Печать

НАДЗОР (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)

Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обеспечения комплексной безопасности»

Незерова Л.И., ведущий специалист-эксперт отдела по организации разрешительной и надзорной деятельности Западно-Уральского управления Ростехнадзора

В настоящее время регистра­ция опасных производственных объектов (ОПО) осуществляется в соответствии с Административ­ным регламентом Федеральной службы по экологическому, техно­логическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опас­ных производственных объектов и ведению государственного рее­стра опасных производственных объектов, утвержденным прика­зом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606, и в соответствии с Переч­нем типовых видов опасных про­изводственных объектов (ОПО) для целей регистрации в государ­ственном реестре, утвержден­ным приказом от 05.03.2008 № 131 «Об утвержде­нии Методических рекомендаций по осуществлению идентифика­ции опасных производственных объектов».

Функции по регистрации ОПО и ведению государственного Реестра ОПО в Управлении возложены на от­дел по организации разрешительной и надзорной деятельности. Выпол­нение указанных функций сопрово­ждается различными проблемами.

Регистрация ОПО осуществля­ется регистрирующим органом на бесплатной основе по месту нахож­дения юридического лица в срок не позднее 10 дней с начала эксплуа­тации объекта. Однако имеет место эксплуатация ОПО, не зарегистриро­ванных в государственном реестре. В основном, это относится к товарище­ствам собственников жилья (ТСЖ).

Срок оформления Свидетельства о регистрации ОПО – 20 дней после приема документов от организаций. Вместе с тем, необходимо констати­ровать, что некоторые Свидетельства остаются невостребованными орга­низациями.

Основной проблемой по веде­нию Реестра ОПО является несво­евременная перерегистрация ранее зарегистрированных объектов ор­ганизаций (по данным реестра на 20.05.2010, не перерегистрировано 397 объектов у 288 организаций). В соответствии с п. 6 «Правил реги­страции объектов в государственном реестре опасных производствен­ных объектов», утвержденных по­становлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объек­тов», объекты, зарегистрированные в государственном реестре ОПО, перерегистрируются не реже одного раза в пять лет. Срок перерегистра­ции зарегистрированных в реестре объектов организаций указывается в Свидетельстве.

При осуществлении процедуры перерегистрации ОПО организация обязана провести идентификацию по всем объектам, эксплуатируе­мым в ее составе, руководствуясь Перечнем типовых видов опасных производственных объектов со­гласно приказу Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131. При иденти­фикации объектов осуществляют­ся выявление и отнесение объекта к категории опасного производ­ственного объекта, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями федерального за­кона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объек­тов. В некоторых организациях тех­нические устройства принимают за опасный производственный объ­ект, в результате чего документы на регистрацию ОПО оформляются неправильно.

Одной из проблем по ведению государственного реестра является смена владельца объекта. В соот­ветствии с Административным ре­гламентом, при смене владельца ОПО, ранее зарегистрированного в государственном реестре, сна­чала осуществляется регистрация объекта новым владельцем, а за­тем исключение указанного объ­екта прежним владельцем. В связи с этим в Управление должны быть представлены оба комплекта доку­ментов: на регистрацию и исключе­ние ОПО. Проблема заключается в том, что подготовка документов на регистрацию объекта новым вла­дельцем, как правило, затягивается, что не позволяет исключить из рее­стра объект, зарегистрированный прежним владельцем.

В числе проблем по ведению рее­стра необходимо выделить реорга­низацию предприятий Пермского края, сопровождающуюся образо­ванием филиалов в составе юриди­ческого лица, зарегистрированного в другом регионе России. В этом слу­чае, согласно Административному регламенту, объекты, находящиеся на территории Пермского края, ре­гистрируются по местонахождению юридического лица, и их исключе­ние из территориального раздела реестра возможно после представ­ления организацией в Управление копии Свидетельства о регистрации ОПО, выданного юридическому лицу в соответствующем территори­альном органе. В случае отсутствия данной информации возникает си­туация, когда объект остается в тер­риториальном разделе реестра, где он был зарегистрирован, и реги­стрируется вновь в другом регионе, по местонахождению юридического лица. Получается двойная регистра­ция объекта.

В настоящее время прекращена регистрация в государственном рее­стре объекта «Площадка АЗС», если осуществляется розничная торговля нефтепродуктами и дизельным то­пливом. Исключение из базы данных государственного реестра указанного объекта возможно на основании за­явления организации с представле­нием документов, подтверждающих отсутствие деятельности, связанной с осуществлением оптовой торгов­ли нефтепродуктами и дизельным топливом. Таким документом может быть информационное письмо орга­низации со статистическими кодами видов деятельности.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Феде­рации, организация, осуществляю­щая эксплуатацию ОПО, при полу­чении, использовании, хранении, уничтожении, транспортировании и т. д. на объекте опасных веществ должна идентифицировать его как ОПО. Однако законодательством не определено минимальное количе­ство опасного вещества, относящее объект к категории ОПО.

Согласно Административно­му регламенту (п. 16 Приложения № 8), при осуществлении иденти­фикации и отнесении объекта к кате­гории ОПО по признаку опасности, связанному с обращением опасного вещества, необходимо руководство­ваться следующим:

- опасные вещества, обращаю­щиеся на объекте в количестве, равном или менее 2% от предель­но допустимого, указанного в при­ложении 2 федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промыш­ленной безопасности опасных про­изводственных объектов», можно не учитывать (если нормативными до­кументами на конкретное вещество не установлено другое) при отнесе­нии такого объекта к категории ОПО, если их размещение на территории эксплуатирующей организации та­ково, что не может стать причиной возникновения крупной аварии (ре­комендации Директивы № 96/82/ЕЭС от 09.01.1996);

- при определении минималь­ного количества опасного вещества, обусловливающего отнесение объ­екта, на которых оно обращается, к категории ОПО, необходимо учи­тывать его количество исходя из от­раслевых особенностей и условий эксплуатации такого объекта, срока службы применяемого оборудова­ния, взаиморасположения оборудо­вания и т. д.

Выводы и рекомендации:

1. Необходимо повысить ответ­ственность руководителей организа­ций за правильность идентификации ОПО и их регистрацию в государ­ственном реестре.

2. Руководителям организаций назначать по приказу ответственных лиц за проведение идентификации ОПО и своевременное представле­ние в Управление сведений для ре­гистрации (перерегистрации), вне­сения изменений в государственный реестр.