МЧС
Оксана БУТИНА, начальник группы пропаганды и связи с общественностью ГУ МЧС России по Пермскому краю.
Три месяца прошло с того дня, когда на пульт единой дежурно-диспетчерской службы поступило тревожное сообщение об отключении фильтровальной станции в Краснокамске.15 февраля без воды осталось 1330 жилых домов с числом жителей 56 тыс. человек (из них 5 тыс. – жители частного сектора), 15 школ, 26 детских садов и 4 больницы.
Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям в тот же день были приостановлены занятия в школах и детских садах.
Экстренно был создан штаб МЧС. Открыты точки раздачи питьевой воды. Неделю сотрудники МЧС и ОВД осуществляли дежурство на каждом пункте раздачи воды, координировали ее подвоз в социальные учреждения и отвечали за адресную доставку.

Интервью с заместителем начальника главного управления МЧС России по Пермскому краю полковником Александром Алексеевичем Стяжкиным.
– Александр Алексеевич, ситуация в Краснокамске высветила текущие проблемы с водоснабжением. Что привело к тому, что жители этого города вынуждены пить техническую воду?
– Во-первых, безответственное отношение местных властей к вопросам водоснабжения, допустивших передачу водозабора в частные руки и, как следствие, утративших контроль над этим.
Во-вторых, большой износ сетей водоснабжения, несоответствие системы водоснабжения требованиям (в том числе и нашим) по количеству и по устройству водозаборов. Должно быть два водозабора, из которых один является подземным, базируется на подземном источнике. Помимо этого, в этом городе должны быть емкости для создания трехдневного запаса воды в случае отключения.
В-третьих, власти Краснокамска и Краснокамского муниципального района не вынесли уроков из предыдущих ситуаций (каждый в своей доле ответственности должен за это отвечать). Аналогичные ситуации в Краснокамске мы имеем каждый год, и каждый год спотыкаемся на одном и том же месте. Первый раз, когда в городе отключили водоснабжение из-за угрозы сброса воды из биологических сооружений Перми. На следующий год по ошибке оператора на фильтровальной станции произошло повышенное хлорирование воды, что привело к недопущению ее использования, и потом пришлось промывать систему. И третий раз – в феврале этого года, когда произошел сброс загрязняющих веществ на одном из предприятий.
– Какова ситуация в Краснокамске на сегодняшний день?
– На сегодняшний день ситуация с водоснабжением стабилизировалась, подача воды производится. Качество воды нормам не соответствует. Об этом знают все надзорные и контрольные органы. В настоящее время проводится определенная работа по решению данной проблемы. Предложенные на совещании главного федерального инспектора варианты носят как временный, так и долгосрочный характер. В частности, необходимо определение нового водоисточника. Принято решение о подключении Краснокамска к Чусовским очистным сооружениям, находящимся в Перми. Этот проект затратный, но он значительно дешевле того, который предлагается в качестве альтернативного.

Альтернативный вариант основан на подземном водоисточнике поселка Майский. Там пока не исследованы до конца запасы питьевой воды. Поэтому делать ставку на данный водоисточник пока нельзя.
На заседании у главного федерального инспектора по этому вопросу принят ряд довольно серьезных решений, в том числе и по изучению Мокинских месторождений в Краснокамском районе (для создания резервного источника водоснабжения).
Есть ряд нареканий к Краснокамскому городскому поселению в части:
- отсутствия планирования в полном объеме мероприятий по обеспечению населения и предприятий водой;
- неоперативного реагирования на происходящую ситуацию;
- недооценки последствий, что в конечном итоге привело к затягиванию ликвидации и локализации последствий и, как следствие, к недооценке тяжести ситуации, что, возможно, и привело к повышенным финансовым издержкам по нормализации системы.
– Что можно сказать о развитии систем жизнеобеспечения в Перми и крае? в целом, каково их состояние?
– Общая характеристика по системам жизнеобеспечения в крае не отличается от ситуации в целом по стране. Процент износа систем водоснабжения и всех систем жизнеобеспечения составляет от 60 до 80%. С каждым годом ситуация только ухудшается. Необходимых средств в обновление системы, в текущий капитальный ремонт не вводится. Мы латаем дыры, ничего не предпринимая для кардинального изменения ситуации.
В чем здесь проблема? Пусть об этом размышляют экономисты и политики. Заложниками ситуации остаются люди, которые не получают услугу надлежащего качества. Возможно, имеет место и недоработка надзорных органов, в чьей зоне ответственности находятся данные вопросы.