![]() |
![]() |
![]() |
НАДЗОР (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН) ![]() В этом году паводок в Татарстане прошел без аварий и разрушений, однако инспекторы Приволжского управления Ростехнадзора призывают не дожидаться следующего года, а бьют тревогу сейчас, когда проблемные вопросы можно решить в рабочем, не аварийном порядке. Приволжское управление Ростехнадзора ведет надзор за безопасностью гидротехнических сооружений следующих предприятий энергетики и промышленных предприятий Республики Татарстан: ОАО «Генерирующая компания», ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Таиф-НК», ОАО «Химический завод им. Л. Я. Карпова», ООО «Менделеевсказот», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ЗАО «Челныводоканал». Управление осуществляет надзор и контроль за 8 комплексами ГТС объектов промышленности и за 11 комплексами гидротехнических сооружений объектов энергетики, находящихся на территории Респуб-лики Татарстан. Один комплекс ГТС объектов энергетики I класса, один – II класса, остальные – IV класса. На всех предприятиях изданы приказы и разработаны мероприятия по подготовке ГТС к прохождению весеннего половодья и паводка. Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.02.2010 № 50, в Приволжском управлении Ростехнадзора была создана группа оперативного контроля за состоянием безопасности ГТС при прохождении паводка-2010. Большинство проверенных ГТС являются потенциально опасными в паводковом отношении, так как авария на них может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Основной проблемой по подготовке ГТС к прохождению весеннего половодья является недостаточность финансирования мероприятий по приведению ГТС в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов. Отсутствует подготовленный и обученный персонал. Одним из основных нарушений технического состояния является неисправность водовыпускной системы (задвижек): Актанышский р-н, н.п. Кадерметьево; Алькеевский р-н, н.п. Базарные Матаки; Апастовский р-н, д. Бегишево; Арский р-н, д. Иске-Юрт; Буинский р-н, с. Большое Фролово; Сабинский р-н, с. С. Нырты; Тукаевский р-н, н.п. Нижние Суксы. Не решен вопрос отсутствия проектной документации, деклараций безопасности, не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. Для большинства ГТС аварийный запас материалов либо не создан, либо создан в явно недостаточном количестве (Агрызский р-н, д. Коновалово; Аксубаевский р-н, д. Кисы; Актанышский р-н, н.п. Кадерметьево; Балтасинский р-н, д. Большой Сардыган и д. Бурбаш; Муслюмовский р-н, д. Сикия; Нурлатский р-н, д. Богдашкино). Временные бригады (аварийно-спасательные бригады, маневровые группы), созданные для ликвидации возможных аварий, не обучены и не имеют соответствующей подготовки. На всех ГТС водохозяйственного назначения отсутствует план ликвидации аварии, расчеты возможных сценариев ее развития. Также, согласно проведенным проверкам, 8 комплексов ГТС, авария которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, находятся в аварийном состоянии. В настоящее время 50 ГТС являются потенциально опасными. Из них 8 находятся в аварийном состоянии (Бугульминский р-н, н.п. М. Бугульма; Алькеевский р-н, с. Базарные Матаки; Арский р-н, д. Иске-Юрт; Камско-Устьинский р-н, д. М. Салтыки; Рыбно-Слободский р-н, с. Корноухово; Черемшанский р-н, д. Лашманка; Ютазинский р-н, н.п. Каракалы; берегозащитная дамба на Каме между н.п. Красный Ключ и н.п. Ильинка Нижнекамского муниципального р-на). При этом для ГТС д. Иске-Юрт, д. М. Салтыки и н.п. Каракалы аварийный запас материалов отсутствует. Всего по Республике 57 ГТС прудов находятся в аварийном состоянии. Серьезную озабоченность вызывают ГТС Казани и Нижнекамска. Относительно гидротехнических сооружений инженерной защиты Казани: - дренажные устройства находятся в неудовлетворительном состоянии (заиливание дрен); - 7 насосных станций отработали два нормативных срока эксплуатации и требуют срочной реконструкции или капитального ремонта; - контрольно-измерительная аппаратура отсутствует или находится в аварийном состоянии. Проблемные вопросы По результатам проведенных проверок выявлено: 1) На Федосеевской дамбе имеются разрушения упорного пояса, вызванные вымыванием основания упорного пояса водами Куйбышевского водохранилища. 2) В теле Южной дамбы между пикетами 20+00 и 22+00 имеется проран на отметке 54,15-54,80 мБС, обусловленный прохождением 2-х железнодорожных веток Казанского отделения Горьковской железной дороги на аэропорт. Аварийная ситуация на дамбе может возникнуть в случае прохождения паводка, это приведет к переливу воды через дамбу в местах ее пересечения с ветками железных дорог. 3) Участки Волжской дамбы разрушены до уровня 54,00 мБС (уровень естественной поверхности) в результате хозяйственной деятельности предприятий.
5) На насосных станциях № 1 и 7 необходима замена роторов насосов 24 НДН. 6) На насосной станции № 6 необходима замена трансформатора 320 кВА (1957 г. в.) на трансформатор 400 кВА. 7) Отсутствует договор страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС Инженерной защиты г. Казани, отсутствует финансирование. Очистные сооружения МУП «Водоканал» – иловые площадки находятся в неудовлетворительном состоянии. Необходимо в кратчайшие сроки провести преддекларационное обследование и разработать мероприятия по предотвращению возможности размыва ограждающей дамбы. Берегозащитная дамба на Каме между н.п. Красный Ключ и н.п. Ильинка Нижнекамского муниципального района: Состояние дамбы – аварийное. На пяти участках дамбы, в связи с вымыванием грунта из-под бетонного откоса, образовались пустоты, влияющие на устойчивость дамбы. На участке длиной 500 метров (поворот Камы) размыто основание дамбы на глубину до 1 метра.
|