Печать

НАДЗОР (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)

Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обеспечения комплексной безопасности»

Игишев В.В., заместитель начальника отдела по надзору за электрическими станциями и сетями, гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Нормативно-правовую базу государственного регулирования электроэнергетики и гидротехни­ческих сооружений можно услов­но разделить на три части.

К первой относятся нормы об­щего характера, которые не имеют в качестве непосред­ственного объекта регулирования энергетическую отрасль, а формиру­ют общую правовую среду, регули­руя порядок отношения государства к любым хозяйствующим субъектам. Вторая часть правовых норм носит специальный характер, учитывает специфику именно субъектов элек­троэнергетики и, соответственно, может применяться исключительно только для ее регулирования. Третья часть состоит из норм технического характера и содержит отраслевые нормативно-технические докумен­ты.

1. Нормы общего характера

Из всех нормативно-правовых актов общего характера необходимо выделить следующие нормативные акты:

- Конституция Российской Феде­рации. Вопросы, касающиеся фе­деральных энергетических систем, основ тарифной политики, относят­ся к предметам ведения Российской Федерации (ст. 71);

- Гражданский кодекс РФ, ч. II (ст. 539-548, регулирование договор­ных отношений и гражданской от­ветственности);

- Кодекс об административных нарушениях (в части установления административной ответственности за правонарушения в области энер­гетики (ст. 7.19 и гл. 9);

- Уголовный кодекс РФ (в части установления уголовной ответствен­ности за преступления в области электроэнергетики (ст. 215.1, 215.2 и 215.2);

- иные подзаконные норматив­ные акты.

2. Специальные нормы

Основными законодательными и подзаконным актами, регулирующи­ми деятельность в области электро-энергетики и гидротехнических соо­ружений, являются:

- ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ. Устанавлива­ет правовые основы экономических отношений в сфере электроэнерге­тики, определяет полномочия орга­нов государственной власти, основ­ные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии, в том числе: единой национальной электрической сети, системы дис­петчерского управления, оптового рынка и администратора торговой системы, розничных рынков и др.;

- ФЗ «Об особенностях функцио­нирования электроэнергетики в пе­реходный период и о внесении изме­нений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием феде­рального закона «Об электроэнер­гетике» от 26.03.2003 № 36-ФЗ. Устанавливает особенности работы субъектов электроэнергетики в пере­ходный период реформирования электроэнергетики.

- ФЗ «О безопасности гидротехни­ческих сооружений», от 21.07.1997 № 117-ФЗ. Регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению без­опасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуата­цию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических соо­ружений; устанавливает обязанно­сти органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих ор­ганизаций по обеспечению безопас­ности гидротехнических сооруже­ний;

- Постановление Правитель­ства РФ «О порядке прекращения или ограничения подачи электри­ческой и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при не­оплате поданных им (использован­ных ими) топливно-энергетических ресурсов» от 05.01.1998 № 1;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об ограничении или временном пре­кращении подачи электроэнергии (мощности) потребителям при воз­никновении или угрозе возникнове­ния аварии в работе систем энергос­набжения» от 22.06.1999 № 664. Определяет порядок ограничения или временного прекращения энер­госнабжения в аварийных ситуациях без согласования с потребителями;

- Постановление Госстандарта РФ «О правилах проведения серти­фикации электрооборудования» от 16.07.1999 № 36. Устанавливает правила, процедуры и порядок про­ведения обязательной доброволь­ной сертификации электрооборудо­вания;

- иные ведомственные норматив­ные акты.

3. Анализ обязательных  технических требований  в энергетике  и на гидротехнических  сооружениях при осуществлениинадзора и контроля

Основные нормативно-техни-ческие документы, применяемые при эксплуатации электрических станций, сетей и гидротехнических сооружений:

- СО 153-34.03.305-2003 (РД -34.03.305) Инструкция о мерах по­жарной безопасности при проведе­нии огневых работ на энергетических предприятиях (Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 263). Требо­вания настоящей Инструкции долж­ны выполняться при проведении электросварочных, газосварочных, паяльных и других огневых работ с применением открытого пламени в производственных, складских и дру­гих помещениях действующих те­пловых, атомных, гидравлических и других электростанций и предприя­тий электрических и тепловых сетей;

- СО 153-34.20.501-2003 (РД 34.20.501-95) Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (При­каз Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229). Настоящие Правила распро­страняются на тепловые электро­станции, работающие на органиче­ском топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Рос­сийской Федерации и на организа­ции, выполняющие работы приме­нительно к этим объектам. Правила содержат требования к организации эксплуатации, требования к терри­тории, производственным зданиям и сооружениям, требования к ги­дротехническим сооружениям и во­дному хозяйству электростанций, гидротурбинным установкам, тре­бования к тепломеханическому обо­рудованию электростанций и тепло­вых сетей (топливно-транспортному хозяйству, пылеприготовительным установкам, паровым и водогрей­ным котлам, паротурбинам, блоч­ным установкам ТЭС, газотурбинам, трубопроводам, тепловым сетям, золоулавливающим установкам и др.), требования к электрическому оборудованию электростанций и сетей (генераторам, электродвига­телям, силовым трансформаторам, распределительным устройствам, аккумуляторным и конденсаторным установкам, воздушным линиям электропередачи, силовым кабелям, релейной защите и автоматике, за­земляющим устройствам и защите от перенапряжений и др.), требо­вания к организации оперативно-диспетчерского управления;

- СО 153-34.20.505-2003 (РД 153-34.0-20.505-2001) Инструк­ция по переключениям в электро­установках (Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 266). Инструкция определяет порядок и последова­тельность выполнения переключе­ний в электроустановках напряже­нием до 1000 В и выше. Содержит нормы, регулирующие организацию и порядок переключений, переклю­чений при переводе присоединений с одной системы шин на другую, пе­реключений при выводе оборудова­ния в ремонт и при вводе его в рабо­ту после ремонта, способы вывода в ремонт и ввода в работу после ре­монта выключателей, переключений в распределительных электросетях и др.;

- СО 153 -34.20.562-2003 (РД 34.20.562) Инструкция по преду­преждению и ликвидации аварий на тепловых электростанциях (При­каз Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 265). В Инструкции рассматри­ваются только наиболее характер­ные аварийные ситуации, имеющие место на тепловых электростанциях всех типов, такие как аварии тепло­механического оборудования (на­рушение топливоснабжения, раз­рыв мазутопроводов, повреждение трубопроводов в пределах котлов, повреждение трубопроводов пита­тельной воды и главных паропро­водов, повреждение корпусов по­догревателей высокого давления, повреждение маслосистемы турби­ны, нарушения технического водо­снабжения и водно-химического режима, и др.), а также общестанци­онные аварии (повышение или по­нижение частоты тока в энергосисте­ме, асинхронные и несимметричные режимы, повышение или пониже­ние напряжения), и порядок работ при сбросах электрической нагрузки и при экстренном изменении темпе­ратуры наружного воздуха;

- СО 153-34.03.150-2003 (РД 153-34.0-03.150-2001) Межо­траслевые правила по охране труда (правила безопасности) при экс­плуатации электроустановок: ПОТ РМ-016-2001 (Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 264). Прави­ла распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и других физически х лиц, занятых техническим обслужи­ванием электроустановок, проводя­щих в них оперативные переключе­ния, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладоч­ные, ремонтные работы, испытания и измерения, и предусматривают организационные мероприятия по обеспечению безопасности работ в электроустановках, технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ со снятием на­пряжения; испытания электрообо­рудования, чистки изоляторов под напряжением, требования к сред­ствам связи, диспетчерского и техно­логического управления, устройства релейной защиты и автоматики, и др.);

- СО 153-34.03.603-2003 (РД 34.03.603) Инструкция по при­менению и испытанию средств за­щиты, используемых в электроуста­новках (Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 261);

- СО 153-34.21.122-2003 (РД 34.21.122) Инструкция по устрой­ству молниезащиты зданий, соору­жений и промышленных комму­никаций (Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280). Предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуата­ции, а также при реконструкции зда­ний, сооружений и промышленных коммуникаций;

- СО 153-34.2.06.01-2003 (СНиП 2.06.01-86) Гидротехниче­ские сооружения. Основные поло­жения проектирования (Постанов­ление Госстроя РФ от 30.06.2003 № 137). Настоящие строительные нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящих­ся, расширяемых и реконструируе­мых гидротехнических сооружений. Документ содержит нормы по ре­конструкции гидротехнических соо­ружений, нагрузкам и воздействиям, плотинам, гидроэлектростанциям, гидроаккумулирующим электростан­циям, насосным станциям и малым гидроэлектростанциям, водосброс­ным, водоспускным, водовыпуск­ным и водозаборным сооружениям, водоводам, каналам, берегоукрепи­тельным и защитным сооружениям, рыбопропускным и рыбозащитным сооружениям, водохранилищам, портовым сооружениям, судоход­ным сооружениям и другим гидро­техническим сооружениям;

- СО 153-34.11-7-2003 (СНиП 11-7-81) Гидротехнические соору­жения в сейсмических районах (Постановление Госстроя РФ от 30.06.2003 № 132). Определяет правила строительства объектов, возводимых в районах сейсмично­стью 7, 8 и 9 баллов, и содержит требования по расчетным нагрузкам, требования к возведению жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, транспорт­ных сооружений, гидротехнических сооружений;

- СО 153-34.20.120-2003 Правила устройства электроуста­новок (Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 264). Правила устройства электроустановок распро­страняются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустанов­ки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки. Требования настоящих Правил мо­гут применяться для действующих электроустановок, если это повы­шает надежность электроустановки или если ее модернизация направ­лена на обеспечение требований безопасности. Документ регулирует следующие объекты: общие указа­ния по устройству электроустановок, канализацию электроэнергии (ЛЭП, токопроводы, электропроводки, ка­бельные линии), защита и автома­тика, распределительные устройства и подстанции, электросиловые уста­новки электрическое освещение и электрооборудование специальных установок;

- Правила установления охран­ных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий ис­пользования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлени­ем Правительства РФ от 24.02.2009 № 160. Порядок осуществления го­сударственного контроля за соблюде­нием особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, до насто­ящего времени не определен;

- Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, утверж­денные Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846. Форма акта о расследовании причин аварий, по­рядок ее заполнения, форма отчета об авариях и порядок передачи опе­ративной информации об авариях не определены;

- Правила безопасности гидротех­нических сооружений накопителей жидких промышленных отходов (ПБ 03-438-02). Разработаны в соответ­ствии с требованиями федерального закона «О безопасности гидротехни­ческих сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ и распространяются на гидротехнические сооружения (ГТС) хранилищ жидких отходов промыш­ленности (хвостохранилища, шла­мохранилища, шламонакопители, гидроотвалы, накопители промыш­ленных стоков, водохранилища) организаций, производств и объек­тов, поднадзорных Ростехнадзору, независимо от их организационно-правовых форм собственности;

- Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций (РД 153-34.0-03.205-2001). В Правилах изложены требо­вания по организации безопасности выполнения работ по эксплуатации, ремонту, наладке и испытанию ги­дромеханического оборудования и гидротехнических сооружений.

Правила безопасности при об­служивании гидротехнических со­оружений прудов, водохранилищ, берего-укреплений и дамб не раз­работаны. При осуществлении над­зора и контроля государственные инспекторы руководствуются феде­ральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ.

Государственный надзор за электрическими станциями и ги­дротехническими сооружениями Пермского края, Кировской обла­сти и Удмуртской Республики и за электрическими сетями Пермского края и филиалами ОАО «СО ЕЭС» (Пермское РДУ, Кировское РДУ и Удмуртское РДУ) осуществляет меж­региональный отдел по надзору за электрическими станциями и сетя­ми, гидротехническими сооружени­ями Западно-Уральского управления Ростехнадзора.

На территории Пермского края, Кировской области и Удмуртской Рес-публики расположены 35 электро­станций (три гидроэлектростанции – Камская, Воткинская и Широко­вская, 21 тепловая электрическая станция и 11 блок-станций) общей установленной мощностью около 8500 МВт.

За 2009 год проведено 42 обсле­дования электрических станций по вопросам технического состояния тепломеханического оборудования, тепловых сетей, зданий и сооруже­ний, опасных производственных объектов и электрического обору­дования. Выявлено и предписано к устранению 309 нарушений действу­ющих норм и правил. Составлено 19 протоколов об административной ответственности на должностных лиц по ст. 9.11 КоАП.

Наиболее характерные нару­шения: не проводится обновление основных производственных фондов путем технического перевооруже­ния и реконструкции электрических станций, модернизация оборудова­ния; не повышается квалификация персонала; плановые ремонты про­водятся не в полном объеме; техни­ческая документация оформляется с нарушениями Правил; проверка знаний персонала по электробезо­пасности и технической эксплуата­ции электроустановок проводится с нарушениями сроков.

Электроснабжение потребителей Пермского края осуществляется 23 предприятиями электрических се­тей (Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» Перм­ское предприятие магистральных электрических сетей, ОАО «МРСК Урала» филиал Пермэнерго, ОАО «КС-Прикамье» и муниципальные унитарные предприятия электриче­ских сетей). Вышеуказанные сетевые организации эксплуатируют: ПС-500 кВ – 2 шт., ПС-220 кВ – 32 шт., ПС-110 кВ – 157 шт., ПС-35 кВ – 172 шт., ТП-10-6 кВ – 13 476 шт., ЛЭП-500 кВ протяженностью 1631,3 км, ЛЭП-220 кВ – 3249,34 км, ЛЭП-110 кВ – 8062 км, ЛЭП-35 кВ – 4496 км, ЛЭП-10-6-0,4 кВ – 41 545 км.

За 2009 год проведено 31 об­следование электрических сетей по вопросам технического состояния и безопасного обслуживания. Вы­явлено и предписано к устранению 280 нарушений действующих норм и правил. Составлено 14 протоколов об административной ответственно­сти на должностных лиц по ст. 9.11 КоАП (нарушения правил эксплуа­тации), 4 протокола по ст. 9.7 (по­вреждение электрических сетей) и 6 протоколов по ст. 9.8 (нарушения правил охраны электрических сетей) на юридических лиц.

Основными характерными на­рушениями, снижающими надеж­ность электро-снабжения потре­бителей электроэнергии по вине электросетевых организаций, явля­ются: несвоевременное и ненадле­жащее техническое обслуживание электрооборудования (линий элек­тропередачи, трансформаторов); несвоевременно производится ре­конструкция и модернизация элек­трооборудования, в результате чего эксплуатируется выработавшее свой ресурс оборудование (физически изношенное или морально устарев­шее); плановые ремонты проводят­ся не в полном объеме.

Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике Пермского края, Кировской области и Удмуртской Республики осущест­вляется филиалами ОАО «СО ЕЭС»: Пермское РДУ, Кировское РДУ и Уд­муртское РДУ, которые находятся в Перми, Кирове и Ижевске.

Комплексная проверка филиалов ОАО «СО ЕЭС» проведена в январе-феврале 2010 года. Грубых наруше­ний нормативно-технической доку­ментации не выявлено.

Аттестация работников филиа­лов ОАО «СО ЕЭС» Пермского РДУ, Кировского РДУ и Удмуртского РДУ, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление, прово­дится с участием представителей Западно-Уральского управления Ро­стехнадзора.

Гидротехнические сооружения, расположенные на территории Пермского края, Кировской области и Удмуртской Республики

В Пермском крае:

- всего 1480 ГТС, из них:

- на предприятиях энергетики – 28 шт.;

- на предприятиях горнорудной и нерудной промышленности – 19 шт.;

- на предприятиях химической промышленности – 8 шт.;

- на предприятиях металлургиче­ской промышленности – 1 шт.;

- ГТС прудов, водохранилищ, за­щитных дамб и дамб обвалований, находящихся на балансе админи­страций, частных лиц, сельскохо­зяйственных предприятий и прочих организаций, – 1424 шт.

В соответствии со структурой Управления, введенной с 1 июня 2009 года, в настоящее время осу­ществляется также контроль и над­зор за:

а) ГТС Удмуртской Республики

- всего – 1412 шт.;

- на предприятиях энергетики – 1 шт.;

- на предприятиях промышлен­ности – 1 шт.;

- ГТС прудов, водохранилищ, за­щитных дамб и дамб обвалований, находящихся на балансе админи­страций, частных лиц, сельскохо­зяйственных предприятий и прочих организаций, – 1410 шт.;

б) ГТС Кировской области

- всего – 680 шт.;

- на предприятиях энергетики – 3 шт.;

- на предприятиях промышлен­ности – 2 шт.;

- ГТС прудов, водохранилищ, за­щитных дамб и дамб обвалований, находящихся на балансе админи­страций, частных лиц, сельскохо­зяйственных предприятий и прочих организаций, – 675.

Представители Западно-Уральского управления Ростехнадзо­ра участвовали в преддекларацион­ных обследованиях ГТС:

- филиал ОАО «ОГК-1» Пермская ГРЭС;

- филиал ОАО «ОГК-4» Яйвин­ская ГРЭС;

- ООО «Уралводоканал»;

- Обособленное структурное под­разделение ТЭЦ-3 филиала ОАО «ТГК-5» «Кировский»;

- Обособленное структурное под­разделение ТЭЦ-4 филиала ОАО «ТГК-5» «Кировский»;

- ООО «Завод минеральных удо­брений Кирово-Чепецкий хими­ческий комбинат» – 2-секционное хранилище мела;

- Министерство природных ре­сурсов Республики Удмуртия (ГТС Ижевского водохранилища).

Западно-Уральским управлением Ростехнадзора направлены письма главам администраций муниципаль­ных образований, на территории ко­торых находятся бесхозяйные ГТС: Александровский, Бардымский, Березовский, Большесосновский, Гайнинский, Еловский, Ильинский, Кишертский, Кудымкарский, Куе­динский, Кунгурский, Лысьвенский, Нытвенский, Октябрьский, Ордин­ский, Пермский, Чайковский, Ча­стинский, Чердынский, Чернушин­ский и Юрлинский р-н; территория, подчиненная Добрянке.

Письмом администрации муни­ципальных образований уведомля­лись о необходимости предостав­ления информации о выполнении нормативных актов, согласно ст. 225 и 236 ГК РФ и п. 5 постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении Положе­ния о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной реги­страции прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним» в отношении напорных гидротехнических соору­жений, расположенных на террито­рии муниципального образования.

Проведена работа по установле­нию собственников ГТС прудов:

- решением суда определен соб­ственник Лысьвенский муниципаль­ный р-н за ГТС прудов:

№ 12 – свидетельство о регистра­ции 59ББ № 319557 от 03.12.2009,

№ 13 – свидетельство о регистра­ции 59ББ № 319558 от 03.12.2009,

№ 15 – свидетельство о регистра­ции 59ББ № 319554 от 03.12.2009;

- поставлены на учет как бес­хозяйные ГТС прудов Лысьвенского муниципального р-на № 8, 9, 10, 11 и 14 от 13.01.2009,

Чердынского муниципального р-на – Покчинское с/п № 5, 6 и 7, Усть-Урольское с/п № 8, Рябинин­ское с/п № 9, 10 и 11, Ныробское г/пос. № 12 от 12.05.2009, п. Керчев­ский (апрель 2009),

Еловского муниципального р-на – д. Кижи и с. М. Уса.

Муниципальными образования­ми ведется работа по подготовке до­кументов для постановки ГТС на учет как бесхозяйного имущества.

Для своевременной постановки на учет как бесхозяйного имущества ГТС защитной дамбы на р. Сылве в с. Филипповка Западно-Уральским управлением направлено письмо в Кунгурскую городскую прокуратуру № 04/62 от 18.01.2010. В октябре 2009 года Кунгурской городской прокуратурой была проведена про­верка безопасности ГТС. По резуль­татам проверки вынесено представ­ление в адрес главы Филипповского сельского поселения с требовани­ем постановки ГТС на учет как бес­хозяйного объекта недвижимости. Кроме того, Кунгурский городской прокурор обратился в суд к админи­страции Филипповского сельского поселения с иском об обязывании постановки на учет дамбы как бесхо­зяйной. Исковые требования судом удовлетворены, письмо № 3/3в-2010 от 02.02.2010.

В ходе проводимых проверок ГТС уточняются сведения о поднадзор­ных бесхозяйных ГТС в соответствии с установленными формами инвен­таризационных документов.

Также в ходе проверок были вы­явлены следующие ГТС, собственник которых не установлен:

1. Суксунский р-н, Поедугинское с/п ГТС пруда № 18 в д. Журавли,

2. Суксунский р-н, Поедугинское с/п ГТС пруда №19 в д. Истекаевка,

3. Суксунский р-н, Киселевское с/п ГТС пруда № 12 в д. Ковалево,

4. Суксунский р-н, Киселевское с/п ГТС пруда № 8 в с. Сабарка,

5. Суксунский р-н, Киселевское с/п ГТС пруда № 10 и 11 в д. Мор­гуново,

6. Суксунский р-н, Киселевское с/п ГТС пруда № 9 «Панаринский», д. Куликово,

7. Суксунский р-н, Киселевское с/п ГТС пруда № 20 в п. Южный,

8. Суксунский р-н, Киселевское с/п ГТС пруда № 7 в д. Брусняр,

9. Суксунский р-н, Киселевское с/п ГТС пруда № 5 и 13 на р. Кисе­лево,

10. Суксунский р-н, Тиссовское с/п ГТС пруда № 3 с. Торговище,

11. Слободского р-на ГТС прудов Карюгенский и Заборский, а также Талицкого рыбхоза (17 ГТС).

О необходимости постановки их на учет как бесхозяйных объек­тов главы администраций муници­пальных образований Управлением уведомлены письмами № 04/256, 04/257, 04/258 от 12.02.2010, № 23-318 от 26.02.2010, № 23-530 от 25.03.2010, а также меж­районная Слободская прокуратура (№ 23-519 от 23.03.2010).

В I квартале 2010 года декла­рации безопасности должны были представить три поднадзорные ор­ганизации (ОАО «ЦБК Кама» (ГТС III класс), ОАО «Бератон» (ГТС IV клас­са), ООО «Уралводоканал» (ГТС III класс)), о чем были заблаговремен­но проинформированы письмами № 04/1506-1504 от 29.12.2009. Ни одна из перечисленных органи­заций декларацию безопасности на согласование не предоставила.

Для осуществления процеду­ры декларирования безопасности Управление обратилось в Берез­никовскую природоохранную про­куратуру (письмо № 04/364 от 01.03.2010) о своевременном де­кларировании ГТС ОАО «Бератон». Прокуратурой запланирована про­верка ОАО «Бератон» по вопро­су соблюдения законодательства о безопасности ГТС, в том числе их своевременного декларирования.

В процессе реструктуризации ОАО «ЦБК Кама» на базе структур­ных подразделений создано новое предприятие ООО «Камбумпром «Очистка», которое является орга­низацией, эксплуатирующей ГТС, – шламонакопитель жидких и про­мышленных отходов. В связи с этим декларация будет пересмотрена и переоформлена на ООО «Камбум­пром «Очистка». Первый этап рабо­ты – преддекларационное обсле­дование. Управлением направлено письмо № 04/466 от 11.03.2010 в прокуратуру Краснокамска о воз­можности совместной внеплано­вой проверки в марте-апреле 2010 года по вопросу оформления де­кларации безопасности ГТС пред­приятия.

ООО «Уралводоканал» приоста­новило работы по проведению экс­пертизы декларации безопасности. По запросу прокуратуры была про­ведена совместная внеплановая проверка по техническому состоя­нию и безопасной эксплуатации ГТС предприятия ООО «Уралводока­нал» (акт проверки № 23-086-11 от 04.03.2010).

ГТС Кировской ТЭЦ-5 филиала ОАО «ТГК-5» «Кировский» в настоя­щее время заключается договор на разработку декларации промыш­ленной безопасности с ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева».

Во исполнение приказа Феде­ральной службы по экологическо­му, технологическому и атомному надзору от 3.02.2010 № 50 «О безопасной эксплуатации и рабо­тоспособности гидротехнических сооружений, поднадзорных Феде­ральной службе по экологическо­му, технологическому и атомному надзору, в период весеннего по­ловодья и паводка 2010 года», в целях своевременной подготовки к пропуску весеннего половодья и паводков 2010 года Западно-Уральским управлением Ростехнад­зора направлены письма в поднад­зорные организации от 18.02.2010 № 04/294 о предоставлении ин­формации о ходе подготовки ГТС к пропуску паводка по следующим вопросам:

- организация оперативного кон­троля за состоянием безопасности ГТС;

- готовность служб и аварийно-спасательных бригад к выполнению работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на ГТС;

- подготовка к осуществлению комплекса превентивных мероприя­тий по снижению риска возникнове­ния чрезвычайных ситуаций, смягче­нию их последствий и уменьшению ущерба, а именно:

- приведение ГТС в технически исправное состояние;

- выполнение планов обеспече­ния безопасности ГТС в части ме­роприятий, направленных на по­вышение их готовности к пропуску паводка.

Получена информация от 14 предприятий и 31 муниципальной организации о готовности к паводку 2010 года.

В ходе плановых и внеплановых обследований организаций про­водится проверка готовности ГТС к пропуску паводка.

В соответствии с годовым пла­ном, по запросам прокуратуры и по исполнению предписаний про­верены ГТС: Гремячинского, Ильин­ского, Гайнинского, Чернушинского, Частинского р-в, Чермозского г/п, Майкорского, Пожвинского, Со­сновского, Юрлинского с/п, ГТС ОАО «Нытва», г. Добрянки. Проверен­ные ГТС подготовлены к пропуску паводка.

Сообщений о нарушениях на гидротехнических сооружениях во время паводка не поступало.

Основные проблемы по эксплуа­тации ГТС – это отсутствие обучен­ного персонала у муниципальных образований для качественного об­служивание ГТС, выполнение меро­приятий по декларированию ГТС. Недостаточно уделяется внимания проведению инвентаризации и определению собственников бес­хозяйных ГТС.

Общее состояние и противоава­рийная устойчивость поднадзорных гидротехнических сооружений удо­влетворительная.

Надзорная деятельность за ГТС осуществляется в соответствии ад­министративным регламентом ис­полнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государствен­ной функции по осуществлению го­сударственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидро­технических сооружений и других нормативных документов.