Поиск по сайту:
 
 
05 | 10 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

Федоровская А. Х., заместитель директора филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю», к.х.н.

Распоряжением правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и план по реализации Водной стратегии. Настоящая Стратегия определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ РФ в водоресурсной сфере.

Согласно плану, до 2014 года должны быть разработаны нормативы допустимого воздействия на водные объекты и схемы комплексного использования и охраны водных объектов; до 2020 года – восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, включая малые реки.

Пермский край богат водными ресурсами (около 29 тыс. рек и 800 озер, 18 водохранилищ). Ресурсы поверхностных вод края равны вместе взятым ресурсам Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областей. Несмотря на такое богатство, качество вод является одной из главных экологических проблем. Поэтому вопросы соблюдения водоохранного законодательства являются актуальными и важными для края.

Учитывая актуальность проблемы, связанной с изменениями водного законодательства, а также пожелания предприятий, высказанных на VII экологическом семинаре, ЦЛАТИ организовал и провел очередной семинар, посвященный совершенствованию водного законодательства.

В работе семинара приняли участие представители природоохранных органов: Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, Управления по недропользованию Пермского края, Камского БВУ, специалисты ЦЛАТИ.

С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю А. Ю. Азанов. В своем выступлении он коснулся вопросов, касающихся изменения государственных функций Росприроднадзора в соответствии с постановлением правительства РФ № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

До принятия постановления исполнения государственных функций в сфере охраны окружающей среды компетенция Росприроднадзора ограничивалась только государственным экологическим контролем. С 1 октября текущего года, согласно приказу Росприроднадзора от 29.10.2010 № 283, департаменты Росприроднадзора по федеральным округам, осуществляющие отдельные функции Росприроднадзора на территории соответствующего объекта Российской Федерации, и управления Росприроднадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации обязаны:

- по поручению центрального аппарата Росприроднадзора организовывать и проводить в порядке, установленном законодательством РФ, государственную экологическую экспертизу федерального уровня;

- выдавать лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории одного субъекта РФ один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности;

- выдавать разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

- утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

- организовывать прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещению отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;

- устанавливать нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- проводить работу по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;

- проводить работу по ведению государственного кадастра отходов, государственного учета в области обращения с отходами, а также проводить работу по паспортизации отходов (в том числе выдавать свидетельство о классе опасности отходов для окружающей среды и согласовывать паспорта отходов I-IV классов опасности;

- представлять в центральный аппарат Росприроднадзора информацию о возможности ввоза в Российскую Федерации ядовитых веществ и об организации государственного экологического контроля за использованием ядовитых веществ.

Основным изменениям в Водном законодательстве РФ был посвящен доклад начальника отдела водопользования Камского БВУ Н. В. Сициренко.

Водным кодексом РФ, вступившим в силу в 2007 году, внесены значительные изменения в государственное управление использованием и охраной водных объектов. К настоящему времени завершено формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию положений Водного кодекса РФ, создана система органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих в установленном порядке реализацию отдельных полномочий РФ в области водных отношений. Собравшимся были предоставлены и обсуждены нормативные документы, регулирующие исполнение государственной функции по предоставлению прав пользования водными объектами.

С порядком проведения мониторинга водных объектов, согласованием программ мониторинга и обязанностями водопользователей, а также основными принципами нормирования ознакомила участников семинара начальник отдела мониторинга и информационных ресурсов Камского БВУ Г. Л. Поздеева.

Нормирование воздействий на окружающую среду является одним из важнейших аспектов природоохранной деятельности, лежащим в основе обеспечения качества вод. Основная цель нормирования сбросов загрязняющих веществ со сточными водами – ограничение вредного воздействия на водный объект.

В основе существующей системы нормирования лежит принцип недопустимости превышения ПДК загрязняющих веществ в водных объектах. Для этого водопользователи разрабатывают Проект «Нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты» (далее – Проект НДС). Разработка Проекта НДС является обязательной для всех предприятий, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект. Проекты НДС разрабатывают водопользователи собственными силами или по их заказу научной, проектной или иной организацией, имеющей разрешение на этот вид деятельности. Разработанные НДС регламентируют отведение в водотоки возвратных вод, а также различные виды хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние подземных и поверхностных вод. Норматив устанавливается для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом с учетом фоновой концентрации, категории водопользования, нормативов качества воды в водном объекте. Процедура согласования Проекта НДС предусматривает рассмотрение в органах Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Госкомрыболовства, Росгидромета и утверждается территориальным органом Росводресурсов (Камским БВУ). Полномочия по выдаче разрешения на сброс возложены в настоящее время на территориальные органы Росприроднадзора. Срок действия Проекта НДС и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, при условии неизменности производственного процесса, составляет пять лет. Если лимиты на сбросы не установлены, то разрешение на сброс выдается на срок действия нормативов допустимого сброса. В случае установления лимитов срок действия разрешения составляет один год. Контроль за соблюдением нормативов осуществляется в рамках производственного контроля за сбросом сточных вод. Органы государственного контроля используют нормативы при установлении платежей за пользование водными ресурсами и штрафов в случае нарушения водного законодательства.

В своем сообщении докладчик остановилась также на основных положениях Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей и проблемах, с которыми сталкиваются разработчики Проектов НДС.

Проблема существующей системы экологического нормирования вызывает активное обсуждение на страницах различных экологических изданий, проектов законов и концепций, форумах и совещаниях.

Опыт международного экологического законодательства базируется на технологическом нормировании удельного сброса загрязнений для определенных видов продукции по ограниченному числу показателей.

В своем докладе на заседании президиума Государственного Совета РФ, посвященном вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, состоявшемся 27 мая 2010 года, министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев отметил, что действующая система нормирования, основанная на предельно допустимых концентрациях, привела к тому, что практически все крупные предприятия превышают установленные нормативы, выплачивая незначительные суммы в качестве компенсации за нанесенный ущерб окружающей среде. Одним из основных недостатков существующей системы являются невыполнимые требования, связанные с нормированием более 2 тыс. загрязняющих веществ, и субъективные решения по лимитам. В качестве одного из основных направлений реформирования министр назвал переход на систему нормирования, основанную на НДТ.

Проблема завышенных требований по очистке сбрасываемых вод затронута в открытом письме правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, руководящим органам партии «Единая Россия», общественным организациям, подписанном известными учеными. Авторы открытого письма предлагают определять величины негативного воздействия на водный объект, исключая фоновые концентрации веществ в источнике воды. Соответственно, платежи за такое воздействие также должны быть увязаны с пересмотренными величинами. В качестве положительного примера приведен опыт ЕС и США, где нормирование воздействия на водную среду, включая сброс сточных вод, увязывается с реальными возможностями предприятий-водопользователей. Гибкая система платежей за сбросы не обязывает водопользователей платить за фоновые характеристики водного объекта. Система продумана под постепенное, но реальное исполнение нормативов.

В Водной стратегии и плане по ее реализации предусмотрена разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов. Фоновые концентрации веществ могут составлять региональную или индивидуальную специфику соответствующих водоемов и водотоков, водоносных горизонтов.

Активная поддержка и заинтересованность федеральных и региональных природоохранных органов исполнительной власти, а также природопользователей свидетельствуют о своевременности и необходимости перехода России на новые принципы нормирования, гармонизированные с международным законодательством.

В настоящее время МПР России разработан проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий).

С докладом об изменениях, предусмотренных этим проектом в части совершенствования нормирования, выступила на VII экологическом Форуме в Москве заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Виктория Рудольфовна Венчикова. В своем докладе она остановилась на основных недостатках существующей системы:

- система нормирования сбросов и выбросов субъективна и создает возможность для неограниченного загрязнения окружающей среды;

- меры административного и экономического воздействия минимальны и не создают мотивацию для субъектов предпринимательства по переходу на энергосберегающие и экологически чистые технологии;

- разработка предприятиями документации для установления нормативов и ее согласование в ФОИВ требует высоких финансовых и временных затрат.

Основные положения проекта закона направлены на устранение этих недостатков и предусматривают:

- исключение правовых норм, позволяющих устанавливать лимиты на выбросы и сбросы;

- создание основ технологического нормирования и установление области его применения;

- переход от выдачи отдельных разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов на систему декларирования и комплексных разрешений;

- совершенствование экономических механизмов в области ООС;

- совершенствование системы экологического учета и контроля негативного воздействия.

Проект ФЗ предусматривает создание основ технологического нормирования. Система технологического нормирования применяется к объектам, соответствующим области применения наилучших доступных технологий (НДТ). Согласно проекту ФЗ, определение наилучших доступных технологий для конкретной области их применения осуществляется уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением, которые создают технические рабочие группы, состоящие из экспертов федеральных органов исполнительной власти, государственных научных организаций, некоммерческих организаций (государственных корпораций, общественных экологических организаций, организаций субъектов предпринимательской деятельности). Относительно перечня регулируемых загрязняющих веществ: по предварительным оценкам по воде он будет включать 40-45 веществ. Новая система выдачи разрешительных документов основывается на:

- декларация о воздействии на окружающую среду – для объектов хозяйственной деятельности с незначительным воздействием;

- декларация о воздействии на окружающую среду и проекты нормативов допустимых воздействий на утверждение – для объектов хозяйственной деятельности с умеренным воздействием;

- разрешение на комплексное воздействие на окружающую среду содержит: нормативы допустимых воздействий и потребления энергии; программу внедрения НДТ и(или) план природоохранных мероприятий; программу первичного учета и производственного экологического контроля; особые экологические условия осуществления хозяйственной и иной деятельности. Разрешение на комплексное воздействие на окружающую среду выдается по результатам комиссионного рассмотрения заявки сроком на 5 лет и продлевается при условии: соблюдения утвержденных нормативов допустимого воздействия и технологических нормативов, выполнения плана природоохранных мероприятий и(или) программы внедрения НДТ; выполнения программы производственного экологического контроля; отсутствия задолженности по плате за воздействие на окружающую среду.

Полный текст проекта ФЗ опубликован на сайте МПР России.

15-16 декабря НОУ «Безопасность» проводит семинар по теме «Организация работ по приемке и обобщению материалов государственной статистической отчетности по формам: 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), 2-ТП (отходы), технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, по установлению и взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду». В работе семинара примут участие специалисты Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, Камского БВУ, ЦЛАТИ по Пермскому краю.

Литература

1. Материалы VIII экологического семинара. Пермь, октябрь 2010.

2. Венчикова В.Р. Доклад на VII Экологическом форуме. Октябрь, Москва.

3. Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и плана по реализации Водной стратегии».

4. Сиваков Д.О. Правовая охрана вод в свете водной стратегии России. Журнал российского права. 2010. № 2.

5. Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».

 

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю