Поиск по сайту:
 
 
Главная
29 | 09 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

АНАЛИТИКА

Алексей ТеленковЗа 2007 г. произошли серьезные изменения в законодательстве Российской Федерации по данному направлению. Ниже дается краткая хронология событий.

29 января 2007 г. вышел приказ Ростехнадзора №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Этим приказом утверждались два руководящих документа:

- Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007);

- Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007).

Отечественная история и развитие российской государственности - весьма и весьма непростая тематика, и, тем не менее, всякий раз обращаясь к сколько-нибудь значимым явлениям настоящего, невольно перед глазами всплывают картины прошлого, заставляющие сопоставлять, осмысливать и делать подчас неожиданные для себя выводы.

Периоды спокойствия (или как их еще именуют - застоя) нашей истории перемежаются с эпохами грандиозных перемен, масштабных изменений и реформ, а порой и социальных катаклизмов. Не нужно быть историком, чтобы привести по этому поводу красочные и в то же время неоднозначные примеры резких поворотов истории: инновационная деятельность Петра Великого, великие реформы Александра II, революционные изменения и строительства ХХ века. Наконец, у всех в памяти коренной перелом жизни 90-х годов минувшего века, явные отголоски которого ощущаются и поныне.

К сожалению, добрые начинания, как правило, сопровождаются возникающими непредвиденными дополнительными препятствиями, медленной перестройкой сознания, невозможностью продумать все мельчайшие детали механизма действия нововведений, да и откровенно говоря, злоупотреблениями и нарушениями.

Несмотря на то, что речь в настоящей статье пойдет не о столь глобальных явлениях, а о событиях меньшего масштаба, - подобные сопоставления и уместны и полезны, потому что прослеживаются общие черты и трудности новаторской деятельности на разных этажах истории и современности. Изменения государственной системы и социальной структуры последних десятилетий сказываются и на отдельных функциях власти - надзора. Одной из интереснейших и животрепещущих тем сегодня является аттестация специалистов поднадзорных Ростехнадзору организаций по вопросам промышленной безопасности.

Между двумя субъектами аттестации - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и поднадзорным предприятиями - существует еще один «игрок» - учебные организации. И роль последних в этом деле может и должна быть достаточно высокой для того, чтобы обеспечить благие замыслы по безопасности опасных производственных объектов через обучение и контроль знаний руководителей и специалистов промышленных предприятий.

Однако сначала следует сказать несколько слов о сущности перемен в области подготовки и аттестации специалистов, осуществляющих работы на опасных производственных объектах.

Первое Положение установило новый порядок подготовки и аттестации специалистов, второе - упорядочило процедуру подготовки и проверки знаний рабочих. Ранее эта область регулировалась «Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России» (РД-03-444-02), утвержденным Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России № 21 от 30 апреля 2002 г. Однако нововведения касаются главным образом категории специалистов, поэтому именно предаттестационной подготовке и аттестации специалистов посвящается настоящее методическое пособие.

6 апреля 2007 г. вышел приказ Ростехнадзора N 208, из которого следовало, что РД-03-444-02 не подлежит применению. В приказе одновременно указывалось, что названные положения по подготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, вступают в силу 26 апреля 2007 г.

05 июля появляется новая редакция приказа N 37. Отличие этой редакции приказа от предыдущей заключалось в исключении п. 5 раздела «Общие положения» Положения о подготовке рабочих (касается допуска к самостоятельной работе в подземных условиях).

Несмотря на несущественность изменений приказа, фактический ввод его в действие отодвинулся до августа 2007 г. Изменения, внесенные приказом Ростехнадзора от 05.07.2007 N 450, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 30.07.2007 г.).

13 июля 2007 г. Ростехнадзором была утверждена «Инструкция по применению Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Таким образом, Инструкция представляла собой конкретные требования и рекомендации по применению указанного положения и не касалась подготовки и проверки знаний рабочих. В качестве приложений к инструкции были даны формы документов по подготовке и аттестации специалистов.

Для разъяснения и регулирования работы аттестационных комиссий Ростехнадзора приказом № 758 от 8 ноября 2007 г. было утверждено «Положение об организации деятельности аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

В совокупности все перечисленные здесь нормативные акты Ростехнадзора внесли ряд принципиальных изменений в вопросы подготовки и аттестации специалистов в области промышленной безопасности.

Таким образом, следует констатировать, что на сегодняшний момент вопросы подготовки и аттестации персонала организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, регулируются в основном тремя нормативными актами:

Приказом №37 от 29 января 2007г. «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (с РД-03-19-2007 и РД-03-20-2007);

«Инструкцией по применению Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденной Ростехнадзором 13 июля 2007 г.;

«Положением об организации деятельности аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденным приказом № 758 от 8 ноября 2007 г.

Казалось бы, изучить и руководствоваться впоследствии тремя нормативными актами для опытных работников организаций - нетрудная задача. Однако, как это часто бывает при серьезных изменениях каких-либо устоявшихся процедур, нововведения Ростехнадзора зачастую вызывают много уточняющих вопросов, а некоторых даже приводят в замешательство. И это не есть нечто постыдное, а вполне объяснимое явление. Прагматичные люди, коими являются руководители предприятий и служб, естественным образом опасаются всяких перемен. Из названных же выше нормативных актов перво-наперво явственно следует ужесточение процедуры как подготовки, так и аттестации.

В этой ситуации одни субъекты (промышленные предприятия) насторожены и чувствуют, что не до конца понимают все тонкости нововведений; другие - государственные служащие, едва успев перестроиться на новый лад, вынуждены четко (иногда жестко) придерживаться указанной линии. Возникает ситуация уходящего поезда, на который любой ценой надо успеть поднадзорным организациям. Естественным союзником и проводником инноваций в этом случае являются опять-таки учебные центры. С одной стороны, они вынуждены понимать все изменения порой не хуже самих авторов этих изменений, поскольку (без преувеличений) для многих обучающих организаций на этом поприще данный вопрос есть вопрос их жизни и смерти. С другой, - вольно или невольно учебные центры вынуждены разъяснять суть изменений представителям заказчиков образовательных услуг - предприятиям и организациям, - вникать во все тонкости процедур подготовки и аттестации, быть подчас связующим звеном между надзором и поднадзорными.

Однако и учебные центры - еще раз подчеркнем - могут и должны участвовать в этом процессе. Находясь между двух субъектов процесса аттестации, как между молотом и наковальней, они вынуждены находить оптимальные решения из неизбежно возникающих противоречий, идти навстречу предприятиям, входить в их положение, не нарушая при этом буквы закона.

В русле тесного сотрудничества как с Ростехнадзором, так и с организациями-заказчиками движется НП «Центр повышения квалификации Пермь-нефть». К нашим специалистам буквально ежедневно обращаются представители промышленных предприятий за разъяснениями и консультациями. Следует констатировать, что многим далеко не все ясно в деле подготовки и аттестации специалистов. Откровенно говоря, не на все вопросы и мы можем дать четкий ответ, но, постоянно находясь внутри процесса, работники учебного центра в большинстве случаев способны оказывать квалифицированную помощь своим партнерам.

Нет возможности в рамках настоящей статьи осветить все вопросы организаций, прокомментировать наши ответы, и все же основные направления консультационной работы и наиболее сложные темы здесь прозвучат. Всю обширную тему аттестации специалистов условно можно разделить на три раздела:

- подготовка в учебной организации;

- собственно аттестация;

- работа аттестационных комиссий.

По поводу подготовки, пожалуй, самые распространенные вопросы касаются областей аттестации, а точнее, определения перечня нормативных документов, по которым необходимо провести процедуру аттестации. Иногда приходится даже сталкиваться с претензиями такого рода: «мы указали вам (учебной организации) область аттестации (например, Б2), и вы сами должны знать, какие нам нужны нормативные акты». Перечень нормативной документации по области Б2 нам действительно известен, как, впрочем, и по всем другим областям, ибо это не секрет. Однако не всегда учебная организация знает все виды деятельности и опасные производственные объекты заказчика. Справедливости ради следует отметить, что подавляющее большинство организаций без особого труда совместно с нашими специалистами определяют необходимый для аттестации перечень нормативных актов. И, тем не менее, - повторимся - не все так гладко в этом вопросе.

Кроме того, в некоторых случаях предприятия запрашивают у учебных организаций подтверждающие право их деятельности документы - лицензии и свидетельства об аккредитации. На наш взгляд, это совершенно правильно. Но здесь нужно быть осторожными: необходимо обращать внимание не только на сам бланк лицензии на образовательную деятельность, но и на приложения к нему, где указываются конкретно учебные программы. К сожалению, далеко не всегда промышленные организации учитывают наличие документов об аккредитации в единой системе оценки соответствия. Учебный центр с таким свидетельством является независимым учебно-методическим центром (НАМЦ). Безусловно, организация, не прошедшая такого рода процедуру, все же имеет право предаттестационной подготовки специалистов по вопросам безопасности в рамках имеющейся лицензии. Однако выгодно ли это заказчику услуги? Ведь в аттестационную комиссию необходимо представить результаты тестирования, что имеет право сделать только аккредитованный учебный центр. Таким образом, получится, что подготовка проводилась в одном месте, а тестирование - в другом.

Немало вопросов возникает относительно процедуры аттестации.

В первую очередь, это касается периодичности аттестации. Впрочем, в нормативных документах на этот счет все сказано предельно ясно. Сложность возникает тогда, когда специалисту необходимо пройти аттестацию по нескольким областям. Теоретически может так получиться, что аттестуемому нужны три области с разной периодичностью: один раз в 5 лет, в 3 года и 1 раз в год. В таком случае (однако это не указано в нормативной документации, но следует из практики) целесообразно выдавать ему три документа. Тогда легче будет проходить периодическую аттестацию по истечении срока.

Следующим весьма непростым вопросом является итоговое тестирование. Представители предприятий спрашивают, что представляет собой тестирование, в какой форме, каковы критерии успешной сдачи экзамена, наконец, чем отличается итоговое тестирование от самой аттестации. Выше уже было отмечено, что тестирование вправе осуществлять независимые аттестационно-методические центры (НАМЦ), коих - повторимся - в нашем регионе всего 4. При этом тесты утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. На сегодняшний момент тестирование проводится с помощью четырех компьютерных программ, из которых наиболее удобные «Безопасность» и «Аттестация».

Каждый из названных программных продуктов имеет свои достоинства и недостатки. Программа «Безопасность» удобна тем, что при тестировании позволяет фильтровать вопросы не только по областям аттестации (Б1
+Б12 и т.д.), но по конкретным нормативным документам и даже их частям. Например, не нужно специалисту быть аттестованным по всем нормативным документам области Б2, - в рамках программы «Безопасность» ему будет установлен тест только по необходимым документам.

Преимуществом программного продукта «Аттестация» является возможность тестирования через интернет, а значит, удаленно. Это удобно в тех случаях, когда аттестуемый живет и работает в другом населенном пункте. Удаленное тестирование (не в самом учебном центре) может осуществляться в любом месте, где доступна всемирная сеть интернет, даже на базе предприятия-заказчика, что, несомненно, предоставляет большие удобства и руководству, и самому аттестуемому.

Итоговое тестирование номинально является составной частью подготовки, завершающим ее этапом, и осуществляется учебной организацией. В то же время это самый главный элемент самой аттестации (по крайней мере, при заочной форме). Чаще всего, если контроль знаний прошел успешно и документы об аттестуемом (относительно стажа, образования, опыта работы) не вызывают сомнений, - аттестация в форме тестирования не проводится. Хотя формально, проучившись один раз, лицо, подлежащее аттестации, может быть подвержено этой процедуре дважды: первый, как итоговый контроль знаний, полученных в учебной организации, второй раз - при процедуре аттестации. Однако это скорее исключение, чем правило.

Бесспорным преимуществом подготовки в НАМЦ является то обстоятельство, что такой учебный центр располагает тестирующими программами и может проводить занятия не только в форме лекций и семинаров, но и в виде практической отработки навыков - тестирование в режиме обучения. После тренировки у аттестуемого, разумеется, существенно повышаются шансы успешно сдать экзамен, что подтверждается практикой.

Успешными считаются результаты тестирования, если получено 80% и более правильных ответов на вопросы. Если получено 70-79% правильных ответов, с аттестуемым проводится собеседование (при очной аттестации, когда на тестировании присутствуют представители аттестационной комиссии). Это, безусловно, является позитивной составляющей очной формы аттестации; в данном случае тестирование является не только завершающим этапом подготовки, но и de facto неотъемлемой частью самой аттестации.

При заочной форме аттестация представляет собой процесс коллегиального (не менее 5 членов комиссии) решения на основании представленных аккредитованной в качестве НАМЦ учебной организацией документов об аттестуемом, подготовке и итоговой проверке знаний. В связи с этим остаются весьма актуальными вопросы, касающиеся работы аттестационных комиссий. Их следует подразделять на комиссии Ростехнадзора и комиссии предприятий. Вообще, согласно приказу Ростехнадзора №37 от 29 января 2007 г. (РД-03-19-2007) создается четкая иерархия аттестационных комиссий, состоящая из 4 уровней:

- Центральная комиссия - ЦАК;

- Межрегиональные комиссии (всего 7 по количеству федеральных округов) - МТАК;

- Территориальные комиссии (по субъектам федерации) - ТАК;

- Комиссии предприятий и организаций.

Ясно, что при определении уровня аттестационной комиссии, в которой должен проходить аттестацию специалист поднадзорной организации, принимается во внимание общая численность работников организации, а также наличие аттестационной комиссии на предприятии.

Наиболее актуальным для руководителей организаций остается вопрос о принципах работы предприятий.

О работе аттестационных комиссий предприятий следует сказать следующее

1) Аттестационные комиссии поднадзорных организаций должны формироваться приказом руководителя организации. При отсутствии такой комиссии специалисты организации проходят процедуру аттестации в комиссиях Ростехнадзора.

2) В состав аттестационной комиссии организации включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности. В работе комиссии должны принимать участие не менее 5 ее членов.

3) Необходимость участия в работе аттестационных комиссий поднадзорных организаций представителей Ростехнадзора решается его территориальным органом, если это участие не установлено соответствующими нормативными правовыми актами (п. 13 Инструкции к приказу №37).

4) О времени и месте работы аттестационной комиссии территориальный орган извещается не менее чем за пять дней. Поэтому вопрос о присутствии представителя Ростехнадзора на аттестации остается всецело за территориальным органом (в отличие от предыдущего руководящего документа - РД-03-444-02).

5) Аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации, согласованному с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации под роспись.

6) Допускается формирование аттестационных комиссий в структурных подразделениях (цехах, участках, управлениях и т.д.) организаций, при этом члены аттестационных комиссий подразделений проходят аттестацию в аттестационной комиссии центрального аппарата управления организации. Такие комиссии создаются на крупных предприятиях с большой численностью персонала в структурных подразделениях.

 

Алексей Теленков,

Заместитель директора НП «ЦПКК Пермь-нефть»

 
Главная

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю