Поиск по сайту:
 
 
Главная Анонсы Изменения в системе подготовки и аттестации персонала (ПБ № 6 2010)
08 | 06 | 2025
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

ОБРАЗОВАНИЕ

Игорь Антонов, директор НП «Центр повышения квалификации кадров Пермь-нефть»

Вопросы обучения, проверки знаний и аттестации персонала, работающего на опасных про­изводственных объектах, еже­годно выносятся на обсуждение. Врамках существующего нор­мативного поля данный вопрос продолжает быть актуальным. Это связано как с продолжаю­щимся ростом «человеческого фактора» в случаях аварийных ситуаций на опасных производ­ствах, так и с техногенным старе­нием оборудования, нестабиль­ными природными условиями, в которых находятся наши пред­приятия, имеющие ОПО.

Хочется напомнить, что, не­смотря на ожидаемые изме­нения или преобразования законодательных актов, согласно которым требуется организовывать обучение, проверку знаний и атте­стацию по промышленной безопас­ности, деятельность предприятий и организаций, имеющих ОПО, и учебных организаций базируется на следующих основных действую­щих документах:

- «Положение об организа­ции работы по подготовке и атте­стации специалистов организа­ций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техно­логическому и атомному надзо­ру», утвержденное Приказом Ро­стехнадзора № 37 от 29.01.2007 (в редакции Приказа Ростех-надзора № 450 от 05.07.2007);

- «Положение об организации обучения и проверки знаний ра­бочих организаций, поднадзор­ных Федеральной службе по эко­логическому, технологическому и атомному надзору», утвержденное Приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 (в редакции Приказа Ростехнадзора № 450 от 05.07.2007);

- «Положение об организации деятельности аттестационных ко­миссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержден­ное Приказом Ростехнадзора № 758 от 08.11.2007 и внесшего в это положение Распоряжения Ростех­надзора № 18-рп от 08.04.2009.

- «Порядок работы секретариа­та территориальной аттестацион­ной комиссии Западно-Уральского управления Федеральной служ­бы по экологическому, техноло­гическому и атомному надзору», утвержденный Приказом Западно-Уральского управления Ростехнад­зора № 356 от 24.06.2009.

Указанные документы прош­ли все необходимые процедуры согласования, утверждения, а за срок их действия отработаны все необходимые процедуры и ме­ханизмы взаимодействия пред­приятий и организаций, имеющих ОПО, с учебными организациями, имеющими право на организацию подготовки персонала по вопро­сам промышленной безопасности. В документах четко прописаны, а следовательно, требуют неукоснительного соблюдения сроки проведения аттестаций, лица, подлежащие аттестации, лица, подлежащие проверке знаний по вопросам промышленной безопасности.

Хотелось бы напомнить об основных требованиях к организациям, ведущим обучение и предаттестационную подготовку по вопросам промышленной безопасности.

Во-первых, в соответствии с СДА-16-2009, учебная организация должна быть самостоятельным юридическим лицом. Деятельность по обучению персонала по вопросам промышленной безопасности в видах повышения квалификации специалистов и профессиональная подготовка рабочих прописана в Уставе.

Во-вторых, право на организацию и проведение образовательных услуг в учебной организации и во всех ее обособленных структурных подразделениях (филиалах, учебных пунктах) осуществляется на основании лицензий на данный вид деятельности. Причем, согласно «Положению о лицензировании образовательной деятельности», утвержденному Постановлением

Правительства РФ № 277 от 31.03.2009, которое вступило в силу 1 июля 2009 года, обособленные подразделения учебной организации должны иметь собственные лицензии на право ведения образовательной деятельности сроком не дольше срока действия соответствующих лицензий головной организации. Соответствующие виды образовательных услуг головной организации и обособленных подразделений указываются в приложениях к лицензиям.

В-третьих, руководитель и преподавательский состав учебной организации должны быть аттестованы в аттестационных комиссиях установленного уровня.

В-четвертых, учебная организация должна иметь разработанный и утвержденный соответствующими комиссиями Ростехнадзора пакет учебных программ, соответ­ствий требованиям к типовой про­грамме по курсу «Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность ги­дротехнических сооружений» для предаттестационной (предэкзаме­национной) подготовки руково­дителей и специалистов организа­ций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техно­логическому и атомному надзору», утвержденной приказом Ростех­надзора № 1133 от 29.12.2006.

В-пятых, в соответствии все с тем же СДА-16-2009, учебная организация должна пройти про­цедуры аккредитации в качестве независимого аттестационно-методического центра, в соот­ветствии с установленными про­цедурами и требованиями. А учебная организация, ведущая пред-аттестационную подготовку по эко­логической безопасности, должна иметь государственную аккреди­тацию определенной ступени про­фессионального образования для выдачи руководителям и специа­листам, прошедшим повышение квалификации в виде предатте­стационной подготовки, документ государственного образца. А про­граммы по данным видам подго­товки должны быть утверждены центральной аттестационной ко­миссией.

В-шестых, учебный процесс должен быть организован в соот­ветствии с лицензионными требо­ваниями, а процедура итогового контроля знаний должна прово­диться при помощи специализиро­ванных компьютерных программ, строящихся на тестовых материа­лах, утвержденных центральным аппаратом Ростехнадзора. На се­годняшний день таковых про­граммных продуктов – три.

Как видим, требований к учеб­ным организациям, ведущим обу­чение персонала, работающего на опасных производственных объ­ектах, достаточно много, и они очень серьезны. Возникает резон­ный вопрос, какая структура госу­дарственной исполнительной вла­сти на сегодняшний день должна целиком и полностью заниматься контролем качества и законности предоставления образовательных услуг по вопросам обучения пер­сонала промышленной безопас­ности. Как выясняет практика, таковых организаций много: это налоговые органы; органы надзо­ра в сфере образования; органы Министерства юстиции, отвечаю­щие за деятельность некоммер­ческих организаций, к которым относятся образовательные орга­низации, Ростехнадзор, Роспотреб-надзор, пожнадзор (МЦС)… Не­вольно вспоминается старая рус­ская поговорка про нянек и их одноглазое дитя. И вообще, суще­ствует ли во всех перечисленных выше организациях закрепленная государством функция контроля над образовательными организа­циями? Вряд ли можно дать одно­значный ответ, потому что для этого надо работать в этих организаци­ях, знать их внутренний регламент. Мне же в качестве директора лишь раз в год доводится принимать уча­стие в проверке этих организаций, трудно судить, как обстоят дела других учебных заведениях.

На мой взгляд, оптимальным выходом из сложившейся ситуа­ции является введение процедур саморегулирования в организации обучения по промышленной безо­пасности, передача функций от го­сударственных органов к объеди­нениям учебных организаций. На сегодняшний день мы наблюдаем законодательно нормированный переход к саморегулированию в строительной отрасли. Да, есть там свои сложности, свои ошибки. Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не стоят на месте и учебные организации, занимающиеся вопросами про­мышленной безопасности.

Преимущества института само­регулирования:

1. Стандарты и правила само­регулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государ­ством, легче адаптируются к изме­няющимся условиям.

2. Участники рынка (члены СРО) имеют больше легальных возмож­ностей воздействовать на нормо-творчество и политику организаций саморегулирования, чем на поли­тику государственных органов, в том числе путем представительства в руководящих органах организа­ций саморегулирования.

3. Наличие органов контроля деятельности членов СРО создает действенные механизмы профес­сионального воздействия и приме­нения к членам СРО администра­тивных и экономических санкций.

4. Формируемые в СРО меха­низмы разрешения споров между потребителями и производителя­ми товаров и услуг обычно дешев­ле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбира­тельство.

Первой ласточкой в создании саморегулируемых организаций, занимающихся обучением в об­ласти промышленной безопас­ности, стало зарегистрированное 11.03.2010 в реестре саморегули­руемых организаций Некоммерче­ское партнерство «Объединение центров подготовки по промышленной безопасности». В рамках уставной деятельности в СРО НП «ОЦПППБ» сформированы не­обходимые органы управления, контрольная и дисциплинарная комиссии. Ведется разработка и утверждение нормативных и регла­ментирующих деятельность членов СРО документов.

Не остается в стороне от решения проблем предаттестационной подго­товки и аттестации ОАО «НТЦ «Про­мышленная безопасность», которое 23-24 марта 2010 года при участии Федеральной службы по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору проводило тематический семинар «Предаттестационная под­готовка руководителей и специали­стов организаций, осуществляющих деятельность на объектах, подкон­трольных Ростехнадзору».

В семинаре приняли участие представители Федеральной служ­бы по экологическому, технологи­ческому и атомному надзору, ОАО «НТЦ «Промышленная безопас­ность», организаций, осущест­вляющих подготовку кадров для опасных производственных объ­ектов, ведущих научных, проектно-конструкторских и экспертных ор­ганизаций.

На семинаре затронуты следую­щие основные вопросы:

- вопросы нормативного право­вого регулирования в сфере пре­даттестационной подготовки и ат­тестации персонала;

- развитие и совершенствова­ние Единой системы оценки соот­ветствия в области промышленной, экологической безопасности, безо­пасности в энергетике и строитель­стве (ЕС ОС);

- система менеджмен­та качества организаций, осуществляющих пред-аттестационную подготовку;

- проблемы дистанционного об­учения персонала;

- создание саморегулируемых организаций в области предатте­стационной подготовки.

По итогам выступлений участни­ков семинара принято решение:

1. Поддержать инициативу ОАО «НТЦ «Промышленная безопас­ность» по формированию систе­мы саморегулирования в сфере предаттестационной подготовки персонала в области обеспечения промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

2. Рекомендовать ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» (Органу по аккредитации ЕС ОС):

2.1. Совместно с техническими комиссиями ЕС ОС усилить работу по оценке компетентности незави­симых аттестационно-методических центров в области обеспечения про­мышленной, экологической безо­пасности, безопасности в энергети­ке и строительстве, обратив особое внимание на качество документов, представляемых на Комиссию по аккредитации ЕС ОС.

2.2. Организовать работу по аккредитации органов оценки со­ответствия, занимающихся под­готовкой специалистов, осущест­вляющих работы по страхованию опасных производственных объ­ектов.

2.3. Развивать систему дистан­ционной подготовки (обучения) работников, осуществляющих дея­тельность на объектах, подкон­трольных Ростехнадзору.

3. Рекомендовать Территори­альным уполномоченным органам ЕС ОС повысить качество прове­рок независимых аттестационно-методических центров.

4. Рекомендовать создаваемым саморегулируемым организациям использовать для проверки компе­тентности своих членов механизм аккредитации ЕС ОС.

Только совместными усилиями, с использованием современных методик и технологий организации учебного процесса можно повы­сить качество подготовки и атте­стации специалистов по вопросам промышленной безопасности, что, несомненно, приведет к снижению числа аварийных ситуаций, не­счастных случаев и происшествий на опасных производственных объектах. Только после того как каждый руководитель прочувствует, что обучение и аттестация руководи­телей и специалистов – это не про­сто формальность, а обязательная часть производственного процесса, можно будет увидеть положитель­ные сдвиги в снижении показате­лей аварийности по причине, так называемого, человеческого фак­тора.

Анисимов Иигорь Аанатольевич, генеральный директор ООО «Центр профессионального развития «Еевропейский»:

– Только совместными усилиями, с использованием современных методик и технологий организации учебного процесса можно повысить качество подготовки и аттестации специалистов по вопросам промышленной безопасности, что, несомненно, приведет к снижению числа аварийных ситуаций, несчастных случаев и происшествий на опасных производственных объектах.

 

 
Главная Анонсы Изменения в системе подготовки и аттестации персонала (ПБ № 6 2010)

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю