![]() |
НАДЗОР (ПЕРМСКИЙ КРАЙ) Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обеспечения комплексной безопасности» Незерова Л.И., ведущий специалист-эксперт отдела по организации разрешительной и надзорной деятельности Западно-Уральского управления Ростехнадзора В настоящее время регистрация опасных производственных объектов (ОПО) осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606, и в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов (ОПО) для целей регистрации в государственном реестре, утвержденным приказом от 05.03.2008 № 131 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов». Функции по регистрации ОПО и ведению государственного Реестра ОПО в Управлении возложены на отдел по организации разрешительной и надзорной деятельности. Выполнение указанных функций сопровождается различными проблемами. Регистрация ОПО осуществляется регистрирующим органом на бесплатной основе по месту нахождения юридического лица в срок не позднее 10 дней с начала эксплуатации объекта. Однако имеет место эксплуатация ОПО, не зарегистрированных в государственном реестре. В основном, это относится к товариществам собственников жилья (ТСЖ). Срок оформления Свидетельства о регистрации ОПО – 20 дней после приема документов от организаций. Вместе с тем, необходимо констатировать, что некоторые Свидетельства остаются невостребованными организациями.
При осуществлении процедуры перерегистрации ОПО организация обязана провести идентификацию по всем объектам, эксплуатируемым в ее составе, руководствуясь Перечнем типовых видов опасных производственных объектов согласно приказу Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131. При идентификации объектов осуществляются выявление и отнесение объекта к категории опасного производственного объекта, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов. В некоторых организациях технические устройства принимают за опасный производственный объект, в результате чего документы на регистрацию ОПО оформляются неправильно. Одной из проблем по ведению государственного реестра является смена владельца объекта. В соответствии с Административным регламентом, при смене владельца ОПО, ранее зарегистрированного в государственном реестре, сначала осуществляется регистрация объекта новым владельцем, а затем исключение указанного объекта прежним владельцем. В связи с этим в Управление должны быть представлены оба комплекта документов: на регистрацию и исключение ОПО. Проблема заключается в том, что подготовка документов на регистрацию объекта новым владельцем, как правило, затягивается, что не позволяет исключить из реестра объект, зарегистрированный прежним владельцем. В числе проблем по ведению реестра необходимо выделить реорганизацию предприятий Пермского края, сопровождающуюся образованием филиалов в составе юридического лица, зарегистрированного в другом регионе России. В этом случае, согласно Административному регламенту, объекты, находящиеся на территории Пермского края, регистрируются по местонахождению юридического лица, и их исключение из территориального раздела реестра возможно после представления организацией в Управление копии Свидетельства о регистрации ОПО, выданного юридическому лицу в соответствующем территориальном органе. В случае отсутствия данной информации возникает ситуация, когда объект остается в территориальном разделе реестра, где он был зарегистрирован, и регистрируется вновь в другом регионе, по местонахождению юридического лица. Получается двойная регистрация объекта. В настоящее время прекращена регистрация в государственном реестре объекта «Площадка АЗС», если осуществляется розничная торговля нефтепродуктами и дизельным топливом. Исключение из базы данных государственного реестра указанного объекта возможно на основании заявления организации с представлением документов, подтверждающих отсутствие деятельности, связанной с осуществлением оптовой торговли нефтепродуктами и дизельным топливом. Таким документом может быть информационное письмо организации со статистическими кодами видов деятельности. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, организация, осуществляющая эксплуатацию ОПО, при получении, использовании, хранении, уничтожении, транспортировании и т. д. на объекте опасных веществ должна идентифицировать его как ОПО. Однако законодательством не определено минимальное количество опасного вещества, относящее объект к категории ОПО. Согласно Административному регламенту (п. 16 Приложения № 8), при осуществлении идентификации и отнесении объекта к категории ОПО по признаку опасности, связанному с обращением опасного вещества, необходимо руководствоваться следующим: - опасные вещества, обращающиеся на объекте в количестве, равном или менее 2% от предельно допустимого, указанного в приложении 2 федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», можно не учитывать (если нормативными документами на конкретное вещество не установлено другое) при отнесении такого объекта к категории ОПО, если их размещение на территории эксплуатирующей организации таково, что не может стать причиной возникновения крупной аварии (рекомендации Директивы № 96/82/ЕЭС от 09.01.1996); - при определении минимального количества опасного вещества, обусловливающего отнесение объекта, на которых оно обращается, к категории ОПО, необходимо учитывать его количество исходя из отраслевых особенностей и условий эксплуатации такого объекта, срока службы применяемого оборудования, взаиморасположения оборудования и т. д. Выводы и рекомендации: 1. Необходимо повысить ответственность руководителей организаций за правильность идентификации ОПО и их регистрацию в государственном реестре. 2. Руководителям организаций назначать по приказу ответственных лиц за проведение идентификации ОПО и своевременное представление в Управление сведений для регистрации (перерегистрации), внесения изменений в государственный реестр.
|