Поиск по сайту:
 
 
Главная Анонсы Саморегулирование в энергоаудите. Промышленная безопасность / Анонс
16 | 10 | 2018
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail
02.08.2010 00:00

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В. С. Котельников, доктор техн. наук, профессор

П. В. Кононов, В. А. Мусёна, ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»

В настоящее время экономика Российской Федерации характеризуется высокой энергоемкостью, которая значительно превышает удельную энергоемкость экономики развитых стран.

 

В современных условиях энергосбережение и повышение энергетической эффективности – приоритетная государственная задача. В целях реализации задачи 23 ноября 2009 года Государственной думой принят федеральный закон № 261-ФЗ «об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – федеральный закон), который направлен на регулирование энергетической эффективности экономики Российской Федерации с помощью механизмов государственного управления, мер стимулирования энергосбережения и мер государственной поддержки.

В федеральном законе изложены основные принципы, на которых основывается правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

- эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

В законодательство Российской Федерации федеральный закон вводит понятия энергосбережения, энергосберегающих технологий и повышения энергетической эффективности, а также предусматривает регулирование отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

«Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

Энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от

использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю». Наряду с конкретными законодательными нормами, направленными на энергосбережение и повышение энергетической эффективности российской экономики, одно из важнейших мест в федеральном законе отводится вопросу организации и проведения обязательных энергетических обследований предприятий и организаций.  Данные положения закона открыли широкие перспективы для деятельности организаций в области энергетических обследований, и в то же время повысили требования к качеству проведения энергетических обследований и оформлению их результатов.

Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Цель энергетических обследований:

- получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

- определение показателей энергетической эффективности;

- определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведения их стоимостной оценки.

Руководители организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, в соответствии с требованиями федерального закона обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу федерального закона до конца 2012 года, а последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые пять лет.

В перечень организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, входят органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности. Кроме того, обязательному энергетическому обследованию подлежат:

- организации, осуществляющие производство и(или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

- организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн руб. за календарный год;

- организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

По результатам энергетического обследования обязательно составляется энергетический паспорт, который является официальным документом, содержащим информацию об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении, показателях энергетической эффективности, величине потерь переданных энергетических ресурсов, потенциале энергосбережения и перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Данные энергетических паспортов войдут в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.  Министерство энергетики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 67 «о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (далее – постановление Правительства РФ) информацию, полученную при обработке, систематизации и анализе данных энергетических паспортов, составленных по результатам энергетических обследований, будет использовать в целях получения объективных данных об уровне использования органами и организациями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности и т.  д.

Федеральным законом государственное лицензирование деятельности в области энергетических обследований не предусмотрено.  Оказывать услуги в этой области могут только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, включенных в государственный реестр таких организаций. Постановлением Правительства РФ на Министерство энергетики Российской Федерации возложены функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и федерального закона от 1.12.2007 № 315-ФЗ «о саморегулируемых организациях».

Некоммерческая организация может приобрести статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) об ъединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и(или) юридических лиц) или не менее чем 40 субъектов профессиональной деятельности (физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключенного с работодателем – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 15 субъектов предпринимательской деятельности и не менее чем 10 субъектов профессиональной деятельности;

2) наличие документов, в том числе стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования;

3) наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования, как способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

На рисунках 1, 2 и 3 приведены три возможных варианта структуры саморегулируемых организаций в области энергетических обследований.

Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования сведений о некоммерческой организации ею представляются в Министерство энергетики Российской Федерации документы, предусмотренные федеральным законом от 1.12.2007 № 315-ФЗ «о саморегулируемых организациях»:

- копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

- копии устава некоммерческой организации;

- заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов – юридических лиц;

- заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств о государственной регистрации ее членов – индивидуальных предпринимателей;

- перечень членов некоммерческой организации с указанием вида (видов) осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;

- документов, подтверждающих наличие у некоммерческой организации предусмотренных федеральным законом способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

- копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;

- копии стандартов и правил саморегулируемой организации;

- иные документы, необходимость представления которых для приобретения статуса саморегулируемой организации предусмотрена другими федеральными законами.

Сведения о некоммерческой организации, соответствующей установленным требованиям, вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение семи рабочих дней со дня представления некоммерческой организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов и заявления.

Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана разработать и утвердить следующие документы:

- порядок приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования и прекращения членства в такой саморегулируемой организации;

- стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения;

- перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования за нарушение требований стандартов и правил;

- стандарты раскрытия информации о деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования и о деятельности ее членов.

Обязательным требованием для приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования является требование к квалификации специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований (далее – эксперт энергоаудита).  Эксперты энергоаудита должны иметь знания в области деятельности по проведению энергетических обследований в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований.

В целях организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований и в свете реализации требований закона Министерство энергетики Российской Федерации приказом от 7.04.2010 № 148 утвердило перечень базовых образовательных центров по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований и базовую учебную программу по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований «Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения».

 
Главная Анонсы Саморегулирование в энергоаудите. Промышленная безопасность / Анонс

4-я Межрегиональная выставка технологий, оборудования и спецтехники для добычи и обогащения руд и минералов

Межрегиональная специализированная выставка НИЖНЕВАРТОВСК. НЕФТЬ. ГАЗ - 2018

Специализированная выставка Технологии безопасности, Охрана, Связь 2018

III СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

KIOSH 2017
Критически важные объекты ТЭК: все аспекты безопасности
Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю