Поиск по сайту:
 
 
Главная Анонсы Тактика совместных действий при обучении и аттестации персонала (ПБ № 1-2 2011)
07 | 07 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

На совещании, проведенном Ростехнадзором при участии представителей учебных заведений, были определены требования к качеству обучения

СОЛОВЬЕВ А. Б., заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Сегодня одна из основных причин аварий и несчастных случаев на производстве – человеческий фактор. Особенно сильно на безопасность эксплуатации объектов влияет низкое качество обучения работников. Выработать политику совместных действий в этом направлении – главная цель совещания, проведенного Западно-Уральским управлением Ростехнадзора при участии представителей учебных заведений Удмуртской Республики.

По данным Ростехнадзора, анализ аварийности и производственного травматизма, связанных с эксплуатацией подъемных сооружений и газового оборудования, показал, что чаще всего несчастные случаи на поднадзорных объектах происходят из-за низкого качества подготовки работников и слабого знания ими требований промышленной безопасности. В качестве основных причин специалисты выделяют нарушение технологической и трудовой дисциплины, неправильные или несогласованные действия обслуживающего персонала, а также неисправность технических устройств.

Незнание не освобождает от опасности

В настоящее время Удмуртский территориальный отдел по надзору за общепромышленной безопасностью осуществляет надзор за более чем тысячей организаций, в ведении которых находится около трех тысяч опасных производственных объектов (ОПО). В прошлом году по республике наблюдался рост производственного травматизма. Как выяснялось при расследовании происшествий, персонал, который получил тяжелые и смертельные травмы, не знал и не соблюдал требования безопасности.

А. Б. СОЛОВЬЕВ , заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртская Республика)

В частности, в текущем году произошел один смертельный случай на заводе «Ижсталь». Материалы расследования направили в прокуратуру, было возбуждено уголовное дело, состоялся суд. В итоге руководителю предприятия ОАО «Стальные конструкции» вынесли определение, что из-за неправильной организации производства работ один из его сотрудников получил смертельную травму.

Специалистами Ростехнадзора был проведен анализ аварийности при эксплуатации подъемных сооружений за 2004-2010 гг. Необходимо отметить, что в Удмуртии, во многом благодаря работе территориальных отделов Ростехнадзора, подобные происшествия достаточно редки. В 2004 году произошло разрушение и падение башенного крана. В 2009-м случилась авария на строительной площадке на территории Республики Татарстан, где эксплуатировался подъемный кран из Удмуртии. В результате происшествия пострадали два человека.

Наибольшее количество несчастных случаев происходит по причине неквалифицированных действий персонала, в том числе из-за неправильных решений, принимаемых ответственными должностными лицами.

Последствия аварий очень серьезны. Так, в прошлом году в центре Нижнего Новгорода башенный кран упал на жилой пятиэтажный дом. В результате было разрушено несколько квартир, пострадало три человека, погибла молодая мама с годовалым ребенком. В Красноярске башенный кран упал на проезжую часть автодороги, отчего около десяти человек получили травмы и было разрушено десять машин.

Результаты расследования одного из подобных случаев показали, что причиной происшествия стали неправильные действия крановщика и стропальщика и отсутствие контроля со стороны ответственных должностных лиц. Эти работники не могли обмениваться установленными сигналами, а кран был перегружен и эксплуатировался на неисправных путях с неработающими приборами безопасности.

Также растет аварийность при эксплуатации газового оборудования. Это связано, главным образом, с его износом, однако очевидно и влияние человеческого фактора. Подобные аварии чреваты наиболее тяжелыми, в том числе социальными последствиями. Например, при происшествии в Москве пожарные службы на протяжении пятнадцати часов не могли потушить огонь, который вырывался из газовой трубы. За это время сгорело около сотни автомобилей, пострадали десятки людей.

В Глазове несколько лет назад вследствие утечки газа произошел взрыв в одной из квартир, в результате чего двое жильцов получили смертельные травмы. Причиной происшествия явилось неправильное выполнение работ персоналом, который проводил монтаж и обслуживание системы газораспределения.

Таким образом, по данным специалистов Удмуртского территориального отдела, основными нарушениями в области общепромышленной безопасности являются:

- неправильная организация производства работ;

- неэффективное осуществление производственного контроля;

- неграмотные действия персонала;

- несоблюдение должностных инструкций.

Это свидетельствует о том, что работники ОПО в недостаточной степени знакомы с требованиями промышленной безопасности. Необходимо также добавить, что ликвидация аварии сегодня требует значительных расходов – куда больших, чем меры по ее предупреждению. Поэтому особенно остро стоит вопрос квалификации персонала, работающего на опасных производственных объектах.

Чем больше учебных заведений, тем ниже качество обучения

Многие проблемы с подготовкой специалистов вызваны пробелами в законодательстве. В 2002 году было отменено лицензирование деятельности по подготовке работников для ОПО. В настоящее время в Положении о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном постановлением правительства РФ от 30.07.2004 № 401, отсутствуют нормы, связанные с установлением порядка обучения, подготовки и аттестации работников поднадзорных организаций и контролем за этими видами деятельности.

Учебные заведения не занимаются эксплуатацией опасных производственных объектов, а значит, не попадают в число поднадзорных организаций. Но проблема заключается в том, что готовят они специалистов и работников для работы на поднадзорных Ростехнадзору объектах. В итоге – Ростехнадзор практически лишен возможности контролировать порядок подготовки персонала и уровень оснащенности образовательных учреждений.

Осуществлять проверку служба может в двух случаях: в рамках государственного строительного надзора, если учебные комбинаты занимаются строительством, и в рамках энергетического – если они эксплуатируют электроустановки потребителей. Но к подготовке кадров не имеет отношения.

В настоящее время на территории Удмуртии специалистов и работников, эксплуатирующих ОПО и объекты энергетики, готовят почти в 40 учебных заведениях.

Ежегодно с участием представителей удмуртских территориальных отделов в комиссиях учебных заведений и поднадзорных предприятий готовится около 30 тысяч работников, эксплуатирующих ОПО и объекты энергетики. При этом отмечается такая тенденция: чем больше на рынке учебных заведений, тем ниже качество оказываемых ими услуг. Ежегодно только инспекторским составом Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора при плановых проверках поднадзорных предприятий выявляются десятки тысяч нарушений должностных производственных инструкций, норм и правил законодательства в области безопасности. Выясняется, что лица, прошедшие подготовку и получившие соответствующее удостоверение, не имеют представления ни об опасных производственных объектах на территории своей организации, ни о необходимых технических устройствах. Работники не могут правильно установить их вблизи откоса, котлована, газопровода, линий электропередачи, в охранной зоне. В итоге из-за повреждения таких устройств резко повышается уровень рисков наступления аварий, инцидентов и иных внештатных ситуаций.

Положение об аттестации работников, занятых на поднадзорных объектах, четко определяет, что мы проверяем знание должностных инструкций. Но часто выясняется, что специалисты, которые прошли подготовку, не имеют представления о своих обязанностях, правах и ответственности.

Необходимо обновлять материально-техническую базу учебных организаций

Специалисты Западно-Уральского управления Ростехнадзора в ходе совещания также отметили ряд проблем, связанных с материально-техническим оснащением учебных заведений. Отсутствие необходимых наглядных пособий и оборудования не позволяет персоналу, который проходит обучение, приобрести навыки и знания по безопасной эксплуатации производства. К примеру, при подготовке рабочих по ремонту и эксплуатации газового оборудования не используются:

- приборы для демонстрации полного и неполного горения газа и отрыва пламени;

- стенды с инструментами для ремонта газовых баллонов и их переосвидетельствования;

- камеры для демонстрации взрывов газовоздушной смеси;

- схемы организации взаимодействия аварийно-диспетчерских служб, распределительных газовых сетей населенных пунктов и предприятий.

Есть практика, когда для обучения применяются устаревшие материалы, не отражающие современный уровень развития технологий. Так, среди наглядных пособий по подготовке стропальщиков нет технологических карт погрузки и разгрузки подвижного состава, типовых проектов производства строительно-монтажных работ.

Поднадзорные организации используют несколько десятков съемных грузозахватных приспособлений. Но на опыте практически во всех учебных комбинатах нет в необходимом количестве траверс, захватов, строп с различной длиной канатов, строп для подъема и перемещения лестничных маршей. Это приводит к тому, что работники после окончания учебного заведения не готовы к реальным условиям производства.

Десять лет назад, в 2000 году, в Правила безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов были введены новые требования к подъемным сооружениям. Они предписывают использовать такие приборы, как регистраторы параметров, цифровые анемометры, обновленные модели ограничителей грузоподъемности. Однако, по информации инспекторов удмуртских территориальных отделов, учебные комбинаты до сих пор не используют при обучении, в виде наглядных пособий, ни одного подобного прибора.

В настоящее время нормативные документы Ростехнадзора обозначают перечень должностей, программы по обучению которых согласовываются с органами этого ведомства.

Перечень насчитывает порядка тысячи специальностей. Новые программы должны быть разработаны в соответствии с типовыми, которые прикладываются к согласуемым. Кроме того, нормативные документы четко определяют, представители каких профессий (стропальщики, крановщики и т. д.) проходят аттестацию перед комиссией, в которую должны входить специалисты Ростехнадзора. В этом случае прерогатива поднадзорной организации – организовать проверку знаний и обратиться в органы данного ведомства с просьбой направить специалиста для участия в работе комиссии.

Требования многих норм и правил, в частности, по подъемным сооружениям, обязывают уведомлять органы Ростехнадзора о проведении аттестации за десять дней. Экзаменационные билеты должны содержать вопросы о требованиях безопасности на данном конкретном предприятии.

Единые стандарты качества

В целях повышения качества подготовки, снижения уровня травматизма и аварийности на производстве, учебным заведениям и поднадзорным организациям рекомендуется предпринять ряд мер.

1. Провести внутренний аудит оснащенности учебных классов.

2. Оборудовать соответствующими приборами учебные заведения, где осуществляется подготовка рабочих для поднадзорных организаций.

3. Разработать соответствующие программы для специалистов и руководителей в области строительного надзора. Учебный курс должен включать в себя изучение СНИПов, Градостроительного кодекса РФ, требований к материалам и техническим устройствам, которые применяются на опасных производственных объектах.

4. Обеспечить функционирование систем качества в области образовательных услуг. При подготовке руководителей и специалистов в обязательном порядке должны учитываться требования их должностных инструкций.

5. Учебным комбинатам создать координационный центр, где представители образовательных учреждений смогут обмениваться опытом.

Эти мероприятия позволят выработать единые стандарты качества и политику в области обучения, а также координировать действия для более эффективного построения учебного процесса. С одной стороны, необходимо уделять много внимания повышению качества подготовки персонала, занятого в эксплуатации опасных производственных объектов. С другой – важно добиться, чтобы собственники и руководители предприятий тоже осознали необходимость комплексного и эффективного обучения кадров и отказались от формального подхода в этом вопросе.

Хочется выразить уверенность, что совместными усилиями будет обеспечен необходимый уровень подготовки работников поднадзорных организаций на территории Удмуртской Республики.

Необходимо выработать единые стандарты качества и политику в области обучения, а также координировать действия для более эффективного построения учебного процесса. Важно добиться, чтобы собственники и руководители предприятий осознали необходимость комплексного и эффективного обучения кадров и отказались от формального подхода.

 
Главная Анонсы Тактика совместных действий при обучении и аттестации персонала (ПБ № 1-2 2011)

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю