Поиск по сайту:
 
 
Главная
08 | 07 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

Безопасность подъемных сооружений обеспечивается неукоснительным соблюдением условий эксплуатации 20

ПОТАПОВ А.В. - Гл. государственный инспектор Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью и государственному строительному надзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора

 

Минимизация рисков аварий и нештатных ситуаций при эксплуатации подъемных сооружений остается одним из актуальных вопросов в сфере обеспечения промышленной безопасности. Регулярно в российских регионах происходят несчастные случаи, вызванные нарушением норм и правил эксплуатации ГПМ. Об уровне аварийности и травматизма на предприятиях Удмуртии, эксплуатирующих подъемные сооружения, рассказывает главный государственный инспектор Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью и государственному строительному надзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора Потапов Александр Валентинович.

Ежегодно Ростехнадзором проводится анализ состояния травматизма и аварийности на подъемных сооружениях. За 4 месяца текущего года на предприятиях, где эксплуатируются подъемные сооружения, произошло 11 аварий, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из 11 аварий 6 (55%) произошли на башенных кранах, 2 (18%) - на автомобильных кранах, по 1 (9%) - при эксплуатации козлового, колесного и гусеничного кранов.

За отчетный период при эксплуатации подъемных сооружений погибло 25 чел. Столько же погибло за аналогичный период прошлого года. 30% аварий произошло по техническим причинам - из-за неисправности технических устройств или неисправности, отсутствия приборов безопасности. 70% аварий - по организационным причинам - отсутствие или неэффективное осуществление производственного контроля, нарушение технологической и трудовой дисциплины, неправильное или несогласованное действие обслуживающего персонала, неудовлетворительная организация производства работ.

21

Аварийность башенных кранов составляет 40% от общего количества аварий грузоподъемных кранов. Причины повышенной аварийности, по сравнению с другими кранами, в первую очередь, связаны с частой перебазировкой башенных кранов с объекта на объект, а также с удаленностью этих объектов от баз обслуживания, что усложняет своевременное их обслуживание и качественный ремонт.

Имеющиеся данные позволяют выделить три основные группы причин аварии башенных кранов.

1. Несоответствие самой конструкции крана требованиям безопасности. Результат многолетней эксплуатации различных типов кранов позволяет сделать вывод, что наименее надежный узел башенного крана - кольцевая неповоротная рама - сложная сварная конструкция с местами повышенной концентрации напряжений, для которых расчет напряженного состояния затруднен. Разрушение рам - наиболее частая причина аварий на кранах марки С-981. Доработка заводом конструкции рамы и усиление ее при эксплуатации не дали ожидаемого эффекта. Сейчас в Удмуртии краны С-981 не эксплуатируются, но в последнее время наблюдается тенденция завоза устаревших башенных кранов из ближайших регионов.

Аналогичные разрушения листов рам наблюдаются на кранах КБ-403а, КБ-403б. Раньше ходовую раму кранов изготавливали из листа 18-20 мм. С целью экономии материалы стали изготавливать из низколегированного материала 0,9 Г2С толщиной 11 мм и уменьшили толщину обечаек до 8 мм. Указанные изменения привели к отрицательному эффекту – число аварий КБ-403а и КБ-403б увеличилось.22

Аналогичная картина наблюдается с кранами КБ-405. «Проблемным» является и башенный кран-лесопогрузчик КБ-572. Из-за некачественного изготовления узлов происходит разрушение противовеса консоли крана. Несмотря на требования надзорных органов, предписывающих ежедневный осмотр кольцевых рам кранов, обследование и ремонт выполняются не в полном объеме. В 2001 году произошла авария из-за отсутствия болтов крепления ОПУ (на момент аварии из 48 болтов, скрепляющих ходовую раму, осталось только 13). По материалам аварии разработаны мероприятия, повышающие безопасность эксплуатации КБ-572. В частности, при капитально-восстановительных работах должна проводиться доработка крана.

2. Несоблюдение установленных требований по монтажу и демонтажу. Основным нормативно-правовым документом, устанавливающим порядок надзора за соблюдением правил при изготовлении, реконструкции, ремонте и монтаже подъемных сооружений, является инструкция по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений. Согласно инструкции, организации, осуществляющие ремонт и монтаж, должны иметь техсредства для выполнения данных работ, оборудование по контролю качества сварных соединений, необходимую нормативную техническую документацию, а также располагать подготовленными для выполнения работ кадрами.

3. Нарушение условий безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Следует отметить, что в 2010 году произошло 6 аварий кранов в условиях воздействия природных факторов - урагана и шквалистого ветра. За аналогичный период прошлого года произошло 3 таких случая. Эксплуатирующим организациям и организациям-владельцам кранов Ростехнадзор рекомендует:

- заключать договоры с местными метеостанциями о незамедлительном направлении в адрес организаций, эксплуатирующих грузоподъемные машины, информации о резких изменениях погодных условий;

- организовать проведение противоаварийных тренировок обслуживающего грузоподъемные машины персонала для отработки действий в случаях резкого изменения погодных условий и отработки нормативов заводов-изготовителей по переводу кранов в нерабочее состояние;

- проверить настройку порога срабатывания анемометров на «паспортный ветровой режим»;

- не размещать на грузоподъемных машинах рекламные щиты (плакаты, растяжки и т.п.), которые повышают «парусность» подъемных сооружений;

- приобретать и монтировать краны только в соответствии с ветровым режимом.

Организациям, эксплуатирующим козловые краны, необходимо помнить, что кран, не поставленный на рельсовые захваты и не имеющий рядом крановщика, представляет потенциальную опасность жизни и здоровью людей.

Не теряет актуальности проблема использования грузозахватных приспособлений. В соответствии с требованиями законодательства, все технические устройства, применяемые на ОПО, должны иметь разрешения на применение, оформленные в установленном порядке, если иная форма оценки соответствия не установлена техническими регламентами. Порядок выдачи разрешения на применение установлен административным регламентом по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на применение конкретных видов технических устройств.

23Важно знать, что постановлением правительства РФ № 753 от 15.09.2009 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования» утвержден перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации и декларированию. Таким образом, разрешение на применение выдается только на технические устройства, не вошедшие в перечень продукции, подлежащих обязательной сертификации. К примеру, кран состоит в перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, а его грузозахватное приспособление - нет. В этом случае необходимо получить в обязательном порядке разрешение на применение грузозахватных приспособлений.

На сегодняшний день в Удмуртии из трех организаций, подавших заявки, только одна получила разрешение на применение данного устройства.

За последние годы появилось новое травмоопасное оборудование - эскалаторы. В Удмуртии были зафиксированы нештатные ситуации с получением травм и повреждений при пользовании данным видом подъемного оборудования. В феврале 2011 года в торговом центре «Аксион» (Ижевск) произошло падение ребенка на эскалаторе. В результате ребенок получил открытый перелом пальца руки с раздроблением кости. Два случая зафиксированы в ТРЦ «Столица». В октябре 2011 года произошло затягивание ноги ребенка, осуществлявшего спуск на эскалаторе в резиновых сапогах, между внутренней балюстрадой и ступеньками подъемного сооружения. Ребенок получил травму ноги. Данный инцидент повторился в этом году 8 марта - силиконовый сапог ребенка затащило в зазор между стенкой и лентой эскалатора.

Жертвами нештатных ситуаций на эскалаторах все чаще становятся дети. Для предотвращения данных ситуаций необходим контроль со стороны родителей. Напомним основное требование к пользователям эскалаторов: нельзя ставить ногу на край лестницы и балюстрады, чтобы обувь не затянуло в зазор эскалатора.

Организации, эксплуатирующие эскалаторы, должны обеспечить установку камер слежения по всей части эскалатора; рекомендуется устанавливать дефлекторные щетки. Они препятствуют постановке ноги на самый край ступени.

Специалисты Ростехнадзора напоминают: только при неукоснительном соблюдении требований безопасности можно обеспечить стабильную, надежную и безаварийную работу грузоподъемного оборудования.

 
Главная

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю