Поиск по сайту:
 
 
06 | 10 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

Владимир КОТЕЛЬНИКОВ, генеральный директор, проф., д.т.н.;

Петр КОНОНОВ, начальник отдела;

Алексей АНИКУШИН, заместитель начальника отдела;

Вячеслав КУПРИЯНОВ, ведущий специалист отдела подготовки единой системы саморегулирования в области обеспечения безопасного ведения работ в промышленности ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» (Москва)

В настоящее время на рынке работает около 3500 экспертных организаций, имеющих лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности.

В 2009 году Ростехнадзором проведено 2655 проверок соблюдения лицензионных требований и условий, в ходе которых выявлены и предписаны к устранению 1076 нарушений.

В 2009 году органами Ростехнадзора утверждено и зарегистрировано 330 130 заключений экспертизы промышленной безопасности, в утверждении 10 548 заключений было отказано ввиду их несоответствия установленным требованиям. Большая часть отказов связана с оформлением заключений. Но есть серьезные проблемы.

Первое, это наличие таких установленных федеральным законодательством требований к соискателю лицензии, лицензиату и лицензионному контролю, которые не позволяют Ростехнадзору осуществлять постоянный контроль за деятельностью экспертных организаций, ввиду ограничения периода проведения плановых мероприятий по контролю.

В соответствии с ФЗ-294, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Данный период времени экспертные организации используют для получения доходов, не ставя во главу своей деятельности качество проведения экспертиз промышленной безопасности.

Имеются случаи ликвидации экспертных организаций во избежание проведения в отношении себя мероприятий по лицензионному контролю, что ставит под сомнение качество проводимых ими экспертиз промышленной безопасности.

Второе, это низкое качество заключений экспертизы промышленной безопасности. Существует достаточно большое количество экспертных организаций, слабых по своему научному и экспертному потенциалу.

Следует также учитывать, что, в соответствии с законодательством о лицензировании, со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование проведения экспертизы промышленной безопасности.

Опыт Евросоюза

Становление рынка работ и услуг по оценке соответствия в государствах Европы прошло этап государственного регулирования и этап фактического отсутствия регулирования как такового. Так, например, во второй половине XX века (период конца 40-х – начала 80-х годов) в большинстве государств Европы деятельность организаций, работающих в области оценки соответствия, жестко регулировалась со стороны государства. В большинстве стран Европы в этот период экспертные организации фактически назначались государством, их деятельность подлежала подробному регулированию (вплоть до вопросов ценообразования в части оказываемых этими организациями услуг).

Очевидно, что подобная система не могла способствовать развитию рынка экспертных организаций (ввиду фактического отсутствия рыночных условий), равно как и непрерывному повышению уровня качества оказываемых ими услуг (очевидно необходимому вследствие развития техники и технологий).

Объединение европейского законодательства в области технического регулирования, появление директив нового (и глобального) подхода привело к либерализации рынка экспертных организаций Европы в 80-90-е годы.

Несмотря на многочисленные позитивные стороны данных изменений, стоит отметить и негативные факторы. Так, либерализация рынка и фактическое устранение государственного регулирования привело к возникновению значительного числа экспертных организаций, работающих в области оценки соответствия, надзор за деятельностью которых зачастую вообще никак не осуществлялся.

Очевидно, что общий уровень качества предоставляемых услуг в области оценки соответствия начал заметно снижаться.

Выходом из сложившейся ситуации стало фактическое введение механизма саморегулирования рынка, состоявшего из двух направлений:

- создание на территории государств Евросоюза (как в рамках одного государства, так и трансграничных) различных профессиональных сообществ экспертных организаций – ассоциаций, союзов и т. д. При этом подобные ассоциации были сформированы по принципу введения единых регламентов деятельности и установления минимально необходимых критериев к членству;

- установление единых требований к организациям, осуществляющим оценку соответствия, изложенных в стандартах ISO серии 17000, которые, в свою очередь, являются основой для проведения аккредитации данных организаций.

Несмотря на то, что обязательность аккредитации на законодательном уровне не определена, в настоящее время без наличия подобной аккредитации орган по оценке соответствия не может не только стать членом профессионального объединения, но и вообще допущен к выполнению того или иного заказа. Согласно регламенту ЕС № 765/2008, проведение аккредитации в каждом из государств Евросоюза будет возможно лишь единым национальным органом по аккредитации.

Учитывая опыт государств Евросоюза, введение системы саморегулирования в области промышленной безопасности является естественным шагом на пути к повышению качества соответствующих работ и услуг (в том числе экспертных организаций) и исключения коррупционной составляющей.

Принятие соответствующих изменений в 116-ФЗ и 128-ФЗ позволит реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов, осуществляющих отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности, исключить условия для коррупции при осуществлении государственного регулирования (лицензирования и государственного надзора), не допустить на рынок недобросовестных участников и главное – будет способствовать обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.

 

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю