![]() |
Как и было обещано, журнал «Промышленность и безопасность» публикует рассказы Алексея Николаевича Богдаева, ветерана Великой Отечественной войны. Мы жили на Дальнем Востоке. Тогда Транссибирская магистраль была еще однопутной. Отец работал на небольшой станции Мухин- ская и участвовал в строительстве второй (параллельной) железной дороги. Нам было по одиннадцать лет, когда меня и Федю Румянцева наградили денежной премией и путевками в детский санаторий «Лазурь».Мы шли после рыбалки домой с удочками на плечах. В котелках плескались рыбки. Был жаркий день, и мы хотели есть. Дошли до железнодорожного полотна. Оставалось километра два пути - и мы дома!.. Подошли. Видим: между рельсами горят сухие промасленные шпалы. Вероятно, недавно прошел поезд, из паровоза выбросили золу с не- сгоревшими угольками. Небрежность паровозного кочегара привела к возгоранию более сорока шпал... Мы с другом вылили воду из котелка - бесполезно! Горстями засыпали огонь песком, но шпалы вовсю горели под рельсами. Мы поняли, что рельсы без опоры могут разойтись, и тогда поезд сойдет с рельсов, произойдет крушение. Федя! Оставайся, туши! Если поезд - маши рубашкой над головой! Я побегу на станцию, - крикнул я, весь мокрый от пота на жаре. Сначала бежал быстро, стало покалывать сердечко, не хватало воздуха! На ходу бросил рубашку и продолжал бежать. Добежал до стрелочной будки. Крикнул женщине: Скорее дежурному! Там - пожар! Шпалы горят! - показал рукой и побежал дальше, к вокзалу. Видимо, стрелочница сразу позвонила, потому что на вокзале уже готовили ручную платформу. Я коротко объяснил, сел рядом с тремя рабочими, и мы помчались к месту пожара. Федя, колотивший пламя ветками, увидев нас, очень обрадовался. Дежурный по станции сработал оперативно: поезда задержали, и аварии удалось избежать. Рабочие потушили пожар, а вскоре пришла дрезина со шпалами. Начались ремонтные работы. Нас с Федей привезли на станцию. Мы рассказали все, что случилось, и об этом ЧП писали в газете «Гудок». А в школе нас считали героями. На пионерской линейке вручили новенькие красные галстуки. Отец гордился мной и говорил: «Вырастишь, сынок, станешь водить поезда! Машинистом будешь!» Сухари спасли фронт Ветеран труда Степанида Петрова вспоминала: - Во время Великой Отечественной войны на Урале, в глубоком тылу, всюду висели платы: «Все для фронта! Все для победы!». И мы старались, сколько было сил. Я работала на единственном хлебозаводе, где сушили сухари для нужд фронта и в мешках отправляли на станцию для загрузки вагонов. Это был тяжелый труд в две смены по двенадцать часов ежедневно! Уставали так, что валились с ног. Мы понимали - всем тяжело, и рабочим и фронтовикам, поэтому не жаловались и не стонали. Дело делали. Иногда наталкивались на нерешенные проблемы: кончился уголь, и нет дров! А сухари делать надо. Заведующая производством Валентина Николаевна взмолилась: «Бабоньки! Где хотите - доставайте дрова! Хоть сами в печь лезьте! Срывать поставку сухарей нельзя... Там вагон ждет. Обещали привезти уголь, да вот транспорта все нет.» Вся бригада замерла. Что будем делать? Где взять дрова? Вдруг тетушка Надя, наш бригадир, шагнула вперед: «Наташа, Оля, Нина, одевайтесь! Берем топоры и веревки! Пошли за мной!» Кто-то стал возражать, куда, мол, на ночь глядя?.. « И ты, Светка, с нами», - махнула бригадир рукой. И мы пошли! В окнах света нет. Только снег похрустывает под ногами... А вот и старый, покосившийся забор, еле держится на столбиках. Повалили, веревками поволокли по снегу. Есть дрова! Так мы к утру подготовили очередную партию сухарей для фронта. Утренняя смена тоже проявила находчивость: они спилили телеграфный столб с чашечками, но без проводов. Видимо, никому не нужен был! А когда привезли уголь - все ликовали и шутили: фронт спасен! Без сухарей не останется! Валентина Николаевна тоже радовалась и хвалила нас: «С вами не пропадешь! Молодцы, бабоньки! Сухарики будут!» ...Ветеранам труда приятно вспомнить, что они могли помочь людям в тяжелые годы. Кажется, что все это было совсем недавно, а ведь прошло более полувека! С Днем Победы вас! - закончила свои воспоминания Степанида Петрова. Меня вызвал офицер штаба Уральского военного округа и приказал: Капитан! Поедете в Челябинск в качестве сопровождающего машину маршала Жукова. Выезд в три часа ночи. Машина должна быть в районе маневров в семь часов, вы отвечаете за целостность и своевременную доставку «Волги». А сейчас - отдыхайте! Есть! - ответил я. Так я оказался плечом к плечу рядом с шофером маршала. ...Ночь. Дорога не загружена. Мы ехали не спеша, со средней скоростью. Я знал водителя, но общаться не доводилось. Его звали Александр Федосеев. В приличной военной форме, с погонами старшего сержанта он выглядел молодцом - спокойным, последовательным, немногословным. Подумалось: «Как бы он не задремал!.. Но и разговоры лишние могут отвлечь внимание.» И все же я спросил: Саша! Давно за баранкой у маршала? Водитель помолчал, потянул носом и ответил: Давненько, товарищ капитан! Еще в войну возил его. Ого-о! Война девять лет, как закончилась. Не отпускает меня маршал Жуков, на сверхсрочную предложил остаться. Вот я и продолжаю службу. Ответил что надо, и точка! Солидно помолчав несколько минут, вдруг мельком глянув на меня, спросил: Хотите, товарищ капитан, расскажу, как попал на машину маршала? Совсем неожиданно спросил, можно сказать - случайно. С удовольствием послушаю, если это не мешает вождению. Что вы! Я старый вояка, смолоду за баранкой. В ходе войны мне пришлось повидать многое: фронтовые дороги, трудности, ранение, опять на фронт. Привык к полевой жизни на колесах... Как то выжил! Особенно запомнился сорок четвертый год! Бои на территории Польши уже предвещали полный разгром фашистской армии. Всюду в войсках, куда ни поеду по заданию, заметно их приподнятое настроение. Бойцы словно оживились! Да и питание, снабжение организовали лучше. Это настроение передалось и нам, шоферам фронтовой автороты. Александр помолчал. Курите, товарищ капитан? У меня всегда в запасе «Катюша» есть! Сам не курю, а начальству приятно, когда «забыл взять» - есть чем подымить. Я поблагодарил, но не стал закуривать. Глянул на спидометр: Смотри-ка! Уже больше сотни проехали... На востоке тем временем посветлело. Так вот, рассказываю.Однажды прошел слух, что к нам едет маршал Жуков и обязательно побывает в нашей фронтовой автороте. Слух оправдался! Жуков приехал командовать Первым Белорусским фронтом вместо маршала Рокоссовского. Судачили по-разному: одни уважали Рокоссовского, другие побаивались маршала Жукова, хотя никто не видел его. В штабе засуетились, готовясь к встрече. Наш командир автороты построил личный состав и объявил: «Всем привести себя в порядок, надраить сапоги, заправиться!.. Маршал Жуков посетит автороту. Будем дружно встречать и приветствовать!» .Мы, шоферы, волновались напрасно: никакой свиты у маршала не было! Встреча была будничной, но строго по- военному. Маршал Жуков в сопровождении адъютанта выслушал рапорт комро- ты, поздоровался и объяснил причину визита. Оказалось, что шофер Жукова ранен, находится в госпитале. Нужен новый шофер. Маршал выбрал троих, в том числе и меня. В его команде четыре машины: две штабных, походная кухня и грузовой «сту- дебекер». В одной штабной машине сидели с ворохами бумаг и карт два подполковника и капитан. В другой были два генерала и высокие чины штаба. В сопровождении комроты маршал Жуков привел меня к своей машине. Так я стал его шофером. Все произошло слишком просто и неожиданно, но робость прошла, когда я взял в руки руль. Вел машину, как всегда, спокойно и уверенно. На маршала не обращал особого внимания. А он держал карту на коленях и по рации вел переговоры, давал короткие распоряжения, четко, вразумительно, понятно только тому, кто его слушал. В разговоре звучали зашифрованные названия населенных пунктов, операций, распоряжения и команды. На заднем сиденье находился радист и адъютант. Иногда этот великий человек бывал настолько будничным, домашним, что мы буквально не узнавали его. Он мог есть из котелка, на ходу погрызть сухарик, уснуть в машине. Засыпал мгновенно, а спал минут двадцать! Для него этого было достаточно, чтобы работать много и энергично. В больших делах он был крут и не терпел необоснованных возражений. В его мыслях всегда светилась ясность. Он не любил «мямлей» - людей нерешительных и трусливых - они выводили маршала из терпения. И тогда. лучше не попадаться ему на глаза. Но когда у него все идет по плану, и он спокоен, мог неожиданно взять гитару и что-нибудь спеть. Бывало, вдруг бросит шинель под дерево, кулак под голову - и уже спит. Тогда все замирают на полчаса. Удивительно, но он никогда на меня не крикнул, ни разу не поругал, даже если и следовало бы приструнить за оплошности в пути. Я больше боялся своего ротного командира, чем этого грозного большого начальника. Никогда не слышал, чтобы маршала Жукова называли по имени-отчеству, неизменно - «маршал Жуков» или «товарищ маршал». Стыдно сказать, но он по-солдатски просил у меня махорки. Тогда я мигом бежал к адъютанту и приносил папиросы. Зажигалка всегда была наготове. В каком бы расположении духа маршал ни был, я старался меньше говорить, больше делать. Например, нужно ему побриться в полевых условиях, умыться. Пока он делает разминку - у меня все готово для туалета. Это экономит время. И одевается он всегда просто, но по форме и без помощи адъютантов. Вот и сейчас - приедем, он ждет меня и знает, что я буду стоять и поджидать его со свежим полотенцем и прибором для бритья. .Приехали вовремя. Я наблюдал со стороны: точно так все и получилось. Маршал только кивнул головой: «Побреемся!».
Амур — страна великая, Равнины и тайга. Природа почти дикая, А летом — мошкара.
Алексей Николаевич Богдаев, ветеран Великой Отечественной войны, преподаватель военной кафедры, пенсионер
|