![]() |
![]() |
![]() |
Аудит производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на предприятии СОЛОДОВНИКОВ А.Б. Начальник научно-аналитического отдела Башкирской ассоциации экспертов, канд. техн. наук
Материал подготовлен на основе лекций курса повышения квалификации специалистов «Безопасность технологических процессов и производств в нефтегазовой отрасли», читаемого в Институте дополнительного профессионального образования Уфимского государственного нефтяного технического университета (http://www.ipkoil.ru). В соответствии со ст. 11 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ [1] и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.10.2002 № 61-А, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (ОПО), обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (ПБ). Организация производственного контроля, согласно ПБ 03-517-02, является одной из важных составляющих системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) (см. рис. 1) [2]. Контроль эффективности работы систем производственного контроля (ПК) на ОПО должен осуществляться систематически, при всех видах обследований (мероприятий по контролю) и проверок поднадзорных организаций (рис. 2).
- состояния промышленной безопасности; - показателей аварийности и травматизма на производстве; - количества и характера выявляемых нарушений требований ПБ; - результатов экспертизы промышленной безопасности; - сведений, предоставляемых эксплуатирующими организациями об осуществлении производственного контроля. Анализ сведений об осуществлении ПК выполняется в динамике за несколько отчетных периодов. В процессе внутреннего аудита производственного контроля (необходимого с целью отладки работоспособности ПК и избежания дополнительных вопросов с инспекторами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) при проверках) необходимо обратить внимание на следующее: 1. Наличие на объекте согласованного с территориальным органом ФСЭТАН «Положения о производственном контроле», необходимость его переработки исходя из оценки достаточности принимаемых мер по контролю за опасными факторами, имеющимися на объекте, и результатов проверки правильности идентификации ОПО. 2. Отражены ли в «Положении...» все аспекты организации и осуществления ПК с учетом технологической и технической специфики эксплуатируемых ОПО, а также особенностей организации и выполнения эксплуатационных работ. 3. Назначено ли ответственное лицо за осуществление ПК или сформирована служба ПК. 3.1. Соответствие назначенного работника за осуществление ПК установленным требованиям (высшее техническое образование по профилю производственного объекта, стаж работы не менее 3 лет на ОПО отрасли, наличие удостоверения, подтверждающего прохождение аттестации по промышленной безопасности); 3.2. Наличие в должностной инструкции и в заключенном с этим работником договоре (контракте) обязанностей и прав по осуществлению производственного контроля; 3.3. Проверка учета результатов ПК при решении вопросов материального и морального стимулирования работников, обеспечивающих промышленную безопасность ОПО. 4. Наличие и фактическое исполнение ежегодного плана по осуществлению ПК на ОПО. 5. Полнота выявления опасных факторов на рабочих местах и наличие аттестации рабочих мест на ОПО. 6. Наличие планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий. 7. Организация ответственным за ПК лицом работы по проведению экспертиз промышленной безопасности ОПО. 8. Проведение службой ПК комплексных и целевых проверок промышленной безопасности на ОПО. 9. Роль службы ПК в предупреждении аварийности и травматизма на ОПО: 9.1. Участие в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; 9.2. Проведение анализа причин возникновения аварий и инцидентов; 9.3. Соответствие нормативам документирования, учета и хранения материалов по расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев; 9.4. Осуществление ПК за устранением причин аварий, инцидентов и несчастных случаев.
11. Участие ответственного за ПК во внедрении новых технологий и нового оборудования. 12. Проверка порядка обмена информацией о состоянии ПБ между структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации. Доведение службой (сотрудниками) ПК до работников ОПО информации об изменении требований ПБ, устанавливаемых нормативными актами. 13. Проверка обеспечения службы ПК необходимыми правовыми и нормативными документами по вопросам ПБ, их наличия и актуализации. 14. Фактическое наличие у работника, осуществляющего ПК, соответствующих, предусмотренных нормативными документами, полномочий: 14.1. Право на свободный доступ на ОПО в любое время суток; 14.2. Право знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния ПБ в эксплуатирующей организации; 14.3. Право на участие в разработке и пересмотре деклараций промышленной безопасности. 15. Реализация ответственным за ПК права на внесение руководителю организации предложений: - о проведении мероприятий по обеспечению ПБ; - об устранении нарушений требований ПБ; - о приостановлении работ, осуществляемых на ОПО с нарушением требований ПБ, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде; - об отстранении от работы на ОПО лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку (инструктаж) и аттестацию по ПБ; - о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ; - о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению ПБ. 16. Обеспечение ПК за выполнением условий лицензий на виды деятельности в области ПБ. 17. Организация ПК за состоянием технических устройств, применяемых на ОПО: 17.1. Контроль наличия сертификатов соответствия требованиям ПБ на применение технического устройства на ОПО; 17.2. Осуществление ПК за своевременным проведением соответствующими службами предприятия необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений; 17.3. Обеспечение ПК за строительством, реконструкцией ОПО, а также за ремонтом ТУ, используемых на ОПО, в части соблюдения требований ПБ. 18. Осуществление контроля со стороны службы (ответственного сотрудника) ПК за выполнением предписаний ФСЭТАН. 19. Полнота и своевременность предоставления в территориальный орган ФСЭТАН сведений об организации ПК за соблюдением требований промышленной безопасности (в соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ № 116 от 21.07.21997 [1] и п. 15 «Правил организации производственного контроля», утвержденных постановлением правительства РФ от 10.03.1999 № 263 [4]): 19.1. По итогам прошедшего года в срок до 25 декабря текущего года в следующем объеме: 19.1.1. План мероприятий ПБ на текущий год; 19.1.2. Организация СУПБ; 19.1.3. Ф.И.О. ответственного за ПК, должность, образование, стаж по специальности, дата последней аттестации; 19.1.4. Количество ОПО с описанием основных потенциальных источников опасности и возможных последствий аварий; 19.1.5. Выполнение плана мероприятий по ПБ; 19.1.6. Результаты проверок службой (работником) ПК; 19.1.7. Устранение нарушений, выявленных в ходе проверок ПК; 19.1.8. Выполнение предписаний ФСЭТАН; 19.1.9. План мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий; 19.1.10. Копии договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО; 19.1.11. Сведения о состоянии оборудования, применяемого на ОПО и подлежащего обязательной сертификации; 19.1.12. Информация о проведении освидетельствований и контрольных испытаний ОПО; 19.1.13. План проведения контрольно-профилактических проверок на год; 19.1.14. Оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварии; 19.1.15. Описание аварий и несчастных случаев, происшедших на ОПО в истекший период, анализ причин их возникновения и принятые меры; 19.1.16. Информация о подготовке и аттестации руководителей, специалистов и других работников, занятых на ОПО, в области промышленной безопасности. 19.2. Информация об организации ПК по полугодиям: первое полугодие - до 25 июня, второе полугодие (вместе с итоговым отчетом за год) - до 25 декабря текущего года по форме ПК (приложение к порядку представления сведений об организации и ПК эксплуатирующими организациями). 20. Наличие на поднадзорных предприятиях электронных баз данных, позволяющих производить обязательную регистрацию данных о состоянии ПБ. Неисполнение вышеперечисленных требований при организации ПК будет квалифицироваться как нарушение требований ПБ, что, по ст. 9.1 КоАП РФ, предполагает административный штраф для юрлиц - от 200 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток [5]. Список источников 1. Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2011 № 243-ФЗ). 2. ПБ 03-517-02 «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов». 3. Административный регламент по исполнению ФСЭТАН государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО, транспортировании опасных веществ на ОПО. - Утвержден приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 280, зарегистрирован Минюстом России от 21.01.2009 № 13148. 4. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. - Утверждены постановлением правительства Российской Федерации № 263 от 10.03.1999. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).
|