Поиск по сайту:
 
 
Главная
27 | 09 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

А.Ю. Азанов, заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю

Л.Л. Кисеева, главный специалист-эксперт отдела геологического контроля и охраны недр

Основополагающим нормативным документом, регулирующим отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения), является Водный кодекс Российской Федерации.

Ст. 5 Водного кодекса разделяет водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физикогеографических, морфометрических и других особенностей на два типа: 1) поверхностные водные объекты, 2) подземные водные объекты.

Вопросы водопользования в отношении поверхностных водных объектов регламентируются Водным законодательством, по вопросам же использования подземных водных объектов Водный кодекс отсылает нас к законодательству о недрах.

В преамбуле закона «О недрах» закреплено, что в данном законе регулируются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, в том числе в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.

Следует заметить, что в действующем законодательстве о недрах применяется словосочетание «подземные воды», а не «подземные водные объекты». Это объясняется тем, что в законодательстве о недрах подземные воды рассматриваются как находящиеся в недрах полезные ископаемые, а не как природное образование (в толковании Водного кодекса). Согласно ст. 1.2 закона РФ «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Право собственности на добытые полезные ископаемые устанавливается в лицензии на право пользования недрами (п. 7 ст. 12 закона «О недрах»).

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента (даты) государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (ст. 9 закона «О недрах»).

Ст. 3 закона «О недрах» полномочия по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения возложены на федеральные органы государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ «Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», государственный геологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля.

На территории Пермского края эти полномочия, в соответствии с Положением, утвержденным приказом Росприроднадзора от 01.12.2008 № 514, возложены на Управление Росприроднадзора по Пермскому краю.

Действующим законодательством в сфере недропользования за органами государственной власти субъектов РФ закреплены полномочия по геологическому контролю только в отношении ОПИ, к которым подземные воды не отнесены.

Контрольно-надзорная деятельность должностными лицами Росприроднадзора осуществляется в соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» и вступившим в силу с 1 мая 2009 г. федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с задачами государственного геологического контроля Росприроднадзор осуществляет контроль за соблюдением пользователями недр:

- установленного порядка пользования недрами;

- требований законодательства Российской Федерации;

- утвержденных в установленном порядке стандартов и технических требований в области геологического изучения, использования и охраны недр;

- правил ведения государственного учета и отчетности.

С этой целью Управление Росприроднадзора по Пермскому краю проводит контрольные проверки по государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Контрольные проверки уполномочены проводить следующие должностные лица Управления Росприроднадзора по Пермскому краю:

- руководитель, по должности являющийся главным государственным инспектором по геологическому контролю по Пермскому краю;

- заместитель руководителя, ведающий вопросами государственного геологического контроля, по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора по геологическому контролю по Пермскому краю;

- начальник отдела геологического контроля и охраны недр, по должности являющийся старшим государственным инспектором по геологическому контролю по Пермскому краю;

- консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты отдела геологического контроля и охраны недр, по должности являющиеся государственными инспекторами по геологическому контролю по Пермскому краю.

Должностные лица, осуществляющие государственный геологический контроль, проводят контрольные проверки по следующим вопросам:

- соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр;

- наличие технических (технологических) проектов, планов и схем, соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию запасов полезных ископаемых показателям, установленным в проектной документации;

- достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

- соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности организациями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

- достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

- сохранность геологической и технологической документации;

- соблюдение установленного порядка экспорта информации о недрах;

- предотвращение самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

- ликвидация в установленном порядке разведочных горных выработок и скважин, не подлежащих использованию.

Проверки, проводимые должностными лицами, осуществляющими государственный геологический контроль, могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки в отношении пользователя недр проводятся не чаще, чем один раз в три года на основании ежегодных планов, утверждаемых Росприроднадзором.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

Основания для проведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения недропользователем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановая проверка может быть проведена в форме документарной (камеральной) проверки и(или) выездной проверки.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена в случае возникновения или причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства после согласования с органом прокуратуры.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением случаев возникновения или причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

При проведении контрольной проверки выполнения условий лицензий на пользование недрами по вопросам, не относящимся к компетенции Росприроднадзора, к контрольной проверке могут быть привлечены представители соответствующих государственных органов Российской Федерации.

При проведении контрольных проверок для изучения и анализа у пользователя недр запрашиваются следующие документы:

- лицензия на пользование недрами (оригинал);

- документы, включенные в лицензию в качестве ее неотъемлемой части;

- устав и учредительные документы пользователя недр, в отношении которого проводится контрольная проверка;

- доверенность уполномоченного должностного лица, представляющего законные интересы пользователя недр, в отношении которого проводится контрольная проверка, в случае отсутствия руководителя пользователя недр;

- лицензии на виды деятельности, связанные с пользованием недрами;

- договоры подряда на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (в случае, если к выполнению отдельных работ пользователь недр привлекает на их основании иные организации);

- документ, удостоверяющий предоставление в пользование земельного участка;

- документы об уплате платежей, налогов, подтверждение налогового органа;

- другие документы, относящиеся к предмету проведения контрольной проверки.

По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2009 № 13915).

При выявлении в ходе контрольной проверки нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим государственный геологический контроль, составляется протокол в порядке, установленном законодательством, возбуждается дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении устанавливается административное наказание в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При выявлении в ходе проверки нарушений в 15-дневный срок после подписания акта проверки и ознакомления с ним пользователя недр выдается обязательное для исполнения предписание по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.

Выдается одно предписание, в котором указываются мероприятия по устранению всех выявленных нарушений. Каждое нарушение при этом фиксируется отдельным пунктом предписания.

В предписании указывается конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено пользователем недр, срок исполнения, основание выдачи предписания (ссылки на пункты, части статей законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих предписываемую обязанность, а также на пункты лицензионного соглашения).

Выполнение (невыполнение) предписания подтверждается письменным отчетом пользователя недр или результатами контрольной проверки.

Предписание считается выполненным, если выполнены все пункты предписания.

В случае выявления нарушений, являющихся основанием для прекращения права пользования недрами, в акте проверки делается соответствующая запись, и предписание об устранении выявленных нарушений не выдается. Информация о таких нарушениях направляется в Роснедра для принятия решения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами в соответствии со ст. 20 закона «О недрах».

Основными видами нарушений являются безлицензионное пользование недрами при добыче пресных подземных вод и невыполнение лицензионных условий.

Наиболее часто встречающимися нарушениями условий пользования недрами при добыче подземных вод являются:

1) отсутствие на водозаборных скважинах приборов учета;

2) отсутствие или нарушение режима зон санитарной охраны скважин, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения;

3) невыполнение обязательств по подсчету запасов подземных вод, ведению мониторинга.

Количество дел о самовольном пользовании недрами с целью добычи подземных вод ежегодно не уменьшается, а растет. Очень часто отмечаются случаи самовольного пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод из одиночных скважин. В 2008 г. было выявлено 76 таких фактов.

В Пермском крае существует наработанная годами практика взаимодействия по выявлению и пресечению самовольного пользования недрами при добыче подземных вод. Информация о самовольном пользовании недрами, поступающая в наше Управление из разных источников (например, из Федеральной налоговой службы), направляется в органы прокуратуры, которые проводят проверки по данным фактам и возбуждают дела об административных правонарушениях, которые направляются на рассмотрение должностным лицам Управления Росприроднадзора по Пермскому краю.

На каждом предприятии, которое ведет разработку месторождения пресных или минеральных подземных вод, для выполнения обязанностей, предусмотренных ст. 22 закона «О недрах», и осуществления мероприятий по вопросам рационального использования и охраны недр должен быть назначен специалист, отвечающий за разработку месторождения и выполнение условий лицензионного соглашения. «Настольными» нормативными документами в его работе являются:

- закон РФ «О недрах»;

- «Методические рекомендации для гидрогеологической службы+», Москва, 1980;

- СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и др.

Документация, необходимая при разработке месторождения пресных подземных вод:

- лицензия на право пользования недрами;

- паспорт скважины;

- правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные отводы;

- журнал учета объемов добычи пресной воды (по показаниям водомера);

- журнал замеров статического и динамического уровней воды в скважине (периодичность устанавливается Проектом мониторинга или лицензионными условиями);

- контроль качества пресных подземных вод (периодичность выполнения анализов устанавливается Проектом мониторинга или лицензионными условиями), анализ воды (периодичность устанавливается Роспотребнадзором);

- Проект мониторинга, согласованный с заинтересованными организациями (по лицензионным условиям);

- Проект зон санитарной охраны водозаборной скважины, разработанный в соответствии с СаНПиН 2.1.4.1110-02 и согласованный в определенном порядке;

- протокол ТКЗ (заключение государственной экспертизы запасов);

- форма 2-ТП (водхоз).

Документация, необходимая при разработке месторождения минеральных вод:

- лицензия на право пользования недрами; - паспорт скважины;

- правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные отводы; - дело скважины;

- протокол ТКЗ (ГКЗ);

- журнал учета объемов добычи и потерь минеральных вод (по показаниям водомера);

- журнал замеров статического и динамического уровней воды в скважине (периодичность устанавливается Технологической схемой разработки месторождения минеральных вод и Проектом мониторинга);

- результаты химических анализов воды (периодичность выполнения анализов устанавливается Технологической схемой разработки месторождения минеральных вод и Проектом мониторинга);

- наличие проектной документации: Технологическая схема разработки месторождения, Проект горного отвода месторождения минеральных вод, Проект округа санитарной или горно-санитарной охраны, Проект мониторинга;

- наличие горноотводного акта;

- согласованные программой развития горных работ объемы добычи и потерь минеральных вод (ежегодный протокол согласования объемов добычи и потерь);

- бальнеологическое заключение на минеральные воды (выдается на 5 лет);

- если предприятие продает воду, обязательно наличие гигиенического заключения на товарную продукцию (выдается на срок до 3 лет) и сертификат соответствия (на срок до 3 лет).

______________________________

Нормативные документы, регламентирующие

контрольно-надзорную деятельность по геологическому контролю

Управления Росприроднадзора по Пермскому краю:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.2008 N 294-ФЗ

"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ" (принят ГД ФС РФ 19.12.2008)

ЗАКОН РФ от 21.02.1992 N 2395-1

"О НЕДРАХ"

"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.05.2005 N 293

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.07.2004 N 400

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 ИЮЛЯ 2004 ГОДА N 370" (ред. от 27.01.2009)

ПРИКАЗ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.12.2008 N 514

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ"

ПРИКАЗ МПР РФ от 03.12.2007 N 319

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР"

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2008 N 11267)

_______________________________

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

от 30.12.2001 N 195-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

(ред. от 03.06.2009)

Статья 7.2. Уничтожение специальных знаков

Статья 7.3. Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)

Статья 7.10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр

Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор

(контроль)

Статья 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста

 
Главная

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю