Поиск по сайту:
 
 
Главная
04 | 10 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

АНАЛИТИКА

Одной из основных задач проводимой в нашей стране административной реформы, направленной на повышение конкурентоспособности российской экономики, является ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность предприятий, прекращение избыточного госрегулирования.

С этой целью приняты «Технический регламент о безопасности машин и оборудования», утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 № 753, федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», поправки в «Градостроительный кодекс Российской Федерации» № 190-ФЗ, внесенные федеральным законом от № 148-ФЗ*, поправки в федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие законодательные акты.

_______________

* Вероятно имеется ввиду Федеральный закон от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Примечание изготовителя базы данных.

В результате этой законодательной реформы, в целом, сложилась достаточно стройная, логичная и сбалансированная система прав и обязанностей предприятий, соответствующая общемировой практике. Она предусматривает минимальное ограничение свободы предпринимательской деятельности. И в то же время сохраняет достаточно эффективное вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий, причем «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Суть этой системы заключается во введении для каждого субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности лишь одного из трех ограничений, причем только в обоснованных и законодательно установленных случаях:

- лицензирования – для тех видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования. К ним относятся разработка и производство вооружений и военной техники, торговля оружием, производство лекарственных средств, перевозки морским и воздушным транспортом и т. п. (ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- обязательного членства в саморегулируемых организациях – в тех случаях, когда это предусмотрено федеральными законами (п. 2 ст. 5 ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Такие случаи предусмотрены, в частности, статьями 47, 48 и 52 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. 20 федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 23 федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и т. д.;

- обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения его целей (ст. 23 ФЗ «О техническом регулировании»).

В части изменения форм обязательного подтверждения соответствия, важнейшим элементом проводимой административной реформы в машиностроении, включая краностроение, является Постановление Правительства РФ от 15.09.2009 № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования», опубликованное в «Российской газете» № 181 25.09.2009. Пункт 3 этого постановления указывает, что Технический регламент, утвержденный данным документом, вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования.

Соответственно, «требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия», не включенные в этот Технический регламент, с 25 сентября 2010 года «не могут носить обязательный характер» (п. 3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании»).

Технический регламент о безопасности машин и оборудования и федеральный закон «О техническом регулировании», имеющий приоритет перед другими федеральными законами, не предусматривают таких форм подтверждения соответствия, как «Разрешение на применение технического устройства» и «Заключение экспертизы промышленной безопасности». Более того, в ст. 52 принятого Технического регламента указано, что «сертификат соответствия или декларация соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и(или) оборудования требованиям настоящего технического регламента». Тем самым, с 25.09.2010 прекращается лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, включая грузоподъемные машины (об этом дополнительно указано в п. 7 ст. 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Этими действиями государственные органы власти предпринимают попытку полной ликвидации коррупционного рынка экспертиз, который, по мнению руководителя Ростехнадзора Н.Г. Кутьина, по разным оценкам составляет около 1 млрд долларов в год.

По нашему мнению, после вступления в силу Технического регламента, подлежит отмене не только лицензирование экспертизы, но и сама необходимость ее обязательного проведения.

Очевидно, что для любой строительной организации техническое состояние каждой используемой ею машины в подавляющем большинстве случаев не является секретом. Достаточно организовать ее надлежащую эксплуатацию, должное техническое обслуживание и действующую систему плановопредупредительных ремонтов, например, единую для всех членов саморегулируемой организации.

Никто, например, не проводит экспертизу промышленной безопасности грузовых автомобилей, хотя вероятность их аварий и аварий грузоподъемных кранов соизмеримы.

Владелец строительной машины, при возникновении каких-либо сложных дефектов, может обратиться за проведением ее диагностики или ремонта к компетентным специалистам или специализированным сервисным центрам – по аналогии с автосервисами. Но лишь в случае необходимости и по своей инициативе.

Директор строительной компании, как руководитель предприятия-владельца строительных машин и работодатель, несет ответственность за результаты деятельности своей компании и за безопасность своих работников в соответствии с Гражданским и Трудовым кодексами. Он обязан обеспечить надлежащее техническое состояние эксплуатируемых машин и безопасность выполняемых строительных работ, в том числе с привлечением компетентных специалистов, профессионалов своего дела. Но привлечение «уполномоченных» экспертных организаций приводит, по нашему мнению, лишь к неоправданному размыванию этой ответственности.

Другим важнейшим компонентом проводимой административной реформы, наряду с изменением форм обязательного подтверждения соответствия, является постепенное сокращение лицензирования путем его полной отмены для отдельных видов деятельности, либо замены обязательностью членства в саморегулируемых организациях (СРО), объединяющих субъекты данного вида деятельности.

В частности, лицензирование деятельности по изготовлению грузоподъемных машин отменено полностью, а отмена лицензирования инженерных изысканий, проектирования и строительства зданий и сооружений, в соответствии с Градостроительным кодексом, сопровождается переходом к саморегулированию.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.11.2008 № 864, перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития РФ, а государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций, осуществляют ся Ростехнадзором.

Переход к саморегулированию стал ответом на неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в строй-комплексе. Высокая аварийность на стройплощадках, достаточно частое выполнение строительных работ неквалифицированными работниками и фирмами, не обладающими необходимой материально-технической базой, существование строительных «пирамид» – это тот комплекс проблем, которые не смогло решить лицензирование.

Саморегулирование в строительстве является, по существу, методом очистки этой отрасли от компаний, не соответствующих требованиям рынка, и от сомнительных фирм-однодневок, созданных для одноразовых целей. Инструментом, призванным повысить качество услуг в строительстве в целом.

Безусловно, в создании и функционировании СРО в строительной отрасли существует ряд системных проблем. Основой для создания СРО могут стать крупные строительные предприятия-монополисты и фирмы, представляющие интересы региональных элит. Не исключена возможность массированного выдавливания с легального рынка строительных услуг добросовестно работающих предприятий, особенно малого и среднего бизнеса.

С другой стороны, законодательство о СРО предусматривает равные права его участников при принятии решений. Вступая в СРО, крупная и мелкая компания получают по одному голосу. Поэтому строительным компаниям проще будет сменить руководителя СРО, чем добиться освобождения от должности коррумпированного государственного чиновника.

Основными признаками саморегулирования являются создание и поддержание:

- правил и стандартов профессиональной деятельности, деловой этики и практики отношений между собой, с потребителями (заказчиками) и с органами власти, включая санкции за их нарушение;

- механизмов внесудебного разрешения споров как между членами такого объединения, так и между членами СРО и потребителями;

- механизмов возмещения ущерба, причиненного клиентам.

Этими признаками саморегулирование принципиально отличается от других форм профессиональных объединений.

Институт саморегулируемых организаций (СРО) должен рассматриваться как важный инструмент повышения ответственности бизнеса за обеспечение стабильной безопасности строительства, избавление государства от избыточных функций и предоставление больших прав и свобод бизнесу, профессиональным сообществам, как прогрессивный шаг в формировании цивилизованного строительного рынка в России.

Создание СРО призвано решить ряд застарелых проблем: разработки нормативно-технических документов (стандартов, правил и т. д.), отвечающих требованиям сегодняшнего дня, создания единых требований и единой системы обучения (повышения уровня квалификации) персонала работников СРО, реализации механизма коллективного обращения предпринимателей в органы государственной исполнительной власти за защитой своих интересов и участия предпринимателей в обсуждении федеральных законов и нормативных актов, организации третейских судов для разрешения споров между членами СРО, обеспечения информационной поддержки членов СРО (об изменениях строительных стандартов, законов) и т. д. СРО позволяет также реализовать естественное стремление профессионалов к объединению в целях выработки цивилизованных обычаев делового оборота и закрепления их в этических и специальных стандартах деятельности, которые зачастую не используются или подавляются бюрократической государственной машиной.

Поэтому в целом, безусловно, в обязательном переходе к саморегулированию в строительстве преобладают положительные стороны. Этот процесс необратим.

Согласно ст. 24 федерального закона «О саморегулируемых организациях», СРО могут создавать ассоциации (союзы, объединения) по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам. Такие ассоциации могут быть созданы лишь в форме некоммерческих организаций, а решение об участии в них саморегулируемой организации может приниматься лишь общим собранием членов СРО в порядке, установленном ее уставом.

Аналогичным образом, ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ предусматривает создание Национальных Объединений саморегулируемых организаций. Они образуются Всероссийским съездом саморегулируемых организаций соответствующих видов. Например, 16 июля 2009 г. в Москве состоялся съезд Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации».

Национальное Объединение СРО может создать свой Совет, являющийся коллегиальным исполнительным органом Национального Объединения саморегулируемых организаций. Избирается этот Совет Всероссийским съездом саморегулируемых организаций тайным голосованием и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть в порядке, установленном уставом Национального Объединения саморегулируемых организаций (ст. 55.22 Градостроительного кодекса РФ).

Коровин В.А.,

докт. техн. наук, генеральный директор ООО НПП «Резонанс»

(Челябинск)

 
Главная

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю