15.06.2010 00:00 | ||||||||||||||||||||||||||||||
АНАЛИТИКА (ЦЛАТИ) Федоровская А. Х., заместитель директора филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю», к.х.н. VII экологический семинар, организованный «ЦЛАТИ по Пермскому краю» в мае 2010 года, как и предыдущие, собрал для обсуждения важных и актуальных вопросов природоохранного законодательства представителей федеральных органов государственного контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды и хозяйствующих субъектов. Впервые в работе семинара приняли участие специалисты ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» и его филиалов (Республике Башкортостан, Кировской области, Республике Мордовия, Оренбургской области, Республике Удмуртия, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей). С приветственным словом к собравшимся обратился руководитель Западно-Уральского управления Ростехнадзора Александр Николаевич Кондалов. В своем выступлении он остановился на основных полномочиях, осуществляемых Западно-Уральским управлением Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в соответствии с приказом Ростехнадзора РФ от 14.07.2009 № 625. Ростехнадзор: - организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу; - осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, а также осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; - выдает разрешения на выбросы (для объектов федерального государственного экологического контроля) и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; - утверждает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; - выдает заключение о том, что предполагаемая к трансграничному перемещению продукция не содержит озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. - осуществляет администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду. Основными принципами реализации перечисленных полномочий являются: При проведении государственной экологической экспертизы: - презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности; - обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; - независимость экспертов, привлекаемых для проведения экологической экспертизы, при осуществлении ими своих полномочий; - гласность участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения и др. Лицензионные требования и условия осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности определены постановлением Правительства от 26.08.2006 № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживании, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности отходов» (в ред. от 15.06.2009 № 486). Согласно постановлению, у соискателя лицензии должны быть: принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании производственные помещения, объекты размещения отходов 1-4 класса опасности, специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, соответствующие установленным требованиям; свидетельства (сертификаты), подтверждающие профессиональную подготовку на право работы с отходами 1-4 класса опасности, проведение производственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживании, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности; наличие у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1-4 класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 30.06.2009, и т. д. В соответствии с существующим законодательством, вопросы исполнения законодательства в области охраны окружающей среды теперь не входят в компетенцию Ростехнадзора при реализации установленных контрольных и надзорных функций, за исключением функций по государственному строительному надзору. Важным документом, устанавливающим порядок выдачи разрешения на выбросы и сбросы, является введенный в действие с 19.12.2008 Административный регламент Ростехнадзора по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288. Согласно регламенту, территориальные органы Ростехнадзора без согласования с центральным аппаратом Ростехнадзора принимают решение о возможности выдачи разрешений на выбросы, сбросы. Представленные для получения разрешения материалы должны строго соответствовать перечню, установленному регламентом. Разрешение выдается только при наличии установленных нормативов на выбросы (предельно допустимые, временно согласованные), установленных нормативов на сбросы (НДС, лимитов на сбросы). Регламентом определена административная процедура переоформления разрешений, которая может осуществляться только в случаях, указанных в документе. Проверить соблюдение выданных разрешений природопользователю возможно только на основе экологического контроля. В регламенте нашел отражение очень важный аспект – определен порядок взаимодействия территориальных органов Ростехнадзора и территориальных органов Росприроднадзора, осуществляющего федеральный экологический контроль. Ростехнадзор, будучи лицензирующим органом деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности, осуществляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, наделен полномочиями по осуществлению лицензионного контроля в данной сфере. В ходе проверок Ростехнадзор выявляет правонарушения в области предпринимательской деятельности. Что касается Росприроднадзора, то его компетенцией является выявление нарушений в ходе проверок правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Согласно законодательству, дублирования функций двух ведомств нет. Это относится и к процедуре проверки выполнения требований по осуществлению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Вопросы правильности исчисления платы относятся к компетенции Ростехнадзора; в ходе проверки соблюдения природопользователями всего комплекса природоохранных требований, в том числе своевременность внесения платы – компетенция Росприроднадзора. Полученные в ходе проверок сведения о нарушениях сообщаются в Ростехнадзор для принятия мер, предусмотренных бюджетным и гражданским законодательством. Ежегодно Ростехнадзор готовит государственный доклад «О состоянии атмосферного воздуха в Пермском крае». На основе анализа и обобщения информации, предоставляемой различными природоохранными ведомствами, в документе отражается воздействие отраслей экономики края на окружающую среду, экологическая обстановка, сложившаяся в промышленных городах края в результате техногенного воздействия, вопросы государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования и др. С кратким обзором экологической ситуации по результатам обобщенного анализа выступила начальник отдела нормирования негативного воздействия на окружающую среду Татьяна Егоровна Гилева. На 01.01.2010 на государственном учете по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух состоял 2521 объект негативного воздействия, их которых 1695 имели утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ). По итогам за 2009 год сведения об охране атмосферного воздуха по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) предоставили 2157 предприятий (в 2008 г. – 2082). По результатам обобщения форм статотчетности за 2009 год: валовой выброс загрязняющих веществ составил 620,863 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников – 346,181 тыс. тонн; от передвижных – 274,682 тыс. тонн (44,2% от общего выброса по краю). По сравнению с 2008 годом, выбросы от стационарных источников уменьшились на 37,842 тыс. тонн, в основном, за счет уменьшения наработки газоперекачивающих агрегатов и стравливания газа при ремонте на линейной части газопровода филиалов ООО «Газпромтрансгаз Чайковский». В материалах не учтены выбросы 148 предприятий, которые обязаны отчитываться по форме 2-ТП (воздух) и выбросы которых в 2007 году составляли 2,068 тыс. т/год. В основном, это мелкие сельскохозяйственные предприятия, муниципальные учебные заведения, органы местного самоуправления, здравоохранения, выбросы которых составляют менее 10 т/год и не содержат вредных веществ 1, 2 класса опасности. Вклад различных отраслей экономики (в %) составляет: 44,2 – автотранспорт; 20,6 – транспорт и связь; 15 – добыча полезных ископаемых; 10 – обрабатывающие производства; 5,4 – прочие виды экономической деятельности и 4,4 – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. В атмосферный воздух поступило загрязняющих веществ: углеводородов, в том числе метана – 122,254 тыс. тонн (37%), оксида углерода – 93,069 тыс. тонн (28%), летучих органических соединений – 60,19 тыс. тонн (18%), оксидов азота – 42,475 тыс. тонн (13%), диоксида серы – 9,764 тыс. тонн (3%). Атмосферный воздух занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха – пять минут. Он выполняет и сложнейшую защитную экологическую функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного космоса и потока солнечного излучения. В атмосфере идут глобальные метеорологические процессы, формируются климат и погода. Качество воздуха в городах Пермского края формируется в результате сложного взаимодействия природных и антропогенных факторов. Основными источниками загрязнения воздуха городов являются промышленные производства, энергетические установки и транспорт. Состояние воздушного бассейна городов зависит не только от количества выбросов загрязняющих веществ и их химического состава, рельефа и особенности городской застройки, но и от климатических условий, определяющих перенос. Уровень загрязнения атмосферы определяется по значениям средних и максимальных разовых концентраций примесей при сравнении концентрации с установленными критериями – предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Загрязнение атмосферного воздуха, как правило, представляется в следующих показателях: - ИЗА – индекс загрязнения атмосферного воздуха (среднее арифметическое отношение среднегодовых концентраций приоритетных загрязняющих веществ к предельно допустимой концентрации (ПДК); - СИ – стандартный индекс (наибольшая разовая концентрация, деленная на ПДК, из данных измерений на посту одной примеси или на всех постах за всеми примесями; - НП – наибольшая повторяемость превышения ПДК из данных измерений на посту одной примеси или на всех постах за всеми примесями. Выделяют 4 степени загрязнения атмосферы. В таблице приведено соответствие уровней загрязнения атмосферного воздуха конкретным диапазонам индекса загрязнения атмосферного воздуха и стандартного индекса. Сеть мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха охватывает 7 городов края: Пермь, Березники, Соликамск, Краснокамск, Губаха, Лысьва и Чайковский. В 2009 году ИЗА в Перми составлял 7,9, что соответствует высокому уровню загрязнения, и обусловлен он был повышенным содержанием в воздухе бенз(а)пирена, формальдегида, фторида водорода, диоксида азота и взвешенных частиц. Средняя годовая концентрация формальдегида составила 2,3 ПДК (в 2008 году – 3,3), бенз(а)пирена – 2,0 (в 2008 – 1,8 ПДК). Средние концентрации других определяемых веществ не превышали нормативный уровень. Случаев высокого загрязнения (более 10 ПДК) в 2009 году не зарегистрировано. В соответствии с интегральным показателем ИЗА повышенный уровень загрязнения отмечался в Березниках и Губахе и составил 6,1. В Березниках превышение нормативов отмечалось по аммиаку, бенз(а)пирену, диоксиду азота, фенола, взвешенных веществ; в отдельные периоды года были зафиксированы превышения максимально разовых концентраций веществами: оксида углерода – 5,2 ПДК, хлорида водорода – 4,3 ПДК, бензола – 5,3 ПДК, этилбензола – 8,5 ПДК. В Губахе превышение нормативов отмечалось по формальдегиду, бенз(а)пирену, диоксиду азота, взвешенных веществ, этилбензола; в отдельные периоды года были зафиксированы превышения максимально разовых концентраций веществами: формальдегид – 2,7 ПДК, фенол – 6,7 ПДК, взвешенные вещества – 4,5 ПДК. Высокий уровень загрязнения отмечался в Соликамске. В Краснокамске, Лысьве, Чайковском уровень загрязнения по интегральной оценке характеризовался как низкий. Большой интерес у слушателей семинара вызвало сообщение Т. Е. Гилевой, касающееся вопросов совершенствования системы нормирования в области охраны окружающей среды. Система нормирования выбросов в нашей стране сложилась в начале 80-х годов. Совершенствование системы нормирования осуществлялось по пути вовлечения в систему нормирования все большего количества предприятий, источников загрязнения и нормируемых веществ. Такого количества нормируемых веществ нет ни в одной стране мира. В целях совершенствования системы в настоящее время подготовлены документы, которые устанавливают новые требования по определению нормативов выбросов; изменяют процедуру оформления разрешительной документации; определяют показатели, учитывающие антропогенную нагрузку, и ограничивают перечень нормируемых загрязняющих веществ в зависимости от их массы и степени воздействия на окружающую среду. Основные документы, направленные на решение перечисленных проблем: Приказ МПР России от 24.02.2010 № 43 «Порядок государственного учета юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» и Приказ от 24.02.2010 № 44 «Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию». Согласно этим документам, перечень веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, включает 23 наименования, причем твердые частицы размером <10 мкм и размером <2,5 мкм подлежат нормированию после разработки соответствующих методик определения и установления санитарно-гигиенических (экологических) нормативов качества атмосферного воздуха. Существенной корректировке подвергнут и перечень видов деятельности, не подлежащих государственному учету и нормированию (33 вида). В своем выступлении на заседании Совета Федерации РФ в октябре 2009 года министр природных ресурсов и экологии Ю. П. Трутнев отметил, что существующая сегодня система нормирования позволяет предприятиям устанавливать любой уровень воздействия на окружающую среду, отсутствуют экономические стимулы для хозяйствующих субъектов по переходу на экологически эффективные технологии. Будущее развитие системы нормирования – переход на наилучшие существующие (доступные) технологии – НСТ (НДТ). НСТ должна отвечать: - последним достижениям науки и техники; - экономической доступности; - использованию на 2-х и более производствах; - максимально низкому уровню негативного воздействия на окружающую среду для соответствующих видов производства. Переход к применению технических нормативов выбросов вредных веществ осуществляется в два этапа: - 1 этап. Анализ имеющихся на предприятиях технологического оборудования и процессов, накопление исходных данных о параметрах выделений и выбросов. Установление значений удельных нормативов выбросов (УНВ для действующих предприятий (отраслевых удельных нормативов выбросов). На этом этапе определяются удельные выбросы на единицу материальных показателей (продукции, сырья, электроэнергии и т. п.) для предприятий одной отрасли, использующих различные технологии. Далее, путем сопоставления этих величин, определяется наилучшая с экологической точки зрения технология в отрасли, удельные выбросы которой рассматриваются в качестве удельных нормативов выбросов для отрасли. На основе полученных данных формируются предложения по техническим нормативам выбросов для основного оборудования и технологических процессов предприятий отрасли; - 2 этап. Разработка технических нормативов выбросов для отдельных видов стационарных источников и применение их при государственном регулировании выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Технические нормативы устанавливаются законодательным актом. На этом этапе, исходя из экологической обстановки, предприятие с учетом экономических возможностей определяет целесообразность и сроки достижения разработанных нормативов. О задачах государственного экологического контроля (ГЭК) и о том, как осуществляется ГЭК, рассказала в своем выступлении начальник отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Людмила Александровна Овчинникова. ГЭК осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, а также внеплановых проверок в случаях: - проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требования; - получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области ООС. Новый порядок планирования контрольно-надзорной деятельности, установленный приказом Росприроднадзора от 02.10.2009 № 292 направлен на обеспечение комплексности проводимых проверок. При осуществлении проверок инспекторы, выходя на предприятие, осуществляют все виды контроля. Такой подход позволяет эффективнее использовать материально-технические, финансовые и кадровые ресурсы, а также облегчить задачу предприятию, так как все вопросы решаются в ходе одной проверки. Продолжительность мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем Росприроднадзора или его заместителем срок проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие может быть проведено не более чем один раз в три года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении мероприятий по контролю имеют право: - присутствовать при проведении мероприятий по контролю; - получать информацию, предоставление которой предусмотрено ФЗ от 26.12.2006 № 294-ФЗ; - знакомиться с результатами мероприятий и подтверждать в актах ознакомление, согласие или несогласие, а также с отдельными действиями должностных лиц органов ГЭК; - обжаловать действия должностных лиц органов государственного контроля в административном и(или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Все участники семинара были обеспечены нормативными документами в электронном виде или на бумажном носителе. Систематическое проведение экологических семинаров с привлечением специалистов природоохранных надзорных органов способствует профессиональной подготовке специалистов в области охраны окружающей среды. Для предприятий знание природоохранного законодательства и его правильное применение является чрезвычайно важным, так как ошибки, допущенные экологами при неправильно проведенной инвентаризации, расчетах платы за негативное воздействие, отсутствие надлежащего производственного контроля и др., приводят к увеличению финансовых затрат, невозможности аргументировано доказать проверяющим законность своих действий. В настоящее время ЦЛАТИ приступил к формированию программ семинаров на 2011 год. Ждем ваших предложений по интересующим вас темам и вопросам. Все они будут учтены в программах предстоящих семинаров. Таблица 3.1
|