![]() |
![]() |
![]() |
ОБРАЗОВАНИЕ Игорь Антонов, директор НП «Центр повышения квалификации кадров Пермь-нефть» Вопросы обучения, проверки знаний и аттестации персонала, работающего на опасных производственных объектах, ежегодно выносятся на обсуждение. Врамках существующего нормативного поля данный вопрос продолжает быть актуальным. Это связано как с продолжающимся ростом «человеческого фактора» в случаях аварийных ситуаций на опасных производствах, так и с техногенным старением оборудования, нестабильными природными условиями, в которых находятся наши предприятия, имеющие ОПО. Хочется напомнить, что, несмотря на ожидаемые изменения или преобразования законодательных актов, согласно которым требуется организовывать обучение, проверку знаний и аттестацию по промышленной безопасности, деятельность предприятий и организаций, имеющих ОПО, и учебных организаций базируется на следующих основных действующих документах: - «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденное Приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 (в редакции Приказа Ростех-надзора № 450 от 05.07.2007); - «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденное Приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 (в редакции Приказа Ростехнадзора № 450 от 05.07.2007); - «Положение об организации деятельности аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденное Приказом Ростехнадзора № 758 от 08.11.2007 и внесшего в это положение Распоряжения Ростехнадзора № 18-рп от 08.04.2009. - «Порядок работы секретариата территориальной аттестационной комиссии Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденный Приказом Западно-Уральского управления Ростехнадзора № 356 от 24.06.2009.
Хотелось бы напомнить об основных требованиях к организациям, ведущим обучение и предаттестационную подготовку по вопросам промышленной безопасности. Во-первых, в соответствии с СДА-16-2009, учебная организация должна быть самостоятельным юридическим лицом. Деятельность по обучению персонала по вопросам промышленной безопасности в видах повышения квалификации специалистов и профессиональная подготовка рабочих прописана в Уставе. Во-вторых, право на организацию и проведение образовательных услуг в учебной организации и во всех ее обособленных структурных подразделениях (филиалах, учебных пунктах) осуществляется на основании лицензий на данный вид деятельности. Причем, согласно «Положению о лицензировании образовательной деятельности», утвержденному Постановлением Правительства РФ № 277 от 31.03.2009, которое вступило в силу 1 июля 2009 года, обособленные подразделения учебной организации должны иметь собственные лицензии на право ведения образовательной деятельности сроком не дольше срока действия соответствующих лицензий головной организации. Соответствующие виды образовательных услуг головной организации и обособленных подразделений указываются в приложениях к лицензиям. В-третьих, руководитель и преподавательский состав учебной организации должны быть аттестованы в аттестационных комиссиях установленного уровня.
В-пятых, в соответствии все с тем же СДА-16-2009, учебная организация должна пройти процедуры аккредитации в качестве независимого аттестационно-методического центра, в соответствии с установленными процедурами и требованиями. А учебная организация, ведущая пред-аттестационную подготовку по экологической безопасности, должна иметь государственную аккредитацию определенной ступени профессионального образования для выдачи руководителям и специалистам, прошедшим повышение квалификации в виде предаттестационной подготовки, документ государственного образца. А программы по данным видам подготовки должны быть утверждены центральной аттестационной комиссией. В-шестых, учебный процесс должен быть организован в соответствии с лицензионными требованиями, а процедура итогового контроля знаний должна проводиться при помощи специализированных компьютерных программ, строящихся на тестовых материалах, утвержденных центральным аппаратом Ростехнадзора. На сегодняшний день таковых программных продуктов – три. Как видим, требований к учебным организациям, ведущим обучение персонала, работающего на опасных производственных объектах, достаточно много, и они очень серьезны. Возникает резонный вопрос, какая структура государственной исполнительной власти на сегодняшний день должна целиком и полностью заниматься контролем качества и законности предоставления образовательных услуг по вопросам обучения персонала промышленной безопасности. Как выясняет практика, таковых организаций много: это налоговые органы; органы надзора в сфере образования; органы Министерства юстиции, отвечающие за деятельность некоммерческих организаций, к которым относятся образовательные организации, Ростехнадзор, Роспотреб-надзор, пожнадзор (МЦС)… Невольно вспоминается старая русская поговорка про нянек и их одноглазое дитя. И вообще, существует ли во всех перечисленных выше организациях закрепленная государством функция контроля над образовательными организациями? Вряд ли можно дать однозначный ответ, потому что для этого надо работать в этих организациях, знать их внутренний регламент. Мне же в качестве директора лишь раз в год доводится принимать участие в проверке этих организаций, трудно судить, как обстоят дела других учебных заведениях. На мой взгляд, оптимальным выходом из сложившейся ситуации является введение процедур саморегулирования в организации обучения по промышленной безопасности, передача функций от государственных органов к объединениям учебных организаций. На сегодняшний день мы наблюдаем законодательно нормированный переход к саморегулированию в строительной отрасли. Да, есть там свои сложности, свои ошибки. Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не стоят на месте и учебные организации, занимающиеся вопросами промышленной безопасности. Преимущества института саморегулирования: 1. Стандарты и правила саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся условиям. 2. Участники рынка (члены СРО) имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормо-творчество и политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем представительства в руководящих органах организаций саморегулирования. 3. Наличие органов контроля деятельности членов СРО создает действенные механизмы профессионального воздействия и применения к членам СРО административных и экономических санкций. 4. Формируемые в СРО механизмы разрешения споров между потребителями и производителями товаров и услуг обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство. Первой ласточкой в создании саморегулируемых организаций, занимающихся обучением в области промышленной безопасности, стало зарегистрированное 11.03.2010 в реестре саморегулируемых организаций Некоммерческое партнерство «Объединение центров подготовки по промышленной безопасности». В рамках уставной деятельности в СРО НП «ОЦПППБ» сформированы необходимые органы управления, контрольная и дисциплинарная комиссии. Ведется разработка и утверждение нормативных и регламентирующих деятельность членов СРО документов. Не остается в стороне от решения проблем предаттестационной подготовки и аттестации ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», которое 23-24 марта 2010 года при участии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проводило тематический семинар «Предаттестационная подготовка руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору». В семинаре приняли участие представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», организаций, осуществляющих подготовку кадров для опасных производственных объектов, ведущих научных, проектно-конструкторских и экспертных организаций. На семинаре затронуты следующие основные вопросы: - вопросы нормативного правового регулирования в сфере предаттестационной подготовки и аттестации персонала; - развитие и совершенствование Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (ЕС ОС); - система менеджмента качества организаций, осуществляющих пред-аттестационную подготовку; - проблемы дистанционного обучения персонала; - создание саморегулируемых организаций в области предаттестационной подготовки. По итогам выступлений участников семинара принято решение: 1. Поддержать инициативу ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» по формированию системы саморегулирования в сфере предаттестационной подготовки персонала в области обеспечения промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. 2. Рекомендовать ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» (Органу по аккредитации ЕС ОС): 2.1. Совместно с техническими комиссиями ЕС ОС усилить работу по оценке компетентности независимых аттестационно-методических центров в области обеспечения промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, обратив особое внимание на качество документов, представляемых на Комиссию по аккредитации ЕС ОС. 2.2. Организовать работу по аккредитации органов оценки соответствия, занимающихся подготовкой специалистов, осуществляющих работы по страхованию опасных производственных объектов. 2.3. Развивать систему дистанционной подготовки (обучения) работников, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору. 3. Рекомендовать Территориальным уполномоченным органам ЕС ОС повысить качество проверок независимых аттестационно-методических центров. 4. Рекомендовать создаваемым саморегулируемым организациям использовать для проверки компетентности своих членов механизм аккредитации ЕС ОС.
Анисимов Иигорь Аанатольевич, генеральный директор ООО «Центр профессионального развития «Еевропейский»: – Только совместными усилиями, с использованием современных методик и технологий организации учебного процесса можно повысить качество подготовки и аттестации специалистов по вопросам промышленной безопасности, что, несомненно, приведет к снижению числа аварийных ситуаций, несчастных случаев и происшествий на опасных производственных объектах.
|