Курс на энергосбережение Елена БУГРОВА ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ Волжско-Окского УПРАВЛЕНИЯ РОСТЕХНАДЗОРА В условиях возрастающего спроса на энергоресурсы и роста тарифов на них, а также ухудшения экологии, сокращения запасов нефти, угля и газа - особое значение приобретают вопросы энергосбережения. В 2010 году вступил в силу федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении, повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Политическое решение руководства страны повысить энергоэффективность экономики, добиться снижения энергозатрат, руководствуясь принципом энергосбережения, стало темой нашей беседы с руководителем Волжско-Окского управления ростехнадзора Владимиром Вьюновым. - Энергосбережение и энергоэффективность - тема очень острая и актуальная, - начал наш разговор Владимир Вьюнов, - и, безусловно, в условиях нарастающего дефицита топливно-энергетических ресурсов необходимо принятие мер по их эффективному использованию и создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. Активная энергосберегающая политика также является ключевым звеном, связывающим проблемы экологии и энергетики. На производство энергии в настоящее время затрачивается от 50 до 80% всех природных ресурсов. Топливно-энергетический комплекс также является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. Энергосбережение должно стать одним из эффективных инструментов решения экологических проблем. По словам Б. Вьюнова, до 2005 года функции нормативного регулирования в области энергосбережения выполняло Министерство энергетики РФ, обследованиями занимались аккредитованные в системе Минэнерго аудиторские компании, а контроль за результатами обследований и, в целом, за проведением энергосберегающей политики предприятий осуществлялся органами Госэнергонадзора. - Многие руководители предприятий и организаций тогда стали уделять пристальное внимание вопросам экономии энергоресурсов, что в конечном итоге влияло на эффективность работы предприятий, - рассказывает руководитель управления. - В результате проводимых энергосберегающих мероприятий были выявлены огромные непроизводительные потери энергоресурсов и выявлен значительный потенциал энергосбережения. однако после реорганизации федеральных органов исполнительной власти в 2004 году функции энергосбережения в системе государственного энергетического надзора были признаны избыточными, и созданная система энергосбережения была в какой-то степени утрачена. - С выходом в 2009 году нового федерального закона от 23.11.2009 № 261- ФЗ «Об энергосбережении, повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был дан новый импульс в решении вопросов энергосбережения, - подчеркивает Владимир Сергеевич. Законом определен комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности государства. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности будет осуществляться в соответствии с федеральным законом, путем установления, в частности, требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов (в т. ч. установления запретов или ограничений производства и оборота товаров, имеющих низкую энергоэффективность); установления обязанности по проведению обязательного энергетического обследования и по учету используемых энергоресурсов; требований энергоэффективности зданий, строений, сооружений, требований к «энергетическому паспорту»; к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также порядка исполнения соответствующих обязанностей. Нормами, регулирующими энергосбережение, дополнен целый ряд законодательных актов. Такие нормы включены, в частности, в ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», кодексы РФ Градостроительный, Жилищный, Бюджетный, Налоговый, об административных правонарушениях. В соответствии с постановлениями правительства от 20.02.2010 № 67 и 01.06.2010 № 391, на Ростехнадзор возложены полномочияпо контролю и надзору в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и представлению информации оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Так, по данным за III квартал 2011 года, в Волжско-Окское управление Ростехнадзора представлено 438 программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов образования Нижегородской области, 44 программы объектов здравоохранения, 102 программы предприятий, имеющих долю собственности государства более 50%, а также 222 программы объектов социального обслуживания населения. Специалисты Ростехнадзора отмечают в представленных программах следующие недостатки: отсутствуют сведения о потреблении энергоресурсов за 2009 год; не указываются характеристики и годы постройки зданий, сооружений, трубопроводов, энергопотребляющего оборудования; отсутствует расчетная информация об экономии энергоресурсов за 2010-2015 годы в натуральном и стоимостном выражении; мероприятия по обеспечению экономии энергоресурсов не конкретизированы: не указаны объемы работ, количество помещений, их назначение. - Тем не менее, я думаю, что деятельность в области энергосбережения в ближайшие годы будет налажена, поскольку есть наработанная база и профессионалы в этой области, - отмечает В. Вьюнов. По мнению руководителя управления, к вопросу энергосбережения должен быть применен комплексный подход, так как сама проблема экономии топлива и энергии является многоцелевой и долговременной. Она должна решаться такими методами, чтобы заинтересованность в снижении нерационального потребления топливно-энергетических ресурсов проявлялась не только у государства, но и у каждого производителя и потребителя энергии. Экономический интерес, основанный на взаимовыгодности в рыночных условиях, - главное требование, которое должно лежать в основе решения этой проблемы. - Энергосбережение - не самоцель, и не только экономия, но и решение экологических проблем, повышение уровня надежности энергоснабжения и уровня безопасности производств, - подчеркнул в заключение разговора Владимир Вьюнов.
|