Печать

НАДЗОР (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)

Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обеспечения комплексной безопасности»

Южанин C.Н., заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Тематика данной конференции не теряет своей актуальности, по­тому что, действительно, пробле­мы промышленной безопасности были, есть и будут. наша основная задача как была, так и осталась – надзор за безопасным ведением работ в промышленности, а также оказание консультационной помо­щи предприятиям. мы стремимся не оштрафовать, не остановить производство, а оказать помощь, совместно работать. потому что проблем, конечно, очень много. И по Приволжскому федеральному округу, и по России – в целом.

Мировое сообщество обра­тило внимание на вопросы промышленной безопас­ности в 70-х годах ХХ века. Подпи­санная в 1992 году Конвенция ООН о трансграничном воздействии про­мышленных аварий, а также раз­работанные в России правовые, организационные, технические и экономические меры для снижения риска аварий при эксплуатации опас­ных объектов обусловили принятие в 1997 году федерального закона «О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов». Ряд соответствующих норм принят и в странах Содружества. В существую­щей законодательной базе есть ряд противоречий, эти документы все еще до конца не отработаны, но вне зависимости от этого каждое пред­приятие в своей работе обязано ру­ководствоваться главным принципом – безопасностью.

Любой опасный производствен­ный объект начинается с проектиро­вания.

Вопрос о надежности искусствен­ных сооружений встал перед пер­вым строителем еще в ту пору, когда люди жили в пещерах, а может, и раньше: ведь животные сооружают свои жилища, не опираясь на закон, но стремясь сделать их максимально безопасными.

Для проектировщиков очень важно соблюдать требования нормативных документов, но при этом необходимо исключать всякую возможность воз­никновения опасных ситуаций, сни­жать вероятность их возникновения до минимума. Промышленная без­опасность обеспечивается не только в режиме эксплуатации и при прове­дении строительно-монтажных работ – очень важно предусмотреть воз­можный риск возникновения произ­водственной аварии и предотвратить ее еще на стадии проектирования.

На сегодняшний день мы сталки­ваемся с проблемой, когда предпри­ятие объявляет тендер на проведение работ по проектированию и выбирает обычно те организации, которые про­сят дешевле. Но хороший специалист не может стоить дешево. Как проекты могут быть выполнены качественно, если руководитель и специалисты, которые их выполняют, часто не атте­стованы на знание наших требований и нормативных документов по про­мышленной безопасности? Значит, они их и не знают.

Дальше, если говорим про опас­ный производственный объект. Про­ект выполнен, идет монтаж, строи­тельство, изготовление оборудования. Появляются подрядные организации, которые дороги сердцу руководителя, допустим, которые дешевле, – работа идет некачественная.

Процесс эксплуатации. Проблемы в эксплуатации на сегодняшний день в Пермском крае такие же, как и по всей России, – это старение основ­ного оборудования (и физическое, и моральное). Морально стареет, технологии старые, не обеспечена аварийная и противоаварийная за­щита. Трудно привести в соответствие с Правилами 2003 года оборудова­ние, которое выпущено 50-60 лет назад. И при этом органам надзора говорят: вы должны повышать пока­затели, требовать от руководителей исполнения норм. А это, конечно же, требует от предприятий огромных финансовых затрат. Руководитель должен вкладывать, должен обеспе­чивать промышленную безопасность на своем предприятии, поскольку он отвечает за людей, за их безопасность при ведении тех или иных работ.

Не проходит и недели, чтобы средства массовой информации не сообщали об очередном обрушении балкона, балки, лестничного пролета или здания целиком. География этих событий широка и охватывает города по всей территории России. Понима­ние причин аварий и своевременная диагностика позволят предотвратить новые катастрофы, сберечь челове­ческие жизни.

В чем же причина?

Разные причины пересекаются и могут влиять друг на друга. Так, не­достаточные меры по увеличению сейсмостойкости здания на этапе проектирования могут стать предпо­сылкой к его обрушению в результате землетрясения, а замена одинарного остекления двойным может приве­сти к более серьезным последствиям взрыва, так как его сила будет на­правлена не вовне, а внутрь здания. Однако данные по авариям, проис­шедшим за последние годы, неопро­вержимо доказывают, что причиной обрушения здания на 99% является неверное действие или бездействие человека.

В законе № 116-ФЗ «О про­мышленной безопасности опасных производственных объектов» четко прописано, что «на опасных произ­водственных объектах экспертизе промышленной безопасности, наря­ду с другими техническими устрой­ствами и документами, подлежат здания и сооружения». Но единой системы проверки и содержания зданий, руководящих документов и прописанных правил безопасности на сегодняшний день нет, отраслевыми ведомствами разработаны только отдельные рабочие нормативы. В соответствии с законом, собственник зданий и сооружений приглашает экспертов, которые разрабатывают программу и согласовывают план действий с Ростехнадзором: каким образом назначать следующее обследование зданий и сооружений и выделять деньги на планово-предупредительный ремонт. Но это касается только ОПО, для зданий же общего пользования и жилых домов никакие нормы вообще не предусмотрены. Теоретически сроки эксплуатации здания и нормы его обследования должны быть уже заложены в проекте, но на практике эксперты редко встречаются с такой предусмотрительностью.

Все это говорит о том, что проблем много, и проблемы надо решать. Федеральный закон «О промышленной безопасности» уже в 1997 году говорил о том, что предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано осуществлять производственный контроль. Вот основная задача эксплуатации – осуществлять производственный контроль!

На сегодняшний день производственный контроль носит очень формальный характер на небольших предприятиях. На более крупных предприятиях это серьезный стандарт качества, разрабатываемый предприятием.

Еще один большой вопрос – страхование. Органы надзора осуществляют контроль за тем, чтобы каждое предприятие было застраховано. Предприятие страхует! Что страхует? Страхует третьих лиц на случай аварии. Здесь как-то не очень понятно, какое третье лицо. Сотрудники этого предприятия, которые не работают на опасном производственном объекте, в случае аварии будут являться третьими лицами? Или только те третьи лица, которые окажутся за забором предприятия? Неясно.

Не предусмотрена также градация. Страхование идет от количества опасного вещества. Допустим, берем три тонны аммиака. На предприятии, которое введено в эксплуатацию год назад, и на предприятии, которое в эксплуатации уже 50 лет, сумма страхования одинаковая. Простите, а состояние промышленной безопасности? Федеральный закон «О промышленной безопасности» в данном случае не отвечает на этот вопрос.

Безусловно, мы предполагали, что страхование может стать рычагом в обеспечении промышленной безопасности, и может, и должно стать этим рычагом. Например, пришли бы органы государственного надзора, проверили бы предприятие и сказали, что на сегодняшний день его состояние промышленной безопасности не соответствует требованиям (можно разработать критерии). Тогда хозяин этого предприятия должен был бы заплатить такие страховые суммы, и не только третьим лицам, но и тем, кто работает на данном предприятии. Но вот сегодня это не реализовано.

Поэтому, если мы говорим о промышленной безопасности, то предприятие будет заниматься промышленной безопасностью и будет вкладывать деньги в ее обеспечение только тогда, когда ему это будет экономически выгодно. Если этого не будет, то, конечно, органам надзора очень сложно будет требовать выполнения требований, заложенных в нормативных документах.

Экологическая безопасность

С глобальной точки зрения безопасность России состоит из экологического, социального, политического, медицинского и экономического компонентов.

На первом месте среди них стоит экологическая безопасность, так как она служит основой, влияющей на все остальные составляющие. Когда на любом уровне специалисты начинают обсуждать промышленную безопасность, зависящую от соблюдения старых или новых технологий, речь непременно зайдет и о факторах экологического риска. Экономика также тесно связана с этим понятием, особенно когда невозобновляемые природные ресурсы бездумно растрачиваются ради сиюминутных выгод.

Медицинский, или более широко – социальный, риск может вывести нас на здоровье человека. Кроме того, в этой области существуют и о тдаленные аспекты, которые связаны с демографией. Любой ущерб, о каком бы ни зашла речь, – это потери: минимальные, высокие, глобальные. Если же взять за основу экологический фактор, то через него всегда можно выйти на любые другие ущербы.

В настоящий момент практически не существует локальных экологических проблем: чрезвычайно актуальна проблема переноса загрязняющих веществ через атмосферу и трансграничные водные объекты из одной страны в другую, с одного континента на другой. Три основные составляющие жизни – экономика, политика и экология – находятся в тесной взаимосвязи. При обострении ситуации в двух сферах человеческой деятельности, особенно когда сталкиваются интересы экономики и политики, давление на нижнюю составляющую – экосистемы и природные комплексы – резко возрастает. То есть, отдавая предпочтение прибыли и стремясь избежать конфликта с соседним государством, мы во много раз увеличиваем риск возникновения серьезных экологических проблем. При этом, говоря о развитии внешних политических отношений, не стоит забывать и про внутренние: если происходит загрязнение окружающей среды, наносится вред здоровью человека, то возможны какие-то политические эксцессы уже внутри государства. К сожалению, экономика и здесь оказывается во главе экологии.