Ростехнадзор является инструментом власти для управления отраслевой безопасностью
Приказом Ростехнадзора от 22.12.2011 исполнение обязанностей заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртские территориальные отделы) возложено на помощника руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора Денисова Сергея Петровича. Какие долгосрочные цели составят приоритет новой управленческой политики, изменится ли стратегия надзорного менеджмента, насколько будут привнесены в работу Службы прогрессивно-инновационные факторы - об этом интервью с назначенным руководителем. - Глава государства практически в каждом своем выступлении системно и последовательно говорит о выполнении властью своих социальных обязательств. Деятельность Ростехнадзора - это, по сути, один из важнейших индикаторов соблюдения соцгарантий в части защиты общества от техногенных рисков. Какой должна быть политика надзора, эффективно обеспечивающая защиту социума от аварий на опасных производственных объектах? - По моему твердому убеждению, Ростехнадзор - это инструмент в руках правительства для наведения порядка в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Исходя из этого, становятся ясными приоритеты нашей работы. Деятельность Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора имеет единственную цель - создание надежной системы промышленной, энергетической и экологической безопасности. Речь идет об обеспечении должного уровня и повышении качества жизни человека, его уверенности в безопасности производственных процессов, в которых он задействован, дружественности окружающей среды, надежности энергообеспечения. Нередки случаи, когда хозяйствующие субъекты в целях повышения прибыли и снижения издержек производства пытаются экономить на безопасности технологий, экологии, не занимаются обновлением производства. Во многом благодаря деятельности Службы мировоззрение таких собственников и руководителей поднадзорных организаций и предприятий стало меняться. Постепенно приходит понимание того, что сиюминутная выгода не стоит здоровья и жизни людей. Благодаря мероприятиям, проводимым инспекционным составом Удмуртских территориальных отделов, удалось добиться принятия крупнейшими предприятиями республики программ модернизации и обновления основных производственных фондов. Таблица 1. Меры, предлагаемые для повышения уровня промышленной безопасности на опасных объектах Удмуртии
- Любая составляющая в работе Службы является важной и ключевой. И все же - каковы центральные приоритеты надзорной деятельности? - Важнейшей составляющей надзорной деятельности является контроль за надлежащим соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства, регулирующего область промышленной и экологической безопасности. С 1 января вступил в силу закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27.07.2011. Данный закон устанавливает правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате произошедшей на объекте аварии. Законом определены опасные объекты, размеры страховых сумм и выплат потерпевшим, а также размеры компенсационных выплат, требования к страховщикам и к заключаемым ими договорам обязательного страхования ответственности. Контроль исполнения обязанности по страхованию осуществляется со стороны органов исполнительной власти (ст. 27 закона № 225-ФЗ): Ростехнадзора и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Подчеркну, что со своей стороны мы обеспечим жесткий и системный контроль исполнения обязанности по страхованию. Также одним из приоритетных направлений деятельности Удмуртских территориальных отделов является обеспечение эффективного надзора за противоаварийной устойчивостью теплоэнергетического оборудования, повышением надежности, своевременной подготовкой и бесперебойным прохождением отопительного периода. В результате принимаемых мер не допускается аварий и технологических нарушений в системе теплоснабжения населения. В этом году теплоэнергосистема республики в целом была подготовлена к отопительному сезону. Еще одно важнейшее направление работы - обеспечение надежности энергообеспечения социально-экономической сферы региона. Это государственная задача, для решения которой применяется и будет применяться весь комплекс предусмотренных полномочиями Ростехнадзора мер, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований по безопасности в установленной сфере деятельности. С 2005 года Управление принимает активное участие в реализации ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». Выполнены необходимые мероприятия по экологической экспертизе, созданию системы надзора и контроля в период строительства и эксплуатации объекта по уничтожению химического оружия в Камбарке. Созданная система экологического контроля и мониторинга обеспечивает контроль безопасности деятельности объекта со стороны государства и общества. В настоящее время ведется надзорная деятельность при строительстве объекта по уничтожению химического оружия в Кизнере. На объекте имеется эксплуатационная и разрешительная документация на эксплуатацию ОПО. За 2010 год проведено три плановых проверки (1 комплексная, 2 предлицензионные на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов). В 2011 году плановых проверок по опасным производственным объектам в Кизнере не проводилось. В рамках осуществления государственного строительного надзора на объекте уничтожения химического оружия в Кизнере за период с 01.01.2010 по 26.09.2011 проведены 11 проверок. В результате выявлены и уже устранены 182 нарушения требований промышленной безопасности и Градостроительного кодекса РФ. Таблица 2. Итоги надзора за 2011 год на объекте уничтожения химического оружия в п. Кизнер
- Входит ли в ваши планы задача модернизации надзорной политики? - Предваряя ответ на вопрос, надо сказать, что на сегодняшний день состояние промышленной безопасности в Удмуртской Республике удовлетворительное. Уровень производственной культуры и кадровый потенциал позволяют обеспечить безаварийную работу предприятий и безопасность людей. Следует отметить, что на поднадзорных Удмуртским территориальным отделам предприятиях и объектах за последние годы не зафиксировано случаев аварийности и травматизма со смертельным исходом. В целом профилактические мероприятия превентивного характера, проводимые Управлением, своевременное выявление и контроль за устранением нарушений позволили на ОПО, поднадзорных Удмуртским территориальным отделам, не допустить аварий и несчастных случаев. Удалось добиться снижения количества несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок. Но, конечно, все эти факторы - не повод, чтобы остановиться на достигнутом и не развивать, модернизировать надзорную политику. Требуется постоянный контроль и внимание руководителей всех уровней к вопросам обеспечения промышленной безопасности, и в первую очередь - к вопросам замены и модернизации морально и физически устаревшего оборудования. Только совместными усилиями органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций можно обеспечить безопасную эксплуатацию ОПО и тем самым защитить людей от негативного техногенного воздействия. Еще раз повторю, что деятельность Ростехнадзора имеет единственную цель - создание надежной системы промышленной и экологической безопасности, снижение до минимума вероятности наступления аварийных ситуаций или несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями. И это возможно только при безусловном исполнении нормативов действующего законодательства в области промышленной, энергетической и экологической безопасности как надзорными органами, так и поднадзорными предприятиями и организациями. - В работе надзорных служб есть один серьезный барьер — неготовность собственника эффективно и качественно заниматься вопросами промышленной безопасности. Каким вы видите решение этой проблемы? - Сегодня, действительно, наступает время, когда в сферах экономики существует в основном частная собственность. Мы как представители государственной службы должны добиваться, чтобы собственник понимал необходимость всех работ по обеспечению безопасности той или другой отрасли промышленности. В частной собственности главное - прибыль. И понятно, что собственник использует все возможности для того, чтобы обойти требования законодательства и как можно быстрее получить разрешительную документацию. Ему это сделать проще и выгоднее, чем постоянно заниматься повышением безопасности своего предприятия и безопасности труда на своем объекте, вкладывать в безопасность немалые деньги. И если с нашей стороны не будет обеспечена должная требовательность, опасные объекты с низким уровнем надежности будут по-прежнему эксплуатироваться, и рано или поздно такая ситуация может привести к большой беде. Я не говорю, что мы будем останавливать или приостанавливать деятельность того или иного предприятия. Наша задача заключается совершенно в ином - всячески содействовать развитию экономики, росту ВВП, о чем неоднократно говорил президент страны, но в то же время мы должны добиваться того, чтобы вопросы безопасности выходили на первый план. - Какие еще проблемы в качестве первоочередных для решения? - Необходимо отметить несколько основных общих проблем и факторов, оказывающих негативное влияние на состояние промышленной, энергетической безопасности в Удмуртской Республике. Это: - высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная активность в промышленности и энергетике. По некоторым отраслям этот показатель достиг критической точки; - низкий уровень технологической дисциплины, не соответствующий степени опасности современных производств; - низкий уровень профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности и энергетики; - реорганизация предприятий при смене собственника и проведении других структурных изменений на уровне управления предприятия без учета необходимости обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств повышенной опасности; - отсутствие законодательного регулирования ответственности за соблюдение конкурсными управляющими требований по безопасности и противоаварийной устойчивости объектов организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами.
Вышеуказанные проблемы и факторы риска необходимо учитывать при формировании и реализации системного подхода в осуществлении государственного контроля и надзора на ОПО, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, имеющим долговременные негативные последствия и представляющим серьезную угрозу безопасности социальной сфере и экономической системе Удмуртской Республики. Комплексный подход к оценке безопасности ОПО, объектов энергетики при осуществлении государственного контроля и надзора должен стимулировать эксплуатирующие организации и собственников к реконструкции и модернизации производств. - Какие меры необходимы для нейтрализации этих факторов риска? - В первую очередь, предприятиям необходимо разрабатывать целевые программы по замене, реконструкции, модернизации оборудования, не отвечающего современным требованиям, оборудования с отработавшим сроком эксплуатации, технологических процессов, оказывающих недопустимое негативное влияние на окружающую среду. Главам муниципальных образований важно обеспечить контроль за регистрацией «бесхозных» газовых сетей за счет внесения объектов в государственный реестр ОПО. На объектах химического надзора необходимо постоянно проводить работы по проведению экспертизы промышленной безопасности, по составлению планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций. Предприятиям-застройщикам и заказчикам необходимо своевременно представлять в Удмуртские территориальные отделы извещения о начале строительства, а также отработать механизм взаимодействия между нашими отделами и органом строительного надзора субъекта. Необходимо также определить порядок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. В заключение хотелось бы сказать, что специалисты Удмуртских территориальных отделов в целях обеспечения промышленной и энергетической безопасности будут постоянно требовать и добиваться от поднадзорных предприятий республики выполнения мероприятий по обновлению и модернизации действующего оборудования, замены изношенных основных производственных фондов, выполнения законодательства в области охраны окружающей среды. Обеспечение промышленной, энергетической и экологической безопасности - это общегосударственная задача, и только совместными усилиями федеральных и территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов федерального надзора и контроля, заинтересованных предприятий и организаций возможно решить проблемы защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и их последствий, предотвратить чрезвычайные ситуации, сократить уровень травматизма на производстве.
|