Поиск по сайту:
 
 
Главная Промышленность и безопасность Деятельность Западно-Уральского управления Ростехнадзора за 9 месяцев 2009 г. (ПБ № 8 2009)
28 | 09 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ 

Технологический надзор

1. Взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ПФО

За 9 месяцев 2009 г. в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации направлено 9 писем с информацией о прохождении отопительного сезона 2008/09 и подготовке к прохождению отопительного сезона 2009/10 с пояснительными записками.

В адрес главных федеральных инспекторов по Пермскому краю, Удмуртской Республике и Кировской области были подготовлены и направлены:

1. Информация о ходе расследования аварии и группового несчастного случая в цехе № 57 ЗАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината».

2. Информация по вопросу создания саморегулируемых организаций в строительной отрасли.

3. Справки по ряду проблемных вопросов, находящихся на контроле Западно-Уральского управления Ростехнадзора (взимание платы с природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду, по осуществлению государственного строительного надзора за объектом капитального строительства «Реконструкция (восстановление) искусственных покрытий аэродрома аэропорта «Киров», по электроснабжению объекта по хранению и уничтожению хим. оружия «Марадыковский»).

4. Информация о реализации Плана мероприятий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 5 ноября 2008 г., утвержденного приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2009 г. № 239.

Руководитель управления участвовал в заседании коллегий и совещаний по вопросам выполнения мероприятий по ликвидации аварий на калийном руднике на БПКРУ-1.

Подготавливалась оперативная информация по запросам главных федеральных инспекторов по субъектам Российской Федерации.

2. Анализ причин аварийности и травматизма в поднадзорных организациях

На поднадзорных предприятиях, эксплуатирующих ОПО, произошло 6 аварий, в электроэнергетике аварий не было.

На поднадзорных предприятиях, эксплуатирующих ОПО, произошел 1 групповой несчастный случай со смертельным исходом 4 марта (ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС»), при котором пострадало 3 человека: 2 – смертельно, 1 – тяжелый.

Один несчастный случай со смертельным исходом был в электроэнергетике: 10 февраля, Пермское отделение Свердловской железной дороги.

Причины травм – ведение работ с нарушением требований по организации выполняемых работ, личная неосторожность исполнителей.

3. Выполнение поднадзорными организациями мероприятий по антитеррористической устойчивости

Были запланированы и проведены следующие мероприятия по противодействию терроризму:

- доведение до предприятий требований о необходимости усиления работы по профилактике возможных террористических акций и готовности к принятию мер по локализации их последствий;

- проведение проверок состояния защищенности опасных производственных объектов;

- осуществление контроля деятельности самих предприятий по противодействию терроризму.

1. Назначены ответственные руководители за организацию и проведение проверок защищенности опасных производственных объектов, созданы штабы или оперативные группы.

2. Взаимодействие с органами МВД, ФСБ, МЧС и медучреждениями на предприятиях осуществляется посредством постоянно поддерживаемой связи, подготовкой совместных мероприятий по предотвращению преступных посягательств.

3. По графикам проводятся учебно-тренировочные занятия, в том числе с учетом возможных террористических проявлений.

4. Разработаны мероприятия по исключению проникновения посторонних лиц на территории предприятий, которые предусматривают, в том числе, усиление ограждений территорий предприятий.

5. Усилен контроль пропускного режима на всех предприятиях.

6. На всех предприятиях усилен режим охраны опасных производственных объектов, в особенности складов и установок, на которых обращаются опасные вещества в больших количествах.

7. На предприятиях организована постоянная проверка территории, технологических установок, трубопроводов, мест хранения ядовитых веществ оперативными группами.

8. Проводится работа по предотвращению несанкционированного доступа в компьютерные базы данных путем введения паролей на стадии загрузки компьютера, организации рабочей группы в локальной компьютерной сети с разграничением полномочий каждого пользователя согласно его паролю, шифрования данных при передаче во внешние сети.

9. Проводятся постоянные проверки за состоянием резервного оборудования, составлены мероприятия по осуществлению предупредительных мер по защите коммуникаций технологического и энергетического обеспечения объекта от террористических проявлений.

Планы ликвидации аварий уже несколько лет являются обязательным документом на предприятиях. Регулярно, по графикам, проводятся тренировки и учебные тревоги. Все работники обеспечены индивидуальными средствами защиты, на местах имеются средства первичного пожаротушения.

С целью реализации Постановления Правительства РФ совместно с органами УВД и ФСБ продолжалась работа по надзору за оборотом ВМ, проведены проверки по выполнению на подконтрольных предприятиях мероприятий по противодействию терроризму и проверке состояния хранения, учета, транспортирования и использования ВМ на всех подконтрольных управлению округа предприятиях, эксплуатирующих склады ВМ и использующих ВМ.

Случаев незаконного производства или оборота взрывчатых материалов, ядовитых, отравляющих и сильнодействующих веществ не обнаружено.

Проведенные проверки показали, что в целом мероприятия по обеспечению физической защиты и антитеррористической устойчивости ОПО подконтрольных предприятий выполняются, степень реализации мероприятий – удовлетворительная, однако на ряде предприятий имеются нарушения, связанные с антитеррористической защищенностью:

- не соблюдаются сроки и порядок проведения учебно-тренировочных занятий с персоналом с проработкой сценариев возможных террористических актов на опасных производственных объектах;

- нарушаются сроки проверки противоаварийной защиты на технических устройствах, систем блокировок и сигнализаций;

- нарушаются сроки и порядок проверки средств индивидуальной защиты.

 

Государственный строительный надзор

1. Общая оценка выполнения плана работ за отчетный период

Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиями, предъявляемыми к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), в соответствии с Порядком формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора (РД-11-03-2006), Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД-11-04-2006), Порядком ведения общего и специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007) и другой нормативной документацией (СНиПы, ГОСТы).

План работы за 9 месяцев 2009 г. выполнен в полном объеме.

1. Государственный строительный надзор ведется в соответствии с требованиями нормативной правовой документации.

2. Должностными лицами государственного строительного надзора ежемесячно проводится работа по самообразованию.

2. Анализ основных показателей надзорной и контрольной деятельности в отчетном периоде

Сотрудниками отделов государственного строительного надзора Западно-Уральского управления осуществляется надзор за 111 объектами капитального строительства, из них: новое строительство – 61 объект, объектов реконструкции – 44, капитального ремонта – 6. За 9 месяцев 2009 г. по отрасли государственного строительного надзора проведено 137 проверок, выявлено 1047 нарушений. Устранено 913 нарушений, 134 нарушения находятся в стадии устранения.

Выдано 27 заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. В настоящий момент устраняются замечания, выявленные в ходе итоговых проверок.

Сотрудниками отдела государственного строительного надзора Западно-Уральского управления Ростехнадзора, в соответствии с отчетностью, обобщается и анализируется информация об осуществлении государственного строительного надзора с территориальных отделов: Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью, Кировского территориального отдела государственного строительного надзора и надзора за подъемными сооружениями, после чего информация предоставляется в отдел по организации разрешительной и надзорной деятельности Управления и в Управление энергетического и строительного надзора Ростехнадзора.

3. Характеристики выявленных нарушений требований технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, а также наложенных административных наказаний

В нарушение ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ застройщиком или заказчиком с нарушением сроков предоставляется не в полном объеме пакет документов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора.

В нарушение ч. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ выявлялись случаи проведения застройщиком (заказчиком) государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий государственной экспертизой субъекта РФ, а не государственной экспертизой федерального органа исполнительной власти.

Застройщик (заказчик) не придерживается форм заполнения документов: формы извещений о начале строительства, об окончании этапов строительств, предусмотренных РД-11-04-2006 «Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструируемых, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации».

В ходе проверок должностными лицами отдела государственного строительного надзора г. Перми выявлялись нарушения по оформлению застройщиком (заказчиком) исполнительной документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Подрядными организациями при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте допускались отклонения от проектной документации. Также при внесении изменений в проектную документацию данным изменениям не проводилась государственная экспертиза.

Застройщиками (заказчиками) не в полной мере осуществляется выполнение разделов проектной документации: «Пожарная безопасность», «Охрана труда».

При визуальном осмотре выполненных работ на объектах капитального строительства должностными лицами государственного строительного надзора выявлялись нарушения при проведении общестроительных работ, а именно: гидроизоляция наносилась на влажную поверхность фундаментов; оголовки фундаментов не выводились на проектную отметку, а монтировались в уровень с земляным покрытием; нарушалась технология нанесения лакокрасочного покрытия, и т. д.

За нарушение федеральных законов и иных нормативных актов отраслью государственного строительного надзора должностными лицами в соответствии с требованиями КоАП РФ было возбуждено 33 дела об административных правонарушениях.

Привлечено к административной ответственности: 18 должностных лиц по ст. 9.5 КоАП РФ, 12 должностных лиц по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, одно должностное лицо по ч. 6 ст. 19.5. КоАП РФ, одно юридическое лицо по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. Общая сумма штрафов составила за 9 месяцев 2009 г. – 293 тыс. руб., взыскано 208 тыс. руб.

В отчетных формах УТЭ-С и УТЭ-К, РД-03-17-2006 «Положения об отчетности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» не предусмотрена ч. 6 ст. 19.5. КоАП РФ. Отделом государственного строительного надзора Западно-Уральского управления Ростехнадзора по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ было привлечено к административной ответственности одно должностное лицо, также были направлены материалы в суд для привлечения юридического лица.

4. Анализ причин аварийности и травматизма на подконтрольных производствах и объектах. Количественная оценка ущерба от аварий

За 9 месяцев 2009 г. аварий на объектах, поднадзорных отделу государственного строительного надзора, не произошло.

 

Экологический контроль

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», территориальные органы Ростехнадзора не обладают полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля. Соответственно, в форме УТЭ-ОС отсутствуют сведения о проведенных проверках объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, и применении административных наказаний за нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

1. Деятельность по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, проведению государственной экологической экспертизы и лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов

С вводом в действие федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», территориальными отделами Западно-Уральского управления Ростехнадзора в течение 2009 г. (9 месяцев) была завершена государственная экологическая экспертиза по 88 материалам обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов, процедура проведения которой была начата до дня вступления закона в силу. По результатам экспертизы были выданы положительные заключения по 84 материалам, по 5 материалам было выдано отрицательное заключение.

Основными причинами выдачи отрицательных заключений являются:

- отсутствие сведений о праве собственности или ином праве (аренде) на объекты размещения отходов, транспортные средства, оборудование, необходимые для осуществления деятельности по обращению с опасными отходами;

- предложение технологических решений, не прошедших необходимую экспериментальную или опытную отработку.

Основная причина возврата материалов – их некомплектность.

На основании федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ (с изменениями на 8 мая 2009 г.) на рассмотрение принято 13 материалов. Количество рассмотренных материалов – 2. В стадии рассмотрения (имеются приказы об организации ГЭЭ) находится 7 материалов (проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности). 2 материала – только что поступившие, не начатые, не оплаченные и не имеющие приказа об организации.

За 9 месяцев 2009 г. не приняты к рассмотрению 34 материала, в том числе 4 материала по проектной документации.

Предприятиями и организациями в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 9 месяцев 2009 г. перечислено 361,949 млн руб., в т.ч.:

- Пермский край – 182,679 млн руб. (план 9 мес. 2009 г. – 193,5 млн руб.);

- Удмуртская Республика – 111,951 млн руб. (план – 114 млн руб.);

- Кировская область – 67,318 млн руб. (план – 61,5 млн руб.).

За 9 месяцев 2009 г. Управлением проведена 21 плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, 324 предлицензионных проверки.

По результатам проверок соответствия возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий было принято решение предоставить лицензии 252 заявителям, 54-м – отказано в предоставлении лицензий в связи с выявлением нарушений лицензионных требований и условий.

Деятельность по осуществлению нормирования воздействия на окружающую среду

Общее количество объектов негативного воздействия, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в целом по Западно-Уральскому управлению составляет 3105 единиц, в т. ч.:

- Пермский край – 814;

- Удмуртская Республика – 581;

- Кировская область – 1672.

Деятельность по ограничению негативного воздействия на окружающую среду в Управлении осуществляют:

- в Пермском крае – отдел нормирования;

- в Удмуртской Республике – Удмуртский территориальный отдел регулирования воздействия на окружающую среду;

- в Кировской области – Кировский территориальный отдел регулирования воздействия на окружающую среду.

Ограничение негативного воздействия на окружающую среду осуществляется через установление природопользователям нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду (установление нормативов ПДВ, НДС, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

В территориальные отделы Управления поступило 3418 материалов для установления нормативов ПДВ, НДС, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выдачи разрешительной документации, согласования паспортов опасных отходов, материалов по отнесению отходов к классу опасности, проектов санитарно-защитных зон и др. материалов, из которых по состоянию на 01.10.2009 рассмотрено 3136 материалов, в т. ч.:

по Пермскому краю

- проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, предложений по нормативам ПДВ – 448 (80 возвращено на доработку);

- материалов для выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу – 130, выдано разрешений – 129 (1 возвращен в связи с отсутствием утвержденных нормативов ПДВ);

- материалов для переоформления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу – 9, переоформлено разрешений – 9;

- проектов нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты – 63 (22 возвращены в связи с некомплектностью материалов);

- материалов для выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты – 9, выдано разрешений – 8 (1 возвращен из-за некомплектности материалов);

- проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – 215, по которым утверждено лимитов на размещение отходов – 163 (52 возвращены в связи с несоответствием методическим указаниям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703);

по Удмуртской Республике

- проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, предложений по нормативам ПДВ – 180 (12 возвращено на доработку);

- материалов для выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу – 180, выдано разрешений – 168 (12 возвращены в связи с некомплектностью материалов);

- материалов для переоформления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу – 6, переоформлено разрешений – 3 (3 отказано в связи с наличием в составе материалов заявителя недостоверных сведений);

- проектов нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты – 29 (7 возвращены на доработку);

- материалов для выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты – 29, выдано разрешений – 22 (7 возвращены в связи с некомплектностью материалов);

- проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – 371, по которым утверждено лимитов на размещение отходов – 306 (65 возвращены в связи с несоответствием методическим указаниям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703);

по Кировской области

- проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, предложений по нормативам ПДВ – 261;

- материалов для выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу – 174, выдано разрешений – 171 (3 возвращены в связи с некомплектностью материалов);

- материалов для переоформления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу – 16, переоформлено разрешений – 16;

- проектов нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты – 28;

- материалов для выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты – 28, выдано разрешений – 28;

- проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – 398, по которым утверждено лимитов на размещение отходов – 315 (56 возвращены в связи с несоответствием методическим указаниям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703).

Отделом нормирования (Пермский край) в соответствии с приказом Ростехнадзора осуществляется рассмотрение материалов на ввоз (вывоз) в (из) Российскую Федерацию продукции, не содержащей озоноразрушающие вещества, и содержащей их продукции. Рассмотрено 22 материала, по которым:

- выдано 15 заключений о возможности ввоза продукции, несодержащей озоноразрушающие вещества, и содержащей их продукции;

- 4 заключения о возможности вывоза продукции, не содержащей озоноразрушающие вещества, и содержащей их продукции;

- предприятиям отказано в выдаче заключения на ввоз продукции, не содержащей озоноразрушающие вещества, и содержащей их продукции.

 

Государственный энергетический надзор

1. Информация о состоянии надзорной деятельности и предложения по ее совершенствованию В отношении поднадзорных предприятий проведено 4213 мероприятий по контролю:

- 3011 плановых мероприятий (100% плана);

- 1026 контрольных мероприятий по выполнению предписаний;

- 174 внеплановых, в том числе 108 по обращениям граждан с жалобами о нарушении их прав.

При этом выявлено 35 370 нарушений обязательных требований нормативных документов. Наиболее часто выявляемыми недостатками при проведении обследований организаций являются:

- неназначение лиц, ответственных за электрохозяйство, и их заместителей;

- несоблюдение установленной Правилами периодичности проверки знаний электротехнического персонала;

- несоблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов и испытания электрооборудования.

Из всех выявленных нарушений устранено 30 070 требований нормативных документов, выявленных при проверке объектов, поднадзорных государственному энергетическому надзору.

В целях предупреждения аварийности и травматизма государственными инспекторами отстранено от работы в энергоустановках 317 работников, нарушивших требования правил; выданы предписания на проведение внеочередной проверки знаний:

- 95 руководителям и их заместителям;

- 66 лицам, ответственным за безопасную эксплуатацию энергоустановок;

- 156 лицам, эксплуатирующим энергоустановки.

Выданы предписания на запрещение эксплуатации несоответствующего требованиям норм и правил электрооборудования 38 электроприемников.

Возбуждено 1057 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму 2040,5 тыс. руб., из них взыскано за отчетный период 1531,1 тыс. руб.

Осуществление допуска в эксплуатацию вновь смонтированных и реконструированных энергоустановок является одной из важнейших функций Управления в установленной сфере деятельности, позволяющей обеспечить последующую надежную и безопасную эксплуатацию энергообъектов. В течение 9 месяцев 2009 г. проведено согласование на соответствие требованиям норм и правил 744 проектов энергоустановок, допущено в эксплуатацию 3747 энергоустановок, в том числе 3507 электроустановок и 240 теплоэнергетических установок.

В целом, на поднадзорных предприятиях работа с персоналом осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов: на объектах электроэнергетики – в соответствии с «Правилами работы с персоналом на предприятиях электроэнергетики РФ», зарегистрированными в Минюсте РФ № 2150 от 16.03.2000, «Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок», «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации»; с персоналом предприятий-потребителей электрической и тепловой энергии – в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей». В то же время инспекторским персоналом выявлено 35 370 нарушений соответствующих разделов вышеуказанных правил.

Организация работы с персоналом в организациях энергетики проводится в соответствии с требованиями Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ. Подготовка электротехнического (электротехнологического) и теплоэнергетического персонала, в основном, производится в учебных центрах, расположенных на территории Пермского края, Удмуртской Республики и Кировской области. Проверка знаний норм и правил работы в энергоустановках у членов постоянно действующих комиссий предприятий, а также у персонала предприятий, не имеющих достаточного количества специалистов для создания комиссий, проводится в комиссии Управления. В комиссии Управления по проверке знаний проверка знаний проведена у 14 420 работников поднадзорных предприятий и организаций.

 

Предложения по совершенствованию надзорной деятельности

В связи с вступлением в действие федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», необходимо внести изменения и поправки в другие федеральные законы и нормативные акты, касающиеся периодичности проверок опасных производственных объектов. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты типа 3.1 (декларируемые), требуют особого внимания со стороны Ростехнадзора, но, в соответствии с федеральным законом № 294, плановая проверка таких предприятий должна проводиться не чаще одного раза в три года, то есть при составлении годового плана работы на 2010 г. данные предприятия не попадают в годовой план, так как они все проверены в 2008-2009 гг.

 
Главная Промышленность и безопасность Деятельность Западно-Уральского управления Ростехнадзора за 9 месяцев 2009 г. (ПБ № 8 2009)

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю