НАДЗОР (ПЕРМСКИЙ КРАЙ) Оборин В. А., начальник отдела по надзору за подъемными сооружениями Западно-Уральского управления Ростехнадзора Отдел по надзору за подъемными сооружениями Западно-Уральского управления Ростехнадзора осуществляет надзор за эксплуатацией подъемных сооружений на 1998 предприятиях, в организациях (юридических лицах) и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности и эксплуатирующих 2396 опасных производственных объектов (ОПО) на территории Пермского края. Отдел осуществляет надзор за эксплуатацией 12 477 единиц технических устройств – подъемных сооружений: грузоподъемных кранов различных типов (5692), подъемников (вышек) (396), лифтов (6172), буксировочных канатных дорог (19), эскалаторов (111), строительных грузопассажирских подъемников (85). 4576 технических устройств (37%), эксплуатируемых на опасных производственных объектах, отработали нормативный срок службы. Из технических устройств, отработавших нормативный срок службы, 78% (3606 ед.) прошли экспертизу промышленной безопасности с продлением срока эксплуатации. Остальные 22% технических устройств выведены из эксплуатации с целью проведения экспертизы промышленной безопасности, ремонтов, консервации, списания и снятия с регистрации. Функции надзорной и контрольной деятельности в составе отдела по надзору за подъемными сооружениями исполняют 3 главных государственных инспектора и 8 государственных инспекторов. Территориально инспекторский состав отдела располагается: в Перми – 2 главных государственных инспектора и 6 государственных инспекторов, в г. Березники – 1 главный государственный, в Кунгуре – 1 государственный инспектор, в Чернушке – 1 государственный инспектор. Основными направлениями надзорной работы инспекторского состава отдела являются: - участие в комплексных обследованиях предприятий и организаций, проводимых Западно-Уральским управлением Ростехнадзора; - проведение плановых выездных проверок соблюдения поднадзорными предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями требований норм промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах; - проведение плановых выездных проверок соблюдения поднадзорными специализированными предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями требований норм промышленной безопасности при изготовлении, монтаже, ремонте, реконструкции, модернизации подъемных сооружений; - проведение внеплановых проверок в связи с жалобами и обращениями граждан, по запросам прокуратуры и других органов исполнительной власти; - проведение плановых целевых проверок по вопросу эксплуатации башенных кранов на строительныхобъектах в период замерзания и оттаивания грунтов; - участие в комиссиях по вводу в эксплуатацию вновь смонтированных лифтов и эскалаторов; - пуск в эксплуатацию грузоподъемных кранов, подъемников (вышек) после регистрации в Западно-Уральском управлении и в других случаях, указанных в правилах; - проведение внеплановых проверок выполнения ранее выданных предписаний. В течение 2009 года инспекторским составом проведено 648 проверок, выявлено и предписано к устранению 4973 нарушения правил и норм промышленной безопасности. Анализ выявленных инспекторским составом нарушений указывает на наличие проблемных вопросов при эксплуатации подъемных сооружений, а именно: - вывод из эксплуатации и замена физически изношенных, не отвечающих современным требованиям подъемных сооружений; - несоблюдение сроков проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, отработавших нормативный срок службы; - несоблюдение сроков проведения периодического освидетельствования лифтов; - некачественное проведение периодических осмотров технических устройств; - несоблюдение сроков и объемов работ по техническому обслуживанию и плановому профилактическому ремонту технических устройств; - отсутствие нормативных документов при производстве работ подъемными сооружениями (кранами, подъемниками), а именно проектов производства работ, технологических карт, схем строповки грузов и т. д.; - отсутствие и недостаточная квалификация обслуживающего персонала; - несоблюдение обслуживающим персоналом и ответственными лицами требований производственных и должностных инструкций; - отсутствие или низкая эффективность производственного контроля за безопасной эксплуатацией опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются подъемные сооружения. Наиболее значительное количество нарушений требований законодательства, норм и правил при эксплуатации подъемных сооружений выявлено инспекторским составом при проведении плановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, ТСЖ, ЖСК. Основной причиной эксплуатации подъемных сооружений с нарушением требований законодательства, норм и правил по промышленной безопасности руководители поднадзорных предприятий, организаций и индивидуальные предприниматели называют финансовые трудности. Для большинства руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, и особенно индивидуальных предпринимателей, принцип остаточного финансирования мероприятий по выполнению и соблюдению правил промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений является нормой. Данные руководители занимаются вопросами безопасной эксплуатации подъемных сооружений не постоянно, а только по необходимости, как правило, в период плановых выездных проверок, проводимых инспекторами отдела по надзору за подъемными сооружениями. Для отдельных руководителей предприятий и организаций, особенно для индивидуальных предпринимателей, руководством к практическим действиям является не требования законодательства, нормативно-правовых и нормативных документов в области промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений, а предписание государственного инспектора Ростехнадзора. При данной ситуации обязательным требованием является жесткий контроль своевременности и полноты выполнения выданных инспекторским составом предписаний. К должностным лицам и индивидуальным предпринимателям, допустившим грубые нарушения норм промышленной безопасности, применялись меры административного воздействия. За 2009 год за нарушение федеральных законов и иных нормативных актов в области промышленной безопасности инспекторами в соответствии с требованиями КоАП РФ было возбуждено 174 дела об административных правонарушениях, рассмотрено в установленном законом порядке 174 дела. Привлечено к административной ответственности 174 лица (юр. лиц, должностных лиц и граждан). Наложено 174 административных штрафа на сумму 323,3 тыс. руб. (на юр. лиц – 22 тыс. руб., должностных лиц – 296,3 тыс. руб., граждан – 162 тыс. руб.). Одно из направлений в надзорной деятельности отдела – постоянный мониторинг ситуации по соблюдению предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями обязательных требований федерального закона № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и других нормативных документов по вопросам: - регистрации, перерегистрации опасных производственных объектов, а также своевременного внесения изменений в государственный реестр опасных производственных объектов; - проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств (подъемных сооружений), применяемых на опасных производственных объектах, а также проектной документации; - страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Результативность указанной надзорной деятельности возможна только при условии правильного взаимодействия с экспертными организациями и отделом по организации разрешительной и надзорной деятельности Западно-Уральского управления Ростехнадзора. При получении соответствующей информации по вопросам регистрации ОПО, страхования ОПО и проведения экспертизы инспекторский состав принимает меры быстрого реагирования. Важнейшим направлением в работе отдела является надзор за предприятиями-изготовителями подъемных сооружений (кранов мостового типа, автомобильных кранов, кранов-манипуляторов), съемных грузозахватных органов и грузозахватных приспособлений. «Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах», утвержденный приказом Ростехнадзора от 29.02.2008 № 112 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации, регистрационный № 11363 от 19.03.2008), определяет виды (типы) технических устройств, разрешение на применение которых выдают территориальные органы Ростехнадзора. Западно-Уральское управление выдает разрешения на применение подъемных сооружений отечественного производства (грузоподъемные краны всех типов, краны-манипуляторы, кранытрубоукладчики, подъемники (вышки), строительные подъемники, съемные грузозахватные органы и приспособления), иностранных грузоподъемных кранов и подъемников, ранее эксплуатировавшихся и поступающих на территорию Российской Федерации. При выдаче разрешений на применение инспекторский состав отдела исполняет следующие функции: - проверка соответствия сопроводительной документации (проекта, технических условий, паспорта, руководства по эксплуатации и т. д.) требованиям норм промышленной безопасности; - участие в предварительных, приемочных, периодических и типовых испытаниях технических устройств; - целевые обследования предприятий на предмет готовности к изготовлению опытного образца технического устройства; - подготовка проекта разрешения на применение. В 2009 году получили разрешения на применение (изготовление): - кранов-манипуляторов: ЗАО «Пермский завод грузовой техники» (Краснокамск) и ООО «Спец-М» (Пермь); - кранов мостового типа: ООО «Навигатор» (Пермь) и ОАО «Крановый завод «Малмасс» (п. Полазна Добрянского р-на); - автомобильных кранов: ЗАО «Третий спецмаш» (ОАО «Мотовилихинские заводы»); - съемных грузозахватных приспособлений: ООО «Диал», ООО «Азотстройремонт», ООО «Техсервис», ООО «Подъемсервис», ОАО «Сильвинит» и ОАО Александровский машзавод».
В 2010 году планируют впервые приступить к изготовлению и получить в установленном порядкеЬразрешения на применение: ЗАО «Пермский завод грузовой техники» на автогидроподъемники, ООО НПК «Виратек» (Пермь) на краны мостового типа, ООО «Строймаркет» (Соликамск) на краны мостового типа. Цель надзорной деятельности за предприятиями-изготовителями подъемных сооружений – выпуск продукции, отвечающей всем требованиям норм промышленной безопасности, современного уровня и хорошего качества. В 2009 году на предприятиях, поднадзорных отделу по надзору за подъемными сооружениями, произошел один тяжелый несчастный случай. 18 декабря 2009 года в 10.20 электросварщик Березниковского филиала ЗАО «Трест «Уралстальконструкция» Михалюк Артем Михайлович, находясь на подкрановых путях в пролете здания главного корпуса СОФ СКРУ-1 предприятия ОАО «Сильвинит», получил тяжелую травму в результате наезда ходовой части мостового крана (рег. № 28320). Комиссия установила следующие причины несчастного случая: - выход на подкрановые пути для выполнения работы, не обусловленной трудовым договором и без задания бригадира или руководителя работ; - недостаточный производственный контроль; - низкая трудовая и производственная дисциплина в бригаде. За 5 месяцев 2010 года произошел один смертельный несчастный случай и один тяжелый несчастный случай при эксплуатации подъемных сооружений. 17 марта 2010 года в 14.30 был смертельно травмирован машинист автомобильного крана Царев (индивидуальный предприниматель) в результате падения спиленной части ствола тополя на кабину управления автомобильного крана типа «Като» (рег. № 31245). Комиссия установила следующие причины несчастного случая: - расстроповка груза (части ствола тополя) вследствие неправильного подбора грузозахватного приспособления (стропа) и проведения работ без схем строповки; - в технологической карте не отражены операции по поддержке (страховке от падения) ствола дерева грузоподъемным краном; - не проведена повторная проверка знаний стропальщика; - нарушение машинистом автомобильного крана Царевым (владельцем крана) производственной инструкции. 24 февраля 2010 в 9.30 во время производства работ мостовым краном (рег. № 17855) в результате опрокидывания поддона с огнеупорным кирпичом получил тяжелую травму электромонтер цеха по ремонту металлургических печей ОАО «Чусовской металлургический завод» Ганщук Владимир Аркадьевич. Комиссия установила следующие причины несчастного случая: - неудовлетворительная организация работ при ремонте мартеновской печи № 6; - строповка поддона с кирпичом с нарушением схем строповки; - извлечение защемленных строп из-под поддона с помощью крана; - нахождение пострадавшего в опасной зоне.
|