![]() |
![]() |
![]() |
АНАЛИТИКА
Резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступности, которая не стесняется в выборе средств и методов при совершении преступлений. в этой связи особую актуальность приобретает проблема противодействия судебному разбирательству, которое выражается в угрозах, шантаже, подкупе, физическом насилии над свидетелями, и это становится в деятельности организованных преступных групп скорее правилом, чем исключением. Практика показывает, что криминальное воздействие на потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства является фактором, существенно осложняющим расследование уголовных дел и их рассмотрение в судебном заседании. Привлечение к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, затруднено давлением на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В связи с этим обеспечение безопасности участников уголовного процесса и их близких становится одним из важнейших условий достижения целей и задач процессуальной деятельности по уголовным делам, выступающим в качестве одного из наиболее эффективных средств противодействия преступности. Закономерной реакцией явилось создание в сентябре 2008 года Центров по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. В своей работе подразделения по государственной защите руководствуются федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (1995) и федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (2004). Государственной защите, в соответствии с настоящими федеральными законами, подлежат: - судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели; - прокуроры; - следователи; - лица, производящие дознание; - лица, осуществляющие операти-вно-розыскную деятельность; - сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; - сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; - военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; - сотрудники органов федеральной службы безопасности; - сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; - судебные исполнители; - работники контрольных органов президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; - сотрудники федеральных органов государственной охраны; - работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации; - потерпевший; - свидетель; - частный обвинитель; - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители; осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; - эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; - гражданский истец, гражданский ответчик; - законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя; - близкие вышеперечисленных лиц. За период с момента образования Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, ГУВД по Пермскому краю осуществлялись меры государственной защиты в отношении 58 человек, в том числе: потерпевших – 21, свидетелей – 12, подозреваемых – 3, членов семей – 22. В отношении 53 защищаемых лиц меры безопасности осуществлялись на основании федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», в отношении 5 защищаемых – на основании федерального закона от 20.04.1995 № 44-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Было вынесено 76 постановлений об избрании меры безопасности, в том числе: личная охрана – 26, охрана жилища и имущества – 18, выдача спецсредств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности – 2, конфиденциальность сведений о защищаемом лице – 6, содействие в устройстве на другое место работы (учебы) – 10, временное помещение в безопасное место – 14. Выбор того или иного способа защиты определяется индивидуально в каждом отдельном случае, с учетом оперативной обстановки и степени угрозы. Как видно и вышесказанного, наиболее распространенными являются личная (физическая) охрана, осуществляемая круглосуточно сотрудниками спецподразделений ГУВД, охрана жилища и имущества, которая заключается в установлении средств охранной сигнализации, а также временное помещение в безопасное место. Кроме уже перечисленных, могут применяться и другие меры безопасности, такие как переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности. Сотрудники Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в полной мере осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении источника угрозы, устанавливают его личность, разыскивают и привлекают к уголовной ответственности.
|