Промышленная безопасность актуальна всегда Елена БУГРОВА ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ Волжско-Окского УПРАВЛЕНИЯ РОСТЕХНАДЗОРА Ростехнадзор находится на пороге больших перемен. В начале сентября федеральное правительство приняло новую концепцию развития службы до 2020 года. О том, как сейчас строится работа Ростехнадзора и какие перемены ожидают службу в ближайшем будущем, мы поговорили с руководителем Волжско-Окского управления Владимиром Вьюновым. К каждому лифту инспектора не приставишь - Владимир Сергеевич, насколько актуальна тема обеспечения промышленной безопасности в нашем округе? - Начнем с того, что Волжско-Окское управление контролирует не весь Приволжский округ, а только Нижегородскую область и республику Мордовию. Хотя ситуация, я полагаю, в соседних регионах сходная. Стабильная безаварийная работа предприятий актуальна всегда. от этого зависит жизнь и безопасность работников предприятий, а также граждан, которые живут в регионе. Немаловажны и вопросы охраны экологии: в Нижегородской области достаточно много потенциально опасных объектов, технологические нарушения на которых приведут к большим экологическим проблемам. Плюс – стабильная работа предприятий означает устойчивый поток налогов в бюджет, нормальное развитие региона. вот почему так важно, чтобы вопросами безопасности интересовались не только надзорные органы, но и сами предприятия. - Какие сферы деятельности представляют повышенную опасность? - Достаточно сложно четко разделить: вот это опасно, а вот это нет. Возьмем, к примеру, энергетику. Предприятия этой отрасли не относятся к объектам повышенной опасности. Однако отключение электроэнергии, особенно в зимний период, может привести к очень тяжелым последствиям: остановке котельных, остановке промышленных предприятий, выходу из строя оборудования и т.д. В нашем регионе нет нефте- и газодобывающей промышленности, зато есть нефтеперерабатывающая, химическая промышленность, крупные объекты энергетики, ГЭС, металлургические производства и др. На территории Нижегородской области проходят магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы, представляющие опасность для населения и окружающей природной среды, осуществляется интенсивная перевозка опасных грузов, в том числе высокотоксичных и взрывчатых веществ, железнодорожным и автомобильным транспортом. В последнее время активно обсуждается вопрос по сокращению числа опасных производственных объектов. Дело в том, что критерии отнесения к ОПО сейчас достаточно размыты: это и атомные электростанции, и автокраны, и лифты в многоквартирных домах. Однако было бы правильнее установить четкие рамки, сократить число опасных объектов и вывести ряд их из-под нашего контроля. Примером таких объектов являются лифты. Конечно, это важные объекты, которые расположены во многих зданиях. Но мы не можем приставить инспектора к каждому из них. И было бы разумно передать подобные объекты в ведение надзорных органов субъекта РФ. А федеральные органы сосредоточатся на контроле крупных объектов, аварии на которых могут привести к серьезным последствиям. Такая простая, на первый взгляд, мера в значительной степени повысит эффективность надзора. Штраф - крайняя мера - Каковы главные причины аварийности и травматизма в промышленности? - Одной из причин являются непродуманные проектные и технические решения. Еще одна причина аварийности и травматизма - значительный износ производственных фондов. На некоторых предприятиях износ сейчас достигает 60-70%, и это - на опасных объектах, в том числе. Третья причина - низкая квалификация персонала. Люди либо не знают правил, либо не желают их выполнять. Следовательно, для того чтобы предотвратить аварии, необходимо вовремя проводить реконструкцию и модернизацию оборудования, повышать квалификацию персонала, вкладывать деньги в промышленную безопасность. Правда, организациям редко удается делать все в одно и то же время. - Почему? - Идеальный вариант - это когда уровень безопасности соответствует уровню развития производства. В кризисный период деньги обычно направляют на то, чтобы обеспечить работу предприятия, выплатить зарплаты. Вопросы безопасности автоматически уходят на второй план. Однако даже если предприятие устойчиво развивается, то зачастую уровень безопасности отстает от развития производства. В этих условиях наша задача - заставить собственников предприятий уделять самое пристальное внимание вопросам обеспечения всех видов безопасности, тем самым, сохраняя баланс между уровнем производства и безопасностью. — Что включает в себя надзор за промышленными предприятиями, какова его технология? - По закону инспектор Ростехнадзора имеет право приходить на предприятие с проверкой раз в год. По Энергонадзору - раз в три года. Инспектор проверяет документы, осматривает технологические установки. По итогам проверки составляется акт и выдаются предписания на устранение обнаруженных нарушений. В случае серьезных нарушений или невыполнения предписаний в положенный срок выносятся административные взыскания, то есть штрафы. Кстати, в этом году объем выписанных штрафов увеличился в 3 раза. - Какие еще изменения необходимы, чтобы сделать процесс надзора эффективным и удобным для всех сторон? - Помимо уже вышеупомянутых мер, согласно принятой концепции развития Ростехнадзора наибольшее внимание сейчас будет уделяться системе прогнозирования, выявления, анализа и оценки рисков аварий на предприятиях. Будет дифференцирован метод регулирования в области промышленной безопасности. В частности, время проведения проверок будет напрямую зависеть от класса опасности предприятия. Например, на таких объектах, как шахты или Саяно-Шушенская ГЭС инспектора будут присутствовать постоянно, а на других - с определенной периодичностью. - Как Вы оцениваете эффективность деятельности Волжско-Окского управления? - В этом году наше управление сработало не хуже, чем в прошлом. Об этом говорят цифры наложенных штрафов, общее уменьшение числа аварий. Количество несчастных случаев со смертельным уровнем также сократилось: если в прошлом году было зафиксировано восемь несчастных случаев со смертельным исходом, то в этом году - пять.
|