Поиск по сайту:
 
 
Главная Анонсы Паводок закончился, проблемы остались (ПБ № 6 2010)
07 | 06 | 2025
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

НАДЗОР (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН)

ПриданниковС.П., заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора

В этом году паводок в Татар­стане прошел без аварий и раз­рушений, однако инспекторы Приволжского управления Ростехнадзора призывают не дожи­даться следующего года, а бьют тревогу сейчас, когда проблем­ные вопросы можно решить в ра­бочем, не аварийном порядке.

Приволжское управление Ростехнадзора ведет надзор за безопасностью гидротех­нических сооружений следующих предприятий энергетики и промыш­ленных предприятий Республики Татарстан: ОАО «Генерирующая компа­ния», ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Таиф-НК», ОАО «Химический за­вод им. Л. Я. Карпова», ООО «Мен­делеевсказот», ОАО «Казанский за­вод синтетического каучука», ЗАО «Челныводоканал».

Управление осуществляет над­зор и контроль за 8 комплексами ГТС объектов промышленности и за 11 комплексами гидротехнических сооружений объектов энергетики, находящихся на территории Респуб-лики Татарстан. Один комплекс ГТС объектов энергетики I класса, один – II класса, остальные – IV класса.

На всех предприятиях изданы приказы и разработаны мероприя­тия по подготовке ГТС к прохожде­нию весеннего половодья и паводка.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, техно­логическому и атомному надзору от 09.02.2010 № 50, в Приволж­ском управлении Ростехнадзора была создана группа оперативного контроля за состоянием безопасно­сти ГТС при прохождении паводка-2010.

Большинство проверенных ГТС являются потенциально опасными в паводковом отношении, так как ава­рия на них может привести к возник­новению чрезвычайной ситуации.

Основной проблемой по подго­товке ГТС к прохождению весеннего половодья является недостаточность финансирования мероприятий по приведению ГТС в соответствие с тре­бованиями нормативно-правовых актов. Отсутствует подготовленный и обученный персонал. Одним из основных нарушений технического состояния является неисправность водовыпускной системы (задви­жек): Актанышский р-н, н.п. Кадер­метьево; Алькеевский р-н, н.п. Ба­зарные Матаки; Апастовский р-н, д. Бегишево; Арский р-н, д. Иске-Юрт; Буинский р-н, с. Большое Фролово; Сабинский р-н, с. С. Нырты; Тукаев­ский р-н, н.п. Нижние Суксы.

Не решен вопрос отсутствия про­ектной документации, деклараций безопасности, не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, от­сутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате ава­рии гидротехнического сооружения.

Для большинства ГТС аварийный запас материалов либо не создан, либо создан в явно недостаточном количестве (Агрызский р-н, д. Коно­валово; Аксубаевский р-н, д. Кисы; Актанышский р-н, н.п. Кадерметье­во; Балтасинский р-н, д. Большой Сардыган и д. Бурбаш; Муслюмов­ский р-н, д. Сикия; Нурлатский р-н, д. Богдашкино).

Временные бригады (аварийно-спасательные бригады, маневровые группы), созданные для ликвидации возможных аварий, не обучены и не имеют соответствующей подготов­ки. На всех ГТС водохозяйственного назначения отсутствует план ликви­дации аварии, расчеты возможных сценариев ее развития.

Также, согласно проведенным проверкам, 8 комплексов ГТС, авария которых может привести к возникно­вению чрезвычайной ситуации, на­ходятся в аварийном состоянии.

В настоящее время 50 ГТС явля­ются потенциально опасными. Из них 8 находятся в аварийном со­стоянии (Бугульминский р-н, н.п. М. Бугульма; Алькеевский р-н, с. Ба­зарные Матаки; Арский р-н, д. Иске-Юрт; Камско-Устьинский р-н, д. М. Салтыки; Рыбно-Слободский р-н, с. Корноухово; Черемшанский р-н, д. Лашманка; Ютазинский р-н, н.п. Каракалы; берегозащитная дамба на Каме между н.п. Красный Ключ и н.п. Ильинка Нижнекамского муни­ципального р-на).

При этом для ГТС д. Иске-Юрт, д. М. Салтыки и н.п. Каракалы аварий­ный запас материалов отсутствует.

Всего по Республике 57 ГТС пру­дов находятся в аварийном состоя­нии.

Серьезную озабоченность вызы­вают ГТС Казани и Нижнекамска.

Относительно гидротехнических сооружений инженерной защиты Казани:

- дренажные устройства находят­ся в неудовлетворительном состоя­нии (заиливание дрен);

- 7 насосных станций отработали два нормативных срока эксплуата­ции и требуют срочной реконструк­ции или капитального ремонта;

- контрольно-измерительная ап­паратура отсутствует или находится в аварийном состоянии.

Проблемные вопросы

По результатам проведенных проверок выявлено:

1) На Федосеевской дамбе име­ются разрушения упорного пояса, вызванные вымыванием основания упорного пояса водами Куйбышев­ского водохранилища.

2) В теле Южной дамбы между пикетами 20+00 и 22+00 имеет­ся проран на отметке 54,15-54,80 мБС, обусловленный прохождением 2-х железнодорожных веток Казан­ского отделения Горьковской желез­ной дороги на аэропорт. Аварийная ситуация на дамбе может возник­нуть в случае прохождения паводка, это приведет к переливу воды через дамбу в местах ее пересечения с вет­ками железных дорог.

3) Участки Волжской дамбы раз­рушены до уровня 54,00 мБС (уро­вень естественной поверхности) в результате хозяйственной деятель­ности предприятий.

4) Подъем уровня воды в пери­од паводка или ливневый период до отметки выше 54 метров создаст серьезную техногенную угрозу для жизни города. Существующая си­стема защитных сооружений города не защищает от подтопления и не­гативного воздействия грунтовых вод территории Ново-Савиновского и Приволжского районов, так как освоение этих земель началось по­сле строительства системы инженер­ной защиты.

5) На насосных станциях № 1 и 7 необходима замена роторов насо­сов 24 НДН.

6) На насосной станции № 6 не­обходима замена трансформатора 320 кВА (1957 г. в.) на трансформа­тор 400 кВА.

7) Отсутствует договор страхова­ния риска гражданской ответствен­ности за вред, причиненный в ре­зультате аварии ГТС Инженерной защиты г. Казани, отсутствует финан­сирование.

Очистные сооружения МУП «Во­доканал» – иловые площадки нахо­дятся в неудовлетворительном со­стоянии. Необходимо в кратчайшие сроки провести преддекларацион­ное обследование и разработать ме­роприятия по предотвращению воз­можности размыва ограждающей дамбы.

Берегозащитная дамба на Каме между н.п. Красный Ключ и н.п. Ильинка Нижнекамского муници­пального района:

Состояние дамбы – аварийное.

На пяти участках дамбы, в связи с вымыванием грунта из-под бетон­ного откоса, образовались пустоты, влияющие на устойчивость дамбы.

На участке длиной 500 метров (поворот Камы) размыто основание дамбы на глубину до 1 метра.

 
Главная Анонсы Паводок закончился, проблемы остались (ПБ № 6 2010)

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю