07.04.2010 00:00 | |||
Руководитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю провел выездное расширенное совещание по экологическим проблемам Березниковско-Соликамского промышленного узла В совещании приняли участие Главный федеральный инспектор по Пермскому краю А.П. Андреев, руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти и органов власти Пермского края, представители научных учреждений, главы администраций городов Березники и Соликамск и руководители крупнейших предприятий промышленного узла.
Лившиц Э.А., руководитель управления Росприроднадзора по Пермскому краю: – Современное состояние окружающей среды Пермского края характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, накоплением огромного количества отходов производства и потребления. Качество окружающей среды Пермского края определяется: - высокой техногенной нагрузкой на природную среду и население, обусловленной многоотраслевой экономикой и концентрацией промышленных производств; - долговременным негативным воздействием на природные комплексы и долгосрочностью последствий этого воздействия; - использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства; - сосредоточением крупнотоннажного промышленного производства, вносящего доминирующий вклад в формирование воздействия на окружающую среду в отдельных, достаточно изолированных промышленных узлах, таких как Березниковско-Соликамский. Город Березники находится на 1 месте в Пермском крае по суммарному уровню антропогенной нагрузки и занимает 1 место по образованию и размещению отходов в природной среде, 1 место по объему сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты, 2 место по выбросам загрязняющих веществ от автотранспорта, 6 место по выбросам в атмосферный воздух от стационарных (промышленных) источников. Город Соликамск находится на 4 месте по суммарному уровню антропогенной нагрузки и занимает 2 место по образованию и размещению отходов в природной среде, 2 место по объему сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты, 5 место по выбросам загрязняющих веществ от автотранспорта, 23 место по выбросам в атмосферный воздух от стационарных (промышленных) источников. Производственная деятельность, интенсивное использование природных ресурсов без учета их рационального использования и охраны на протяжении десятилетий нанесли огромный экологической ущерб окружающей среде, создали серьезные экологические проблемы в городах Березники и Соликамск. Государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информациюnо ее состоянии, закрепленную в ст. 42 Конституции Российской Федерации, возмещение экологического ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, требует нового осмысления и принятия действенных и жестких мер и решений. Пора изменить административный подход к природоохранной деятельности на экономический и лечить причину, а не следствия. Ответственность за осуществление государственного экологического контроля, государственного управления и регулирование в сфере охраны окружающей среды и принятие мер по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Пермского края, и конкретно в Березниковско-Соликамском промышленном узле, возложена как на контрольно-надзорные органы, так и на органы государственной власти Пермского края и администрации Березников и Соликамска, а в первую очередь, на промышленные предприятия, осуществляющие производственную и хозяйственную деятельность на территории этих городов. В настоящее время экологическая политика предприятий в условиях полной экономической самостоятельности большинства организаций, бездействие правительства Пермского края, органов местного самоуправления является преступной для окружающей среды, представляет экологическую угрозу для безопасности Российской Федерации и комфортного существования человека. Государственный экологический контроль на территории края осуществляют Управление Росприроднадзора по Пермскому краю по объектам, подлежащим федеральному экологического контролю и правительство Пермского края в лице Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края по всем объектам, не входящим в перечень объектов федерального экологического контроля. Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю в 2008-2009 годах проведена 31 проверка предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Березниковско-Соликамского узла по соблюдению природоохранного законодательства. В ходе проверок выявлено 26 нарушений за конодательства в сфере охраны окружающей среды. Виновные лица привлечены к административной ответственности. Информация по результатам проведенных проверок, а также материалы проверки двух предприятий (ОАО «Уралкалий» и ОАО «Азот») направлены в органы прокуратуры. Принимаемые меры административной ответственности за нарушения природоохранного законодательства являются недостаточными для комплексного решения экологических проблем Березниковско-Соликамского промышленного узла и значительного улучшения экологической обстановки. Основными экологическими проблемами как Березников, так и Соликамска являются: - загрязнение атмосферного воздуха, а именно содержание в нем загрязняющих веществ выше предельно допустимых концентраций; - загрязнение водных объектов вследствие превышения предельно-допустимых концентраций и установленных нормативов сброса загрязняющих веществ промышленными предприятиями; - накопление на городских территориях сотен миллионов тонн промышленных отходов, размещение их в непосредственной близости от водных объектов, низкая степень использования отходов и отсутствие мероприятий, направленных на поиск и внедрение прогрессивных малоотходных технологий на промышленных предприятиях. Наибольший экологический эффект по снижению нагрузки на атмосферный воздух может быть достигнут при выполнении следующих мероприятий: - совершенствование технологических процессов и системы регулирования выбросов; - разгрузка транспортных потоков с целью снижения загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом; - проведение предприятиями подфакельных наблюдений в период НМУ; - немедленная передача информации в органы федерального и регионального контроля о разовых превышениях ПДК в природных средах (подчас она приходит через 2-3 недели или несколько месяцев); - совершенствование системы контроля за соблюдением технологических регламентов; - внедрение региональных систем мониторинга атмосферного воздуха, приобретение экспресс-лабораторий. Особое внимание следует уделить мерам по ужесточению выполнения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). Для снижения загрязнения водных объектов необходимо: - строительство, реконструкция очистных сооружений на промышленных предприятиях; - проведение промышленными предприятиями мероприятий, направленных на сокращение сбросов сточных вод; - ликвидация водовыпусков предприятий-водопользователей, осуществляющих сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты; - снижение объемов сбрасываемых сточных вод, массы загрязняющих веществ в Камское водохранилище ООО «Промканал» г. Березники; - снижение объема сброса сточных вод, массы загрязняющих веществ в малые реки г. Березники (Зырянка, Ленва, Толыч), г. Соликамск (Черная); - строительство, реконструкция, замена сетей водопровода, канализации с целью сокращения потерь воды при транспортировании на предприятия и населению. В целях уменьшения объемов образования отходов необходимы: - разработка системы обращения с отходами производства и потребления на территории г. Березники и Соликамск; - запрещение дальнейшего размещения отходов и объектов их накопления в городской черте, водоохранной зоне, в руслах малых рек; - проведение научно-исследовательских работ по поиску путей и строительство производственных мощностей по использованию отходов содового производства ОАО «Березниковский содовый завод», ООО «Сода-Хлорат», калийных предприятий; - возобновление производства технической соли из галитовых отходов (содержание хлорида натрия 95%) ОАО «Уралкалий»; - рекультивация бывшего полигона промотходов III-V классов опасности ОАО «Бератон»; - строительство нового полигона ТБО в Соликамске и рекультивация действующей свалки ТБО, расположенной в настоящее время в городской черте; - проведение мероприятий промышленными предприятиями, направленных на сокращение образования отходов. Несмотря на сложную экологическую обстановку, Правительством Пермского края, администрациями г. Березники и Соликамск не принимаются меры по разработке и реализации программ по охране окружающей среды на территории края и городских поселений. В соответствии со ст. 6 и 7 федерального закона «Об охране окружающей среды», в полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов входит: - определение основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта, городского округа; - принятие и реализация региональных и городских программ в области охраны окружающей среды; - организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; - участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды. Природоохранные мероприятия, предусмотренные администрациями г. Березники и Соликамск в составе планов стратегического развития городов носят формальный характер и направлены, в основном, на благоустройство территорий, не решают проблему улучшения состояния атмосферного воздуха, водных объектов, уменьшения загрязнения земель опасными веществами при размещении отходов. При подготовке к совещанию Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю совместно с Западно-Уральским управлением Ростехнадзора проанализированы представленные крупными предприятиями Березников и Соликамска природоохранные мероприятия. Были сформированы предложения по снижению выбросов, сбросов, образования отходов на 2010-2014 годы на территории Соликамско-Березниковского промышленного узла, которые предложены к обсуждению и рассмотрению на совещании. В то же время следует отметить, что предложенные мероприятия позволяют лишь незначительно уменьшить выбросы, сбросы, образование отходов в Соликамко-Березниковском промышленном узле и не приведут к решению всех экологических проблем городов и стабильному улучшению экологической обстановки. Представленные планы развития производства предприятий показывают рост производственных мощностей в 2010-2014 годах наряду с резким уменьшением финансовых средств, направленных на реализацию природоохранных мероприятий, что практически сведет на нет предусмотренное уменьшение нагрузки за счет запланированных мероприятий. В последние годы обновление основных фондов предприятий, сопровождающееся внедрением малоотходных технологий, проводится медленно или совсем не проводится. Представленные предприятиями планы природоохранных мероприятий на 2010-2014 годы не ликвидируют экологический ущерб, нанесенный в предыдущие годы и в текущий период. С низкой активностью формируется инфраструктура, обеспечивающая сбор, транспортировку, переработку отходов. Основной операцией, завершающей жизненный цикл отходов, остается их размещение. Учитывая, что более 60% выбросов загрязняющих веществ в г. Березники и Соликамск приходится на автотранспорт, администрациями не разработаны меры по оптимизации схемы его движения, либо ограничению движения в период неблагоприятных метеоусловий. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов в Соликамско-Березниковском промышленном узле промышленными предприятиями, бездействие правительства Пермского края и администраций г. Березники и Соликамск привели к загрязнению и разрушению природных объектов, потере и перерождению многих видов растительного и животного мира Пермского края, вызвали образование оползней, обрушение в бортах карьеров и отвалов, деформацию массива горных пород и земной поверхности, оседание земной поверхности, подтопление земель, нарушение гидрохимического режима подземных вод. Анализ существующей экологической ситуации на территории Березниковско-Соликамского промрайона показал актуальность и необходимость разработки и реализации комплекса мер и комплексных программ, направленных на предотвращение (устранение) экологического ущерба, нанесенного окружающей среде в результате хозяйственной деятельности предприятий, основной целью которых должно быть максимальное уменьшение воздействия вредных факторов техногенного и антропогенного характера на воздушный бассейн, поверхностные и подземные воды, земельные ресурсы, растительный и животный мир, решение конкретных задач и их ресурсное обеспечение. Экологические проблемы будут решаться комплексно По итогам расширенного совещания была отмечена актуальность проблемы, при этом констатировалось отсутствие в Пермском крае с 2006 года краевой целевой программы по охране окружающей среды, что затрудняет принятие муниципальных программ по улучшению экологического состояния территорий. Органам местного самоуправления городов Березники и Соликамск было предложено разработать городские программы по охране окружающей среды на основе предложений промышленных предприятий и подготовить предложения по созданию городской системы мониторинга окружающей среды. Кроме того, министерству природных ресурсов Пермского края совместно с администрацией г. Березники до 15 апреля 2010 года, в целях решения проблемы по снижению уровня загрязнения реки Кама, было предложено создать рабочую группу по разработке мер, направленных на комплексное решение проблемы очистки сточных вод и достижению установленных нормативов сброса загрязняющих веществ в р. Каму. Промышленные предприятия городов тоже не остались без внимания, они представят в администрации городов Соликамск и Березники предложения по снижению негативного воздействии на окружающую среду, по утилизации накопленных отходов и по обеспечению нормативной очистки промышленных стоков, поступающих в конечном итоге в Камское водохранилище. Информация о выполнении принятых решений будет заслушана на выездном совещании в третьем квартале текущего года.
|