях независимо от формы их собственности и организационно-правовых форм, где имеются производства или виды работ, указанные в соответствующем разделе, кроме особо оговоренных случаев, не имеющих отношения к работам по приборам безопасности.

Виды работ, отнесенные к эксплуатационному сопровождению приборов безопасности грузоподъемных машин, в ЕТКС включены в раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» и относятся к наименованию профессии рабочего «Наладчик строительных машин» 5, 6 или 7 разряда (ЕТКС, § 276-278, код профессии № 14993).

В ЕТКС, в зависимости от присваиваемого квалификационного разряда рабочего, указаны характеристики выполняемых им работ, необходимые объемы знаний, примеры работ, а также требование к его образовательному уровню. Для наладчиков 6 и 7 разряда обязательно наличие среднего профессионального образования. Для наладчиков 5 разряда оно не обязательно.

В характеристику работ наладчиков строительных машин всех разрядов входят наладка, регулирование, техническое обслуживание и текущий ремонт электронного и электрического оборудования машин, а также их гидравлического, пневматического и механического оборудования, с соответствующим демонтажем и монтажом агрегатов, узлов и систем управления, с чем непосредственно сталкивается наладчик приборов безопасности.

В примерах работ, выполняемых наладчиками строительных машин, указаны наладка, регулирование, техническое обслуживание, текущий ремонт, демонтаж и монтаж агрегатов, узлов и систем управления грузоподъемных кранов.

К этим же работам следует отнести считывание и обработку информации регистраторов параметров грузоподъемных кранов.

Каких-либо нормативных правовых актов (документов, прошедших регистрацию в Минюсте и официально опубликованных), предписывающих проводить отдельное обучение работников или отдельное оформление их допуска к работе с регистраторами параметров, не существует. Руководитель организации-работодателя вправе предоставить допуск к такой работе, с выдачей соответствующего удостоверения, любому наладчику строительных машин.

Соответственно, содержащееся в приложении 1 к РД 10-399-01 коррупционно емкое положение, указывающее, что «организация по считыванию и оформлению информации» – это «специализированная организация, имеющая положительное заключение головной организации о возможности проведения работ по выводу (считыванию) информации из РП, выполнения обработки этой информации и оформления документов о параметрах работы кранов», не имеет под собой нормативно-правового основания и не подлежит применению.

Работы на кранах с более высокой грузоподъемностью, согласно ЕТКС, должны выполняться наладчиками с более высокими квалификационными разрядами, что представляется вполне обоснованным в силу большей сложности тяжелых кранов и более высокой «цены» ошибок наладчиков на таких кранах.

Современные микропроцессорные приборы и системы безопасности, в силу наличия в них встроенной самодиагностики, датчиков с нормированными характеристиками, удобного графического интерфейса взаимодействия с наладчиком и т. п., зачастую более просты в настройке и в техническом обслуживании, чем приборы безопасности первых поколений, реализованные на «жесткой логике». Поэтому разделение наладчиков строительных машин в ЕТКС по разрядам в зависимости от грузоподъемности крана, а не от наличия в приборе безопасности микроконтроллера, является обоснованным.

В этой связи, предложение отдельных специалистов использовать для наладчиков не квалификационные разряды по ЕТКС, а некие уровни, не только противоречит действующему законодательству, но и представляется в корне ошибочным.

В мировом и отечественном краностроении происходит процесс углубления интеграции приборов безопасности в единую систему автоматизированного контроля, защиты и управления. Выделить прибор безопасности из оборудования современных грузоподъемных кранов, например компании Liebherr, практически невозможно.

Поэтому наладчики приборов безопасности, по нашему мнению, должны получать комплекс знаний, в первую очередь, именно по системам контроля, защиты и управления, т. е. проходить обучение именно как «наладчики строительных машин».

В противоположность общей тенденции развития краностроения, в нашей стране в настоящее время выстроена целая система искусственного и надуманного отделения приборов безопасности от крана. Спекулируя, в отдельных случаях, на недостаточном понимании крановыми заводами особенностей построения электронных систем защиты, отдельными лицами в корыстных интересах культивируется идея, что кран – это кран, а прибор безопасности – это нечто отдельное, довесок к крану. Создана даже «головная организация по приборам безопасности», хотя по другим узлам и агрегатам крана, включая их гидравлические системы, имеющие не меньшее значение для эффективной и безопасной работы крана, «головных организаций» не существует.

Установив, что правильным наименованием профессии наладчика приборов безопасности грузоподъемных машин является «наладчик строительных машин», нетрудно получить ответ на вопрос о том, нужно ли вообще обучение наладчиков под контролем Ростехнадзора.

Ответ на него дает «Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденный приказом Ростехнадзора от 29.12.2006 № 1154.

В него включены «машинист крана (крановщик)», «электрогазо-сварщик», «стропальщик» и т. д. Но «наладчик строительных машин» и, тем более, «наладчик приборов безопасности» в данном Перечне отсутствуют. Следовательно, программы обучения наладчиков строительных машин (приборов безопасности) не подлежат согласованию с Ростехнадзором. Их подготовка не подконтрольна Ростехнадзору.

Поэтому наладчику 6 или 7 разряда достаточно пройти обучение в любом среднем или высшем учебном заведении по профилю этой профессии. Далее предприятие, в котором он работает, на основании полученного диплома, после соблюдения соответствующих процедур по Трудовому кодексу РФ вправе оформить допуск к работе и выдать удостоверение наладчика (можно со ссылкой на п. 26 нормативного документа Ростехнадзора РД 03-20-2007). Наладчику 5 разряда такое удостоверение, естественно, после проверки знаний и практических навыков в комиссии предприятия-работодателя, может быть выдано без прохождения какого-либо обучения в образовательном учреждении.

В целом, сложившийся в нашей стране порядок выполнения мероприятий по эксплуатационному сопровождению приборов безопасности грузоподъемных машин, а также по обучению и оформлению допуска работников к работе с ними, умышленно превращен, по нашему мнению, в «мутную воду», в которой, как известно, отдельным лицам легче «ловить рыбку», соблюдая свои вполне понятные интересы.

Для деятельности наладчиков приборов безопасности установлена целая серия искусственных административных барьеров, преодолеть которые можно лишь, заплатив известным лицам. Например, как указывалось выше, п. 1.3 РД 10-208-98 незаконно обязывает наладчиков ежегодно проходить повторную проверку знаний в учебных центрах (пунктах) и, соответственно, ежегодно платить по нескольку тысяч рублей.

Организован сверхприбыльный бизнес – взимание тысяч рублей за каждую отметку в удостоверениях, причем зачастую во время различных семинаров и конференций, проводимых на базах отдыха, в санаториях и т. п. Для их организаторов приятное совмещается с незаконным бизнесом – в ущерб интересам наладчиков и сервисных центров.

Ранее в этом бизнесе традиционно принимали участие должностные лица Ростехнадзора. От его имени подписывались, а то и рассылались приглашения на эти мероприятия. Должностные лица Ростехнадзора входили в состав оргкомитетов подобных платных семинаров, конференций, форумов и т. п».

В последнее время, в связи с очевидной недопустимостью сращивания бизнеса и власти, Ростехнадзор все больше дистанцируется от этих коммерческо-рекламных мероприятий. Например, Московское МТУ Ростехнадзора, как следует из его письма от 10.06.2009 № 04178-А/1/3.5-07, не участвовало в семинаре, проводимом ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» в мае 2009 г. в Ивантеевке и в дальнейшем не планирует принимать участие в мероприятиях, проводимых этой коммерческой организацией и ее дочерней фирмой – НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация».

Если вдуматься в сложившееся положение с обучением и повторной проверкой знаний наладчиков, то становится очевидной его абсурдность. Предположим, что вы, например, решили стать водителем автотранспортного средства, прошли обучение в автошколе, сдали выпускной экзамен в автошколе и получили удостоверение об ее окончании, то есть получили документ, аналогичный по своему статусу удостоверению о прохождении обучения в учебном центре по приборам безопасности. Далее вы идете в ГИБДД , проходите там проверку знаний и практических навыков (по терминологии Ростехнадзора – аттестацию). Затем в ГИБДД получаете допуск к управлению транспортным средством в виде водительского удостоверения и далее совершенствуете свое водительское мастерство на практике, забывая про автошколу как пройденный этап. При работе водителем ваш работодатель, на основании водительского удостоверения, оформляет допуск к работе после прохождения медосмотра, инструктажа и т. п.

Если вы имеете большой практический опыт вождения, то попытки предъявить вам требование об ежегодном прохождении проверки знаний в автошколе, причем с оплатой по нескольку тысяч рублей, вы вправе принять за оскорбление и, вероятно, можете усомниться в адекватности лица, предъявившего вам такое требование. В противоположность этому, настойчивые требования отдельных лиц ежегодно подтверждать действие удостоверений об окончании учебного центра по приборам безопасности, в силу зашоренности отдельных участников этого мероприятия, порой не вызывают возражений. Многие даже не задумываются над вопросами – а нужно ли вообще дополнительное обучение по приборам безопасности, если работник уже имеет необходимую квалификацию, и кто именно вправе выдавать удостоверение наладчика.

Ситуация порой выглядит несколько комично, когда, например, квалифицированный инженер-электрик выслушивает в учебном центре по приборам безопасности, что такое датчик давления или потенциометр. За свои же деньги приобретает обузу выслушивать азбучные для него истины.

Организованы регулярные поборы с сервисных центров по приборам безопасности за их некое информационное обслуживание в Ассоциации «РосСМА», членство в которой, если называть вещи своими именами, реально ничего не дает кроме, естественно, обязанности делать регулярные перечисления Ассоциации «РосСМА». Культивируется идея увеличения этих поборов путем вовлечения сервисных центров в ненужную саморегулируемую организацию (СРО) по приборам безопасности. Кстати, по идее генерального директора ООО НТЦ «Промышленная безопасность» В. С. Котельникова, – с отчислениями в СРО не менее 10% от всех объемов выполненных работ.

Сложившаяся система, когда во главу угла ставится зачастую не профессионализм, не ответственность и добросовестность работника, а наличие у него полученного за деньги удостоверения с отметками о допуске к работе с определенными типами приборов безопасности, в современных условиях нежизнеспособна.

Уже начавшийся процесс саморазрушения этой системы продолжает углубляться. Теперь далеко не каждый учебный центр по приборам безопасности настаивает на необходимости прохождения в нем ежегодной проверки знаний и не каждый наладчик это делает. А государственные инспектора Ростехнадзора далеко не всегда этого требуют.

Продолжая проводить аналогию, отметим, что, принимая решение, какому автослесарю отдать свой автомобиль в ремонт, вы ориентируетесь на уровень его профессионализма, на доверие к нему и к компании, в которой он работает, на наличие у нее необходимой материальной базы для качественного выполнения ремонта. Наличие у автослесаря удостоверения с указанием в нем той марки автомобиля, который вы собираетесь отдать ему в ремонт, вас не интересует. ГИБДД , в свою очередь, не интересует наличие у автослесарей или автоэлектриков удостоверений и, тем более, каких-либо отметок в них.

Многие изготовители приборов безопасности, включая компанию «Резонанс», в паспортах приборов или в контрактах (договорах) на поставку устанавливают ограничения по допуску лиц, имеющих право осуществлять их монтаж, настройку, техническое обслуживание и ремонт. Особенно в течение гарантийного срока эксплуатации. Для этого осуществляется выдача сертификатов сервисных центров и стажировка (дообучение) наладчиков с участием представителей компании «Резонанс».

Именно завоевание доверия изготовителя прибора безопасности и владельца крана, в сочетании с надлежащим оформлением допуска наладчика к самостоятельной работе предприятием-работодателем, является основой успешной деятельности наладчика строительных машин (приборов безопасности) и предприятия, в котором он работает.

Поэтому сложившееся положение с аттестацией (допуском к работе) и обучением (подготовкой) наладчиков и специалистов по эксплуатационному сопровождению приборов безопасности грузоподъемных машин, ориентированное на окологосударственную коммерцию и на создание излишних административных барьеров для деятельности сервисных центров по приборам безопасности в корыстных интересах отдельных лиц, требует радикального изменения.

Полагаем, что в свете принятых президентом и правительством РФ решений о переходе к инновационной экономике и борьбе с коррупцией эти изменения представляются неизбежными и произойдут в самом ближайшем будущем. В этом ключе Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), в чьем подчинении находится Ростехнадзор, запланирована доработка нормативных документов Ростехнадзора, включая Правила ПБ 10-382-00 – техническую «альфу и омегу» краностроения. При этом, как указывается в письме Минприроды России от 08.09.2009 № 13-47/12686, положения, устанавливающие наличие головных организаций по вопросам краностроения, не соответствуют законодательству Российской Федерации и будут исключены из Правил ПБ 10-382-00.

В итоге, по рассматриваемым вопросам можно сделать следующие выводы:

1. Работники, выполняющие функции наладчика приборов безопасности грузоподъемных машин, а также считывание и обработку информации с регистраторов параметров, в случае необходимости повышения их квалификации, должны проходить обучение профессии «наладчик строительных машин» согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих» (ЕТКС).

2. Обучение рабочих профессии «наладчик строительных машин», включая наладку приборов безопасности грузоподъемных машин, входящую в характеристику его работ по ЕТКС, по действующему законодательству не подконтрольно Ростехнадзору. Согласование с Ростехнадзором программ этого обучения не имеет под собой правовых оснований и должно рассматриваться лишь как реклама или незаконная административная поддержка образовательного учреждения, неправомерно осуществляемая отдельными должностными лицами Ростехнадзора.

3. Наладчик может не проходить обучение в специализированных учебных центрах по приборам безопасности. Необходимость такого обучения определяется при оформлении его допуска к самостоятельной работе руководителем той организации, в которой он работает, исходя из фактического уровня квалификации наладчика. За прохождение курса такого обучения наладчику с высшим или средним образованием, при оформлении допуска к работе организация-работодатель вправе зачесть его диплом, подтверждающий прохождение теоретического курса по тем вопросам, которые должен знать наладчик строительных машин по ЕТКС, и стажировку на рабочем месте.

4. Выданный образовательным учреждением документ об образовании является бессрочным. Положения любых документов, в том числе нормативно-технических, не являющихся федеральными законами или нормативными правовыми актами, предусматривающие обязательную периодическую проверку знаний в образовательных учреждениях либо возлагающие какие-либо иные обязанности на наладчиков или на предприятия, в которых они работают, не являются обязательными для исполнения и могут иметь лишь рекомендательный характер.

5. Действующее законодательство предусматривает оформление допуска наладчиков к самостоятельной работе, с соответствующей проверкой знаний, контролем прохождения медицинского осмотра, инструктажем по технике безопасности и т. д., исключительно теми организациями, в которых они работают. Организация-работодатель оформляет этот допуск приказом по своей организации с выдачей соответствующего удостоверения наладчика. В этом удостоверении могут быть указаны дата и номер приказа, ссылка на РД 03-20-2007, подписи квалификационной комиссии.

Документы (удостоверения) о допуске наладчиков к работе, выданные образовательными учреждениями (учебными центрами) или иными сторонними организациями, недействительны.

Литература

1. Как организовать профессиональное обучение специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных кранов? / В.А. Коровин // Федеральный строительный рынок. 2006. № 5 (55). С. 26-31.

2. Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. по делу № 12581/08 // Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 2009. № 1 (40). С. 66-68.

3. Генеральная прокуратура Российской Федерации выявила нарушения законодательства в деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору // Информационное сообщение на сайте Генеральной прокуратуры РФ. 07.05.2009. http://genproc.gov.ru/news/news-9448.

 
Главная Промышленность и безопасность Дополнительное обучение и повторная проверка знаний наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин (ПБ № 8 2009)

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю