![]() |
НАДЗОР (ПЕРМСКИЙ КРАЙ) Гриценко В.Б., начальник отдела по надзору за взрывоопасными, взрывопожароопасными и химически опасными объектами Западно-Уральского управления Ростехнадзора В последнее время при проведении проверок участились случаи, связанные с нарушением норм промышленной безопасности при эксплуатации и обслуживании воздушных компрессоров. Нарушаются такие требования: В инструкциях по эксплуатации воздушных компрессорных установок, воздухоразделительных установок – отсутствие паспортов заводов-изготовителей, в инструкции по эксплуатации не включаются требования заводов-изготовителей в части проведения периодических мероприятий по фильтрам, компрессорам, воздушным ресиверам и трубопроводной системе. Отсутствует в документах порядок проведения профилактических мероприятий, в том числе и обезжиривания. Используются растворы и растворители, не указанные в документах заводов-изготовителей, заменяются смазочные композиции без согласования с заводом-изготовителем. Выдержка из ПБПРВ-88 «Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха»: «6.7. Для смазки поршневой группы компрессоров, подающих воздух в воздухоразделительные установки, не оснащенные цеолитовыми блоками комплексной очистки воздуха, следует использовать масло для прокатных станов марки П-28 по ГОСТ 6480-78, обладающее высокой термической стойкостью. Применение масла К-28 ТУ 38-101182-71 допускается только по согласованию с разработчиком компрессора… 6.9. Для предотвращения образования продуктов разложения масла должен быть установлен контроль за температурой воздуха после каждой ступени поршневого компрессора и приняты необходимые меры для поддержания ее на возможно более низком уровне, но не более 433 К (160° С)… 6.13. Наличие нагара в клапанных коробках и трубопроводах поршневых компрессоров не допус-кается. Проверка и удаление нагара должны проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации компрессора, но не реже, чем через 2200 ч работы компрессора. 6.14. Методы и сроки очистки водяных полостей холодильников и рубашек цилиндров компрессоров от отложений должны быть внесены в технологические регламенты или технологические инструкции». В ПБ 11-544-03, выпущенном взамен ПБПРВ-88, все это сведено к следующему: «6.10. Наличие нагара в клапанных коробках и трубопроводах поршневых компрессоров не допус-кается. Проверка и удаление нагара проводятся в соответствии и в сроки, установленные технологической инструкцией… с. 129 и далее: «…Анализ обстоятельств взрывов и загораний в воздушных компрессорных установках показывает, что они всегда связаны с накоплением в газовом тракте или трубопроводах нагаромасляных отложений. Минеральное масло – это смесь различных предельных и непредельных углеводородов. В газовом тракте компрессора масло подвергается сложным видоизменениям. Это – окисление компонентов при температурах 1500° С и более и повышающемся парциальном давлении кислорода в воздухе. Процесс окисления в значительной мере активизируется благодаря тому, что масло находится в газовом тракте в виде тонких пленок и аэрозоля, обеспечивающих большую площадь контакта масла с воздухом. Наряду с этим, процессы окисления интенсифицируются в результате каталитического воздействия окислов металлом и частиц атмосферной пыли, содержащихся в компримируемом воздухе. В процессе первичного окисления углеводородов их полного окисления не происходит, и образуются различные неустойчивые соединения (пероксиды и гидропероксиды углеводородов). При повышенных температурах наряду с окислением может происходить разрушение молекул углеводородов и образование углеродистых соединений – нагара. Скорость образования нагара в решающей степени зависит от вида масла, давления и температуры сжатия воздуха. По некоторым данным, при температурах менее 150-1600° С образование нагара практически исключается, а при более высоких температурах скорость образования нагара пропорциональна квадрату повышения температуры. Поэтому понижение в максимально возможной степени температур сжатия – одна из основных задач в борьбе с нагарообразованием. Образующийся нагар пропитывается находящимся в газовом тракте маслом и продуктами неполного окисления масла и откладывается в виде нагаромасляных отложений на клапанах, в клапанных коробках, в межступенчатых коммуникациях и трубопроводах… Слои нагаромасляных отложений представляют собой весьма пористую массу, имеющую малую теплопроводность. Процессы окисления проходят с выделением тепла, поэтому окисление входящих в отложения компонентов сопровождается повышением температуры, что способствует интенсивности процессов окисления. С другой стороны, возрастание толщины слоя отложений ухудшает условия отвода тепла из внутренних слоев, что способствует дальнейшему разогреву. Это, в конечном счете, и приводит к интенсивному окислению углеводородов, их самовоспламенению и распространению горения по всему слою отложений. Воспламенение нагара может инициировать воспламенение парокапельной фазы масла, находящегося в потоке воздуха, проходящего в зоне отложений. Наряду с нагаромасляными отложениями, в коммуникациях компрессоров может находиться достаточно много масла, выносимого в виде аэрозоля из последних ступеней, работающих, как правило, при сравнительно низких температурах, и затем накапливающегося на стенках трубопровода в виде пленки. То есть в трубопроводах обычно существует гетерогенная система: горючая пленка – газообразный окислитель. Процесс детонации таких систем исследовался рядом авторов. В. Е. Гордеевым с соавторами показана возможность перехода медленного горения пленки масла в детонационное горение с увеличением скорости распространения пламени до 1800-3000 м/с. При этом создается условие для распространения горения, возникшего в одном месте, на все масло, находящееся в трубопроводе… Таким образом, накопление нагаромасляных отложений и замасливание коммуникаций и воздухопроводов создает потенциальные возможности взрывов и загораний большой мощности. Для предотвращения таких взрывов и загораний необходимо: максимально возможно снижать температуру сжатия, что достигается путем рационального распределения степени сжатия по ступеням компрессора, не допускать работы с неисправными клапанами, повышать эффективность межступенчатого охлаждения; применять смазочные масла, исключающие нагарообразование; предотвращать попадание в цилиндры масла из картера; обеспечивать надлежащую очистку от пыли компримируемого воздуха; подавать в цилиндры минимально необходимое количество масла; систематически контролировать интенсивность нагарообразования в компрессорах и трубопроводах и своевременно производить их очистку… При подборе смазочных компрессорных масел показатели склонности к нагарообразованию являются одними из основных показателей. Наименьшее нагарообразование наблюдалось при использовании масла П-28, изготовленного из саруханской и карачурской нефти… было также рекомендовано использовать масло К-28, изготавливающееся на Волгоградском НПЗ... Были также попытки применения в компрессорах импортных масел, используемых в прокатных станах (например, «Энергол»). Оказалось, что при применении таких масел наблюдается сильное нагарообразование. Необходимо подчеркнуть, что опыт эксплуатации свидетельствует о значительном влиянии запыленности воздуха на скорость образования нагара. Известны неоднократные случаи, когда реконструкция воздушных фильтров или обеспечение их эффектив ной работы приводили к прекращению нагарообразования в компрессорах. В тех случаях, когда не удается исключить образование нагара, необходимо регулярно очищать от него газовый тракт компрессора и межступенчатые коммуникации, а иногда и внешние трубопроводы. Осмотр клапанных коробок воздушных компрессоров должен производиться не реже одного раза в месяц. Наряду с традиционными механическими способами удаления нагара в последнее время все шире начинают применяться способы химической очистки. При этом характерно, что если раньше применялось пропаривание острым паром в комплекте с воздействием каустиком, что иногда приводило к вспышкам, происходившим сразу же после очистки, то в настоящее время в газовый тракт компрессора и трубопроводы подают различные поверхностно-активные вещества, обеспечивающие весьма эффективное удаление нагаромасляных отложений…» «Повышение надежности и экономичности поршневых компрессоров» (выдержка. Воропай П. И. 1980) «…Нагаромасляные отложения, образовавшиеся под влиянием температурного воздействия, при определенных условиях сами становятся источником повышенных температур. В поглощенном отложениями масле происходят реакции окисления. Эти реакции экзотермичны. В процессе первичного окисления образуются неустойчивые соединения (пероксиды и гидропероксиды углеводородов). При нагревании распад пероксидных соединений происходит по связям О-О по цепному механизму. Под воздействием тепла реакция распада переходит во взрыв… В поршневых компрессорах нагаромасляные отложения не сгорают, их толщина прогрессивно увеличивается, достигая в некоторых случаях 25 мм и больше [с.305]… Первой стадией образования нагара на горячих нагнетательных клапанах поршневых воздушных компрессоров является образование тонкой пленки лака. Лаки – это нагаромасляные отложения, образующиеся в результате окисления масла в тонком слое при высокой температуре. Чем тоньше слой масла, тем больше скорость его испарения и образования лака. При повышении температуры воздуха, обдувающего тонкий слой масла, скорость образования лака увеличивается. Чем меньше устойчивость масла к окисляющему действию кислорода, тем интенсивнее его лакообразоваяие [с.287]… Более тяжелые неиспарившиеся капли масла под воздействием высокой температуры воздуха образуют смолистые вещества, находящиеся на лаковой пленке и на поверхностях трубопровода, имеющих сравнительно низкие температуры, не вызывающие образования лаковой пленки, при длительном воздействии воздуха на нагаромасляные отложения они карбонизируются, образуя соединения типа асфальтенов и твердых углистых отложений – карбоидов. В их состав входит свыше 55% асфальтогенных кислот – продуктов окисления масла. В состав нагаромасляных отложений входят также продукты износа деталей цилиндро-поршневой группы, механические примеси, находящиеся в воздухе, частички кокса [с.288]… Анализируя причины пожаров и взрывов компрессорных установок, исследователи давно пришли к выводу, что наиболее опасным фактором, способствующим их возникновению, является самовоспламенение нагаромасляных отложений. Учитывая, что саморазогрев нагаромасляных отложений способен не только воспламенять горючие смеси, но и формировать их за счет испарения масла из отложений, создавая условия перехода горения нагаромасляных отложений во взрыв смеси сжатого воздуха с парокапельной фазой смазочного масла, можно понять, какую опасность представляют нагаромасляные отложения при эксплуатации воздушных поршневых компрессорных станций [с.32]...» Согласно РД-15-13-2008 «Методические рекомендации о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности компрессорных установок, используемых на угольных шахтах и рудниках», проверка наличия нагаромасляных отложений в нагнетательных полостях компрессора и примыкающих к КУ трубопроводах является одним из этапов экспертизы компрессорной установки.
|