![]() |
Испытательные лаборатории Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве КОТЕЛЬНИКОВ В.С., д.т.н., КОНОВАЛОВ Н.Н., д.т.н., ШЕВЧЕНКО В.П., к.т.н. ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Испытания являются одной из самых распространенных форм подтверждения требований к характеристикам продукции, что необходимо для оценки качества при сертификации, инспекциях, при контроле качества процессов производства, эксплуатации, хранения и строительства. Результаты испытаний используются организациями, осуществляющими деятельность на ОПО, в энергетике и строительстве. В необходимых случаях они могут использоваться представителями органов исполнительной власти при принятии управленческих решений в области обеспечения безопасности и негативного воздействия на окружающую среду, при проведении экспертиз. Достоверность результатов испытаний является гарантией принятия обоснованных решений, что может сделать только компетентная лаборатория. При этом сертификация системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 90012008 [1] еще не гарантирует компетентность лаборатории получать технически обоснованные результаты. Только аккредитация на соответствие требованиям ГОСТ ИСО/ МЭК 17025 [2] является подтверждением того, что система менеджмента качества соответствует требованиям ИСО 9001, и лаборатория способна получать технически обоснованные результаты. Ввиду важности и ответственности за результаты деятельности по оценке соответствия, органы по оценке соответствия часто заинтересованы в демонстрации (доказательстве потребителям услуг, общественности, органам власти) своей компетентности в сфере своей деятельности, а потребители их услуг желают удостовериться в их возможности предоставить достоверные результаты по оценке соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг установленным требованиям, положениям стандартов или условиям договоров. Эта заинтересованность подкрепляется экономическими потерями за некачественные работы по оценке соответствия, установленными законом от 18.07.2011 № 237-ФЗ [3], в соответствии с которым значительно (в десятки раз) возросли штрафы за недостоверное декларирование соответствия продукции, нарушение правил выполнения работ по сертификации и представление недостоверных результатов исследований (испытаний).
Единая система оценки соответствия осуществляет деятельность в области оценки компетентности органов по оценке соответствия в добровольной сфере в соответствии с зарегистрированной 19 июня 2006 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (рег. № РОСС RU.3327.04 БШ00) Системой добровольной сертификации в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Зарегистрированная система применяется для организации и проведения добровольной сертификации работ, услуг, продукции, систем управления, персонала в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. В настоящее время в Единой системе оценки соответствия аккредитуются пять типов испытательных лабораторий [5] (рис. 1): Лаборатории неразрушающего контроля (ЛНК) осуществляют неразрушающий контроль. В область аккредитации этих лабораторий включены 12 видов (методов) контроля (радиационный, ультразвуковой, акустико-эмиссионный, магнитный, вихретоковый, электрический, оптический, визуальный и измерительный, проникающими веществами, вибродиагностический, тепловой контроль, контроль напряженно-деформированного состояния) всех типов технических устройств на ОПО, зданий и сооружений и оборудования электроэнергетики. Аккредитуются лаборатории, осуществляющие неразрушающий контроль при изготовлении, строительстве, монтаже, ремонте, реконструкции, эксплуатации и экспертизе (техническом диагностировании). Лаборатории разрушающих и других видов испытаний (ЛРИ) осуществляют разрушающие и другие виды испытаний: механические статические; механические динамические; измерения твердости; испытания на коррозионную стойкость; технологические; исследования структуры материалов; определение содержания элементов; специальные виды (методы) испытаний; испытания строительных материалов, конструкций, зданий и сооружений; дороги автомобильные.
Электролаборатории (ЭЛ) осуществляют испытания и(или) измерения параметров электроустановок. Лаборатории, осуществляющие испытания продукции (ЛИП), проводят испытания и(или) измерения технических устройств в процессе изготовления, строительства, монтажа, ремонта, реконструкции, эксплуатации. См. табл. на стр. 49. Распределения аккредитованных лабораторий неразрушающего контроля по объектам и видам (методам) контроля приведены на рис. 2 и 3, а распределение аккредитованных лабораторий разрушающих и других видов испытаний по видам испытаний - на рис. 4. При проверках для аккредитации испытательных лабораторий выявились некоторые систематические проблемы, указывающие на их неполное соответствие ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [2] и СДА-15-2009 [5], свойственные многим лабораториям. К первой группе относятся требования к управлению лабораторией, обеспечивающие стабильность ее функционирования в заявленной области деятельности. Наиболее частые отступления от требований в этой части заключаются в следующем: - отсутствие документов, подтверждающих анализ системы менеджмента качества и деятельности лаборатории со стороны руководства; - протоколы испытаний не включают необходимый объем информации, позволяющий удовлетворительно провести повторные испытания (воспроизвести результаты испытаний); - система контроля качества результатов испытаний отсутствует (не документируется); - отсутствуют процедуры и не документируются корректирующие и предупреждающие действия по результатам внутренних проверок системы менеджмента качества; - система записей результатов испытаний не обеспечивает регистрацию и сохранность первоначальных наблюдений, расчетов и итогового протокола. Ко второй группе относится несоблюдение технических требований, обеспечивающих проведение испытаний, где также наблюдаются типичные отклонения при проверках лабораторий: - отсутствие документального подтверждения наличия в лаборатории собственных технических средств в номенклатуре, достаточной для проведения испытаний в заявленной области аккредитации; - отсутствие документального подтверждения наличия необходимого персонала, для которого, в соответствии с критериями аккредитации, работа в лаборатории должна быть основной; - отсутствуют сведения о метрологическом обеспечении результатов испытаний, включая степень неопределенности и величину лабораторной составляющей погрешности измерений (испытаний); - несоответствия в организации и оформлении результатов поверки средств измерений и обеспечении прослеживаемости измерений. Органы, осуществляющие поверку средств измерений, а в основном это центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), подведомственные Ростехрегулированию, в свидетельствах о поверке не указывают информацию, предусмотренную ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [2]: сведения об аккредитации ЦСМ; сведения об эталонах, с которыми сравнивается поверяемое средство измерения и данные об их сличении с эталоном высшего разряда; наименования и значения поверяемых метрологических характеристик с указанием их погрешности при поверке. В настоящее время формируется единая национальная система аккредитации. Распоряжением правительства РФ от 12.10.2010 № 1760-р одобрена Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации. Вышел Указ президента РФ от 24.01.2011 № 86 «О единой национальной системе аккредитации». Постановлением правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» утверждено «Положение о Федеральной службе по аккредитации». Концепция установила цели и принципы осуществления аккредитации, а также приоритетные направления развития аккредитации в Российской Федерации. Указом президента на Минэкономразвития России возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации. Создана и приступила к деятельности Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Важно, что специалисты Минэкономразвития и специалисты Росаккредитации считают, что для успешного функционирования национального органа по аккредитации нужно использовать опыт различных организаций, который накоплен в этой области. Росаккредитация привлекает для участия в выполнении работ по аккредитации соответствующие компетентные организации в качестве экспертных, которые рассматривают представленные документы, осуществляют проверку на месте и направляют материалы проверок в Рабочую комиссию Росаккредитации. По рекомендации Ростехнадзора статус экспертной организации получило и ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность».
Литература 1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Система менеджмента качества. Требования. 2. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. 3. ФЗ № 237 от 18.07.2011 «О внесении изменений в КоАП РФ». 4. ФЗ № 184 от 18.12.2002 «О техническом регулировании». - М.: НТЦ «Промышленная безопасность», 2003.- 48 с. 5. Требования к испытательным лабораториям (СДА-15-2009) / Документы по аккредитации инспекционных органов и испытательных лабораторий. Серия 32, вып. 5 / Колл. авт.- Под общ. ред. Н.Г. Кутьина. - М.: Научно-технический центр по безопасности в промышленности, 2009. С. 62-148.
|