Поиск по сайту:
 
 
Главная Анонсы VII Экологический семинар – законодательные и нормативные требования надзорных органов. АНАЛИТИКА (ЦЛАТИ) / Анонс
15 | 12 | 2018
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail
15.06.2010 00:00

АНАЛИТИКА (ЦЛАТИ)

Федоровская А. Х., заместитель директора филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю», к.х.н.

VII экологический семинар, организован­ный «ЦЛАТИ по Пермскому краю» в мае 2010 года, как и предыдущие, собрал для обсужде­ния важных и актуальных вопросов природо­охранного законодательства представителей федеральных органов государственного кон­троля и надзора в сфере охраны окружающей среды и хозяйствующих субъектов. Впервые в работе семинара приняли участие специали­сты ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» и его филиалов (Ре­спублике Башкортостан, Кировской области, Республике Мордовия, Оренбургской области, Республике Удмуртия, Пензенской, Саратов­ской и Ульяновской областей).

С приветственным словом к собравшимся об­ратился руководитель Западно-Уральского управления Ростехнадзора Александр Нико­лаевич Кондалов. В своем выступлении он остано­вился на основных полномочиях, осуществляемых Западно-Уральским управлением Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в соответствии с приказом Ростехнадзора РФ от 14.07.2009 № 625. Ростехнадзор:

- организует и проводит в порядке, определяе­мом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу;

- осуществляет в соответствии с законодатель­ством РФ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортиров­ке, размещению отходов 1-4 класса опасности, а также осуществляет контроль за соблюдением ли­цензиатами лицензионных требований и условий;

- выдает разрешения на выбросы (для объек­тов федерального государственного экологического контроля) и сбросы загрязняющих веществ в окру­жающую среду;

- утверждает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение;

- выдает заключение о том, что предполагаемая к трансграничному перемещению продукция не со­держит озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

- осуществляет администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Основными принципами реализации перечис­ленных полномочий являются:

При проведении государственной экологиче­ской экспертизы:

- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной дея­тельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- независимость экспертов, привлекаемых для проведения экологической экспертизы, при осу­ществлении ими своих полномочий;

- гласность участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения и др.

Лицензионные требования и условия осущест­вления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности определены поста­новлением Правительства от 26.08.2006 № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезврежи­вании, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности отходов» (в ред. от 15.06.2009 № 486). Согласно постановлению, у соискателя лицензии должны быть: принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном осно­вании производственные помещения, объекты раз­мещения отходов 1-4 класса опасности, специаль­но оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, соответствующие установленным требованиям; свидетельства (сер­тификаты), подтверждающие профессиональную подготовку на право работы с отходами 1-4 класса опасности, проведение производственного контроля за соблюдением требований законода­тельства РФ в области обращения с отходами, на­личие санитарно-эпидемиологического заключе­ния о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления дея­тельности по сбору, использованию, обезврежива­нии, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности; наличие у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвре­живанием отходов 1-4 класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает исполь­зовать такие объекты для осуществления деятель­ности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 30.06.2009, и т. д.

В соответствии с существующим законодатель­ством, вопросы исполнения законодательства в области охраны окружающей среды теперь не вхо­дят в компетенцию Ростехнадзора при реализации установленных контрольных и надзорных функций, за исключением функций по государственному строительному надзору.

Важным документом, устанавливающим по­рядок выдачи разрешения на выбросы и сбросы, является введенный в действие с 19.12.2008 Ад­министративный регламент Ростехнадзора по ис­полнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288. Согласно регламенту, территориальные органы Ростехнадзора без согласования с центральным аппаратом Ростехнадзора принимают решение о возможности выдачи разрешений на выбросы, сбросы. Представленные для получения разре­шения материалы должны строго соответствовать перечню, установленному регламентом. Разреше­ние выдается только при наличии установленных нормативов на выбросы (предельно допустимые, временно согласованные), установленных норма­тивов на сбросы (НДС, лимитов на сбросы). Регла­ментом определена административная процеду­ра переоформления разрешений, которая может осуществляться только в случаях, указанных в до­кументе. Проверить соблюдение выданных разре­шений природопользователю возможно только на основе экологического контроля. В регламенте на­шел отражение очень важный аспект – определен порядок взаимодействия территориальных орга­нов Ростехнадзора и территориальных органов Ро­сприроднадзора, осуществляющего федеральный экологический контроль.

Ростехнадзор, будучи лицензирующим органом деятельности по сбору, использованию, обезврежи­ванию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности, осуществляемой юридически­ми лицами или индивидуальными предпринима­телями, наделен полномочиями по осуществлению лицензионного контроля в данной сфере. В ходе проверок Ростехнадзор выявляет правонарушения в области предпринимательской деятельности. Что касается Росприроднадзора, то его компетенцией является выявление нарушений в ходе проверок правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Согласно законодательству, дублирования функций двух ведомств нет. Это относится и к процедуре проверки выпол­нения требований по осуществлению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Вопросы правильности исчисления платы относят­ся к компетенции Ростехнадзора; в ходе проверки соблюдения природопользователями всего ком­плекса природоохранных требований, в том числе своевременность внесения платы – компетенция Росприроднадзора. Полученные в ходе проверок сведения о нарушениях сообщаются в Ростехнадзор для принятия мер, предусмотренных бюджетным и гражданским законодательством.

Ежегодно Ростехнадзор готовит государствен­ный доклад «О состоянии атмосферного воздуха в Пермском крае». На основе анализа и обобще­ния информации, предоставляемой различными природоохранными ведомствами, в документе отражается воздействие отраслей экономики края на окружающую среду, экологическая обстановка, сложившаяся в промышленных городах края в ре­зультате техногенного воздействия, вопросы госу­дарственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования и др.

С кратким обзором экологической ситуации по результатам обобщенного анализа выступила начальник отдела нормирования негативного воз­действия на окружающую среду Татьяна Егоровна Гилева. На 01.01.2010 на государственном учете по выбросам загрязняющих веществ в атмосфер­ный воздух состоял 2521 объект негативного воз­действия, их которых 1695 имели утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ). По итогам за 2009 год сведения об охране атмосферного воздуха по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) пре­доставили 2157 предприятий (в 2008 г. – 2082). По результатам обобщения форм статотчетности за 2009 год: валовой выброс загрязняющих веществ составил 620,863 тыс. тонн, в том числе от стацио­нарных источников – 346,181 тыс. тонн; от пере­движных – 274,682 тыс. тонн (44,2% от общего выброса по краю).

По сравнению с 2008 годом, выбросы от ста­ционарных источников уменьшились на 37,842 тыс. тонн, в основном, за счет уменьшения наработ­ки газоперекачивающих агрегатов и стравливания газа при ремонте на линейной части газопровода филиалов ООО «Газпромтрансгаз Чайковский».

В материалах не учтены выбросы 148 пред­приятий, которые обязаны отчитываться по форме 2-ТП (воздух) и выбросы которых в 2007 году со­ставляли 2,068 тыс. т/год. В основном, это мелкие сельскохозяйственные предприятия, муниципаль­ные учебные заведения, органы местного самоу­правления, здравоохранения, выбросы которых составляют менее 10 т/год и не содержат вредных веществ 1, 2 класса опасности. Вклад различных отраслей экономики (в %) составляет: 44,2 – ав­тотранспорт; 20,6 – транспорт и связь; 15 – добы­ча полезных ископаемых; 10 – обрабатывающие производства; 5,4 – прочие виды экономической деятельности и 4,4 – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. В атмосферный воздух поступи­ло загрязняющих веществ: углеводородов, в том числе метана – 122,254 тыс. тонн (37%), оксида углерода – 93,069 тыс. тонн (28%), летучих ор­ганических соединений – 60,19 тыс. тонн (18%), оксидов азота – 42,475 тыс. тонн (13%), диоксида серы – 9,764 тыс. тонн (3%).

Атмосферный воздух занимает особое по­ложение среди других компонентов биосферы. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха – пять минут. Он выполняет и сложнейшую защитную экологиче­скую функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного космоса и потока солнечного излучения. В атмосфере идут глобальные метеорологические процессы, формируются климат и погода.

Качество воздуха в городах Пермского края формируется в результате сложного взаимодей­ствия природных и антропогенных факторов. Основными источниками загрязнения воздуха городов являются промышленные производства, энергетические установки и транспорт. Состояние воздушного бассейна городов зависит не только от количества выбросов загрязняющих веществ и их химического состава, рельефа и особенности городской застройки, но и от климатических усло­вий, определяющих перенос. Уровень загрязнения атмосферы определяется по значениям средних и максимальных разовых концентраций примесей при сравнении концентрации с установленными критериями – предельно допустимыми концентра­циями (ПДК).

Загрязнение атмосферного воздуха, как прави­ло, представляется в следующих показателях:

- ИЗА – индекс загрязнения атмосферно­го воздуха (среднее арифметическое отношение среднегодовых концентраций приоритетных за­грязняющих веществ к предельно допустимой кон­центрации (ПДК);

- СИ – стандартный индекс (наибольшая разо­вая концентрация, деленная на ПДК, из данных из­мерений на посту одной примеси или на всех по­стах за всеми примесями;

- НП – наибольшая повторяемость превышения ПДК из данных измерений на посту одной примеси или на всех постах за всеми примесями.

Выделяют 4 степени загрязнения атмосферы.

В таблице приведено соответствие уровней за­грязнения атмосферного воздуха конкретным диа­пазонам индекса загрязнения атмосферного возду­ха и стандартного индекса.

Сеть мониторинга за загрязнением атмосфер­ного воздуха охватывает 7 городов края: Пермь, Березники, Соликамск, Краснокамск, Губаха, Лысь­ва и Чайковский.

В 2009 году ИЗА в Перми составлял 7,9, что соответствует высокому уровню загрязнения, и обусловлен он был повышенным содержанием в воздухе бенз(а)пирена, формальдегида, фторида водорода, диоксида азота и взвешенных частиц. Средняя годовая концентрация формальдегида со­ставила 2,3 ПДК (в 2008 году – 3,3), бенз(а)пирена – 2,0 (в 2008 – 1,8 ПДК). Средние концентрации других определяемых веществ не превышали нор­мативный уровень. Случаев высокого загрязнения (более 10 ПДК) в 2009 году не зарегистрировано.

В соответствии с интегральным показателем ИЗА повышенный уровень загрязнения отмечался в Березниках и Губахе и составил 6,1. В Березниках превышение нормативов отмечалось по аммиаку, бенз(а)пирену, диоксиду азота, фенола, взвешен­ных веществ; в отдельные периоды года были за­фиксированы превышения максимально разовых концентраций веществами: оксида углерода – 5,2 ПДК, хлорида водорода – 4,3 ПДК, бензола – 5,3 ПДК, этилбензола – 8,5 ПДК. В Губахе превышение нормативов отмечалось по формальдегиду, бенз(а)пирену, диоксиду азота, взвешенных веществ, этилбензола; в отдельные периоды года были за­фиксированы превышения максимально разовых концентраций веществами: формальдегид – 2,7 ПДК, фенол – 6,7 ПДК, взвешенные вещества – 4,5 ПДК. Высокий уровень загрязнения отмечался в Соликамске. В Краснокамске, Лысьве, Чайковском уровень загрязнения по интегральной оценке ха­рактеризовался как низкий.

Большой интерес у слушателей семинара вы­звало сообщение Т. Е. Гилевой, касающееся вопро­сов совершенствования системы нормирования в области охраны окружающей среды.

Система нормирования выбросов в нашей стра­не сложилась в начале 80-х годов. Совершенство­вание системы нормирования осуществлялось по пути вовлечения в систему нормирования все боль­шего количества предприятий, источников загряз­нения и нормируемых веществ. Такого количества нормируемых веществ нет ни в одной стране мира. В целях совершенствования системы в настоящее время подготовлены документы, которые устанав­ливают новые требования по определению норма­тивов выбросов; изменяют процедуру оформления разрешительной документации; определяют по­казатели, учитывающие антропогенную нагрузку, и ограничивают перечень нормируемых загрязняю­щих веществ в зависимости от их массы и степени воздействия на окружающую среду. Основные до­кументы, направленные на решение перечислен­ных проблем: Приказ МПР России от 24.02.2010 № 43 «Порядок государственного учета юридиче­ских лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» и Приказ от 24.02.2010 № 44 «Порядок установле­ния источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих госу­дарственному учету и нормированию». Согласно этим документам, перечень веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, вклю­чает 23 наименования, причем твердые частицы размером <10 мкм и размером <2,5 мкм подлежат нормированию после разработки соответствующих методик определения и установления санитарно-гигиенических (экологических) нормативов каче­ства атмосферного воздуха. Существенной коррек­тировке подвергнут и перечень видов деятельности, не подлежащих государственному учету и норми­рованию (33 вида).

В своем выступлении на заседании Совета Федерации РФ в октябре 2009 года министр при­родных ресурсов и экологии Ю. П. Трутнев отметил, что существующая сегодня система нормирования позволяет предприятиям устанавливать любой уровень воздействия на окружающую среду, отсут­ствуют экономические стимулы для хозяйствующих субъектов по переходу на экологически эффектив­ные технологии.

Будущее развитие системы нормирования – переход на наилучшие существующие (доступные) технологии – НСТ (НДТ).

НСТ должна отвечать:

- последним достижениям науки и техники;

- экономической доступности;

- использованию на 2-х и более производ­ствах;

- максимально низкому уровню негативного воздействия на окружающую среду для соответ­ствующих видов производства.

Переход к применению технических нормати­вов выбросов вредных веществ осуществляется в два этапа:

- 1 этап. Анализ имеющихся на предприятиях технологического оборудования и процессов, на­копление исходных данных о параметрах выделе­ний и выбросов. Установление значений удельных нормативов выбросов (УНВ для действующих предприятий (отраслевых удельных нормативов выбросов). На этом этапе определяются удельные выбросы на единицу материальных показателей (продукции, сырья, электроэнергии и т. п.) для предприятий одной отрасли, использующих раз­личные технологии. Далее, путем сопоставления этих величин, определяется наилучшая с экологи­ческой точки зрения технология в отрасли, удель­ные выбросы которой рассматриваются в качестве удельных нормативов выбросов для отрасли. На основе полученных данных формируются предло­жения по техническим нормативам выбросов для основного оборудования и технологических про­цессов предприятий отрасли;

- 2 этап. Разработка технических нормативов выбросов для отдельных видов стационарных источников и применение их при государствен­ном регулировании выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Технические нормативы устанавливаются законодательным актом. На этом этапе, исходя из экологической обстановки, пред­приятие с учетом экономических возможностей определяет целесообразность и сроки достижения разработанных нормативов.

О задачах государственного экологического контроля (ГЭК) и о том, как осуществляется ГЭК, рассказала в своем выступлении начальник отдела экологического контроля Управления Росприрод­надзора по Пермскому краю Людмила Алексан­дровна Овчинникова.

ГЭК осуществляется в форме проверок, прово­димых в соответствии с планами, а также внеплано­вых проверок в случаях:

- проверки исполнения предписаний об устра­нении ранее выявленного нарушения требования;

- получения от органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления, организа­ций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков наруше­ния требований, установленных законодательством в области ООС.

Новый порядок планирования контрольно-надзорной деятельности, установленный приказом Росприроднадзора от 02.10.2009 № 292 направ­лен на обеспечение комплексности проводимых проверок. При осуществлении проверок инспекто­ры, выходя на предприятие, осуществляют все виды контроля. Такой подход позволяет эффективнее использовать материально-технические, финансо­вые и кадровые ресурсы, а также облегчить задачу предприятию, так как все вопросы решаются в ходе одной проверки. Продолжительность мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходи­мостью проведения специальных исследований, экспертиз, на основании мотивированного пред­ложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем Роспри­роднадзора или его заместителем срок проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабо­чих дней. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) пла­новое мероприятие может быть проведено не бо­лее чем один раз в три года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприя­тие по контролю может быть проведено не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации.

Юридические лица и индивидуальные пред­приниматели при проведении мероприятий по контролю имеют право:

- присутствовать при проведении мероприятий по контролю;

- получать информацию, предоставление кото­рой предусмотрено ФЗ от 26.12.2006 № 294-ФЗ;

- знакомиться с результатами мероприятий и подтверждать в актах ознакомление, согласие или несогласие, а также с отдельными действиями должностных лиц органов ГЭК;

- обжаловать действия должностных лиц ор­ганов государственного контроля в администра­тивном и(или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Все участники семинара были обеспечены нор­мативными документами в электронном виде или на бумажном носителе.

Систематическое проведение экологических семинаров с привлечением специалистов приро­доохранных надзорных органов способствует про­фессиональной подготовке специалистов в обла­сти охраны окружающей среды. Для предприятий знание природоохранного законодательства и его правильное применение является чрезвычайно важным, так как ошибки, допущенные экологами при неправильно проведенной инвентаризации, расчетах платы за негативное воздействие, отсут­ствие надлежащего производственного контроля и др., приводят к увеличению финансовых затрат, невозможности аргументировано доказать прове­ряющим законность своих действий.

В настоящее время ЦЛАТИ приступил к форми­рованию программ семинаров на 2011 год. Ждем ваших предложений по интересующим вас темам и вопросам. Все они будут учтены в программах предстоящих семинаров.

Таблица 3.1

Степень

 

ИЗА

СИ

НП

Градации

 

Загрязнение атмосферы

 

I

низкое

0-4

0-1

0

II

повышенное

5-6

2-4

20

III

высокое

7-13

5-10

20-50

IV

Очень высокое

14

10

>50

 
Главная Анонсы VII Экологический семинар – законодательные и нормативные требования надзорных органов. АНАЛИТИКА (ЦЛАТИ) / Анонс

ГАЗ. НЕФТЬ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ

Межрегиональная специализированная выставка НИЖНЕВАРТОВСК. НЕФТЬ. ГАЗ - 2018



III СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

KIOSH 2019
Критически важные объекты ТЭК: все аспекты безопасности
Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю