Поиск по сайту:
 
 
07 | 10 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

Федоровская А. Х., заместитель директора Филиала ЦЛАТИ по Пермскому краю, к.х.н.

Заседание Государственного совета Российской Федерации, состоявшееся 27 мая 2010 года, было посвящено реформированию системы управления в сфере охраны окружающей среды. Среди основных поручений правительству – подготовка законодательных актов, позволяющих обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Во исполнение поручения Минприроды России подготовлены проекты законодательных документов:

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)».

2. Проект федерального закона «Об обязательном экологическом страховании» (об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности).

3. Проект федерального закона «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации (в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами), и др.

Состоявшийся в Москве 26-28 октября VII Экологический форум был посвящен обсуждению новых направлений в экологическом законодательстве. С докладами выступили руководители департаментов и управлений Минприроды. Модератором Форума была Ветошкина Л. П. к.э.н., заместитель председателя комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии. Это позволило участникам Форума познакомиться с мнением ТПП РФ и бизнеса в отношении представленных проектов законов.

Наиболее активная дискуссия развернулась вокруг доклада заместителя департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды В. Р. Венчиковой. Доклад был посвящен обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» (далее – Проект ФЗ).

Основные вопросы, освещенные в докладе: совершенствование системы нормирования (этапы перехода на новую систему); категорирование объектов негативного воздействия; создание основ технологического нормирования и наилучших доступных технологий (НДТ); выбор НДТ; создание информационно-технических справочников НДТ; создание реестра НДТ; создание системы стимулирования (меры экономического стимулирования); законодательное регулирование платы за воздействие на окружающую среду; стимулирующие коэффициенты; сокращение перечня регулируемых загрязняющих веществ и критерии их выбора; создание новой системы выдачи разрешительных документов; государственного учета объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду; первичного учета и производственного экологического контроля.

Согласно Проекту ФЗ, переход на новую систему нормирования предусматривается осуществить в два этапа:

I этап (2011-2016 гг.)

- ликвидация института установления лимитов (2011);

- постановка предприятий на учет (2011);

- поэтапное повышение уровня платежей за сверхнормативное воздействие (2011 – в 2 раза, 2016 – в 8 раз);

- реализация мер экономического стимулирования по переходу на НДТ (с 2011);

- создание информационно-технических справочников НДТ и реестра НДТ (2014);

- внедрение технологического нормирования для предприятий, внедряющих/применяющих НДТ (с 2016).

II этап (2016-2020 гг.)

- внедрение наилучших существующих технологий;

- разработка необходимых мер строительства новых и реконструируемых предприятий на принципах: института ГЭЭ, соблюдения качества окружающей среды (ПДК), соответствия нормативам НСТ;

- переход на технологическое нормирование всех предприятий, соответствующих областям применения НДТ.

В системе управления охраной окружающей среды, в части государственного регулирования, большое значение имеет предусмотренное Проектом ФЗ категорирование объектов негативного воздействия. Это позволит осуществить индивидуальный подход к предприятиям при определении мер государственного регулирования.

Объекты подразделяются на три категории с учетом классификации промышленных объектов в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством: экологически особо опасные; объекты с умеренным уровнем воздействия на окружающую среду; объекты с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду.

Для предприятий с незначительным воздействием предлагается ввести декларирование; с умеренным – утверждать нормативы по технологически обоснованным объемам воздействий; для особо опасных – на принципе НДТ.

Перечень объектов каждой категории определяется уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Большой интерес у слушателей вызвало предлагаемое Проектом ФЗ регулирование платы за воздействие на окружающую среду, предусматривающее внесение изменений практически во все основные природоохранные законы, касающиеся этой проблемы:

1) изменения в КоАП РФ:

- ст. 8.41 предлагается изложить в следующей редакции:

Непредставление в установленный срок деклараций об исчисленной плате за негативное воздействие на окружающую среду, необходимых для осуществления администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду администраторам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 6 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – от 30 до 60 тыс. руб.

- ст. 8.5 после слов «Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации» предлагается дополнить словами «, в том числе данных первичного Согласно Проекту ФЗ, переход на новую систему нормирования предусматривается осуществить в два этапа учета и производственного экологического контроля,» и дополнить статьей 8.5.1 следующего содержания:

Нарушение порядка и сроков представления декларации о воздействии на окружающую среду и порядка постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Непредставление в установленный срок декларации о воздействии на окружающую среду объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а равно представление сведений в составе такой декларации в неполном объеме или искаженном виде – влечет наложение административного штрафа должностных лиц в размере от 3 до 6 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – от 20 до 80 тыс. руб.

Незаконный отказ в государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представление при постановке на государственный учет сведений в неполном объеме или искаженном виде, а равно непредоставление свидетельств о постановке на государственный учет, актуализации учетных сведений, снятии с учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 до 50 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – от 30 до 100 тыс. руб.»;

2) Существенные изменения претерпел и ФЗ № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», в частности:

- ст. 16 предлагается дополнить статьями 16.1-16.6. Согласно п. 5 ст. 16.3, в целях стимулирования субъектов хозяйственной и иной деятельности к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению НДТ при исчислении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются стимулирующие коэффициенты:

- коэффициент 1 – за массы и(или) объемы размещенных отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства;

- коэффициент 0,5 – за массы и(или) объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в пределах утвержденных технологических нормативов;

- коэффициент 25 – за фактические массы и(или) объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающие утвержденные технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ, образования отходов на период внедрения НДТ;

- коэффициент 100 – за фактические массы и(или) объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающие задекларированные в соответствии со статьей 28.1 настоящего федерального закона, а также утвержденные нормативы допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и(или) технологические нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ после окончания периода внедрения НДТ;

- коэффициент 25 – за фактические массы и(или) объемы отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства.

Стимулирующий коэффициент 100 будет применяться с 1 января 2016 года, до 1 января 2016 года применяется стимулирующий коэффициент 25.

В Проекте ФЗ предлагается существенно сократить перечень регулируемых загрязняющих веществ (по воздуху – с 225 до 60-65, по воде – с 143 до 40-45).

С целью получения достоверной информации об уровнях и объемах воздействия на окружающую среду, повышения эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей среды, учет объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, согласно Проекту ФЗ, ведут федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в форме реестра. В Проекте ФЗ определены сведения, которые должен содержать реестр.

Нашел отражение в Проекте очень важный вопрос для природопользователей: что должна содержать программа первичного учета и производственного экологического контроля.

С пояснениями и обоснованием изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» выступил К. Я. Кушнир – главный специалист департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды. В своем докладе он отметил, что одним из основных недостатков существующего законодательства является преобладание правовых норм ограничительного и запретительного характера, а не организационно-управленческих. С этой целью в законопроекте значительно расширены права субъектов РФ с точки зрения управления потоками отходов. Субъектам РФ предоставляется: утверждение и периодическое обновление балансовых схем образования и удаления экологически безопасными способами отходов производства и потребления; утверждение порядка приема производителем и(или) продавцом тары, пригодной для многоразового использования, и оплаты ее залоговой стоимости; полномочия по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Законопроектом предусматривается обязанность производителя (импортера) продукции за утилизацию, обезвреживание, захоронение произведенной (ввезенной) продукции, утратившей свои потребительские свойства. Подобный принцип реализован в большинстве европейских стран. В стоимость потребительских товаров (напитков, пищевых продуктов, парфюмерно-косметических товаров, лекарств, бытовой техники и др.) включена стоимость сбора, сортировки, переработки использованной упаковки, что подтверждается маркировкой упаковки товарным знаком «Зеленая точка».

Комитет ТПП РФ по природопользованию, выражая полную поддержку необходимости совершенствования системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, экономического механизма охраны окружающей среды и уточнения целей его применения, считает, что принятие ряда положений Проекта ФЗ будет иметь существенные экономические, социальные и экологические последствия, в частности:

1. Изменения, внесенные в ст. 8.41 КоАП РФ, приведут к необоснованным огромным штрафам, прежде всего для предприятий малого и среднего бизнеса.

2. Изменения, внесенные в ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», меняют систему расчетов природоохранных платежей и механизм взимания платы. По мнению ТПП РФ, это может привести к возрастанию коррупционности системы администрирования платежей, когда предприятия всеми методами будут стремиться фактическое воздействие на окружающую среду оставить в границах нормативно допустимого. В Проекте ФЗ отсутствует обоснование взимания платы за размещение отходов на полигонах, принадлежащих, арендуемых самим природопользователем, отсутствует понижающий коэффициент 0,3.

Согласно предложениям ТПП РФ в ФЗ «Об охране окружающей среды», необходимо:

- отменить обязательное внесение платы за воздействие в пределах нормативов, то есть за воздействие, не наносящее вреда окружающей среде, в том числе за размещение отходов на полигонах, принадлежащих или арендуемых предприятиями, при условии, что предприятия обеспечивают финансово и организационно деятельность полигонов в соответствии с устанавливаемыми требованиями;

- переходить от наличия/отсутствия разрешения как основного критерия соблюдения/нарушения законодательства к аналитически (документально) доказанному наличию/отсутствию превышения допустимого уровня воздействия;

- предусмотреть упрощенные процедуры корректировки (по инициативе природопользователя) разрешения на негативное воздействие при некотором изменении процесса производства. Отсутствие такой процедуры юридически приводит к необходимости полной переработки нормативной документации даже при внедрении более совершенных технологий и фактически «консервирует» существующее на предприятии положение на срок действия проекта (5 лет), тем самым объективно затормаживая развитие предприятия.

Более подробно с планируемыми изменениями в законодательстве можно было ознакомиться на семинаре, который провело НОУ «Безопасность» 15-16 декабря.

Литература

1. Материалы VII Экологического форума:

1.1. Венчикова В.Р. Доклад «Совершенствование нормативной базы в области охраны окружающей среды».

1.2. Кушнир К.Я. Доклад «Нормативная база в сфере обращения с отходами и ее совершенствование. О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления и другие законодательные акты РФ».

1.3. Ветошкина Л.П. Доклад «Об исполнении Минприроды России поручений Президента РФ и председателя Правительства РФ по итогам заседания 27 мая 2010 г. Позиция бизнеса по законопроектам Минприроды России».

 

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю