Поиск по сайту:
 
 
Главная Анонсы Безопасность организаций оборонно-промышленного комплекса как условие реализации госпрограммы вооружения (ПБ № 4 2017) / АНОНС
20 | 11 | 2018
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

Безопасность организаций оборонно-промышленного комплекса как условие реализации госпрограммы вооружения

 Из выступления на пленарном заседании III Форума-диалога "Промышленная безопасность - ответственность государства, бизнеса и общества". 


Бесперебойность работы предприятий ОПК - залог национальной безопасности. Любая авария, любой инцидент чреваты не только людскими потерями и материальным ущербом самого предприятия. Длительный простой производственных мощностей может порвать цепочки кооперации и сорвать мероприятия госпрограммы вооружений.


Увеличение объемов выпуска оборонной продукции (в рамках новых задач гособоронзаказа) влечет за собой повышение технологических рисков, связанных с:

1) эксплуатацией изношенного оборудования, зданий и сооружений;

2) вовлечением в активный производственный цикл законсервированных производственных мощностей, находящихся далеко не в блестящем техническом состоянии;

3) недостатком квалифицированных кадров.




Пленарное заседание III Форума-диалога "Промышленная безопасность - ответственность государства, бизнеса и общества"

 

Согласно установленной компетенции, Ростехнадзор осуществляет 11 юридически самостоятельных контрольных функций по 28 отраслевым направлениям. Из них основными, затрагивающими предприятия ОПК, являются 5:

1) промышленная безопасность - безопасность химических, металлургических процессов, горных и буровых работ, применения взрывоопасных веществ, оборудования под давлением и грузоподъемных механизмов;

2) безопасность ГТС (от крупных плотин до сооружений берегоукрепления);

3) безопасность электрических и тепловых установок и сетей, включая крупные энергоустановки потребителей;

4) госстройнадзор в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капстроительства, а также объектов, возводимых за счет средств федерального бюджета (в рамках данного надзора проверяется соответствие объекта и строительных работ обязательным требованиям и проектной документации);

5) безопасность объектов использования атомной энергии.

Нужно отметить, что мы не контролируем производство ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. В части "мирного атома" в течение многих лет нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации, аварий, а также событий с радиационными последствиями не зарегистрировано.

В указанных сферах Служба осуществляет:

1) нормативно-правовое регулирование (всего 3 надзорных органа в стране наделены такими полномочиями);

2) лицензирование (в частности, мы выдаем лицензии на эксплуатацию ОПО I, II и III классов, а также на деятельность, связанную с обращением взрывчатых веществ промышленного назначения);

3) контроль соблюдения обязательных требований.

Предмет наших проверок - соблюдение обязательных требований к безопасности технологических процессов, противоаварийной готовности, а также соответствующих требований к работникам.

Из почти 1,5 тыс. организаций, включенных в сводный реестр ОПК, практически на каждом заводе есть поднадзорные Службе объекты. В основном, это газовые сети, сосуды под давлением, краны, электрические сети, дизельные электростанции, котельные и тепловые сети. Суммарно - около 8 тыс. ОПО и почти 400 тыс. объектов энергонадзора. Почти на каждое предприятие выходят наши инспектора.

В "среднем по больнице" показатели аварийности и смертельного травматизма сопоставимы со средними показателями по стране. Сегодня эти показатели (по всем типам ОПО) являются минимальными за всю историю такой сводной статистики, несмотря даже на трагедию, произошедшую на шахте "Северная" (в 2016 году произошло 152 аварии, суммарное количество погибших - 186 чел., при этом количество погибших в результате аварий - всего 80).

Вместе с тем, среди предприятий ОПК есть особый сегмент. На особом контроле Ростехнадзора - 413 ОПО, на которых ведутся работы с наиболее опасными веществами (42 объекта I класса опасности, 48 объектов II класса, 323 объекта III класса опасности). Это - объекты хранения и уничтожения химического оружия, объекты производства взрывчатых веществ, порохов и ракетных топлив, объекты снаряжения и утилизации боеприпасов, ракет и их составных частей. Эксплуатируются эти объекты 234 организациями.

На этих 413 объектах растет и аварийность (в 2016 году - 6 аварий, в 2011-м - 0), и смертельный травматизм (в 2016-м - 11 погибших, в 2011-м - 0). 

Наша главная головная боль - пороховые заводы. Только на трех предприятиях (ФКП "Тамбовский пороховой завод", ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод", ФКП "Пермский пороховой завод") в течение 2014-2016 годов произошло 7 аварий, суммарный экономический ущерб от которых составил свыше 70 млн.руб.

Все аварии имеют сходные причины: нарушения технологии производств, формальное осуществление производственного контроля, высокая доля ручного труда, низкая квалификация персонала, личная недисциплинированность работников. Необходимо особо отметить, что среди погибших - ученики и сотрудники без опыта работы с опасными веществами, не имеющие допусков к самостоятельной работе.

Такая ситуация не уникальна, схожие нарушения мы фиксируем и на других предприятиях ОПК. К названным можно добавить и такие характерные нарушения обязательных требований, как:

1) использование зданий, сооружений и технических устройств с истекшими сроками эксплуатации;

2) нарушение требований при эксплуатации электрооборудования во взрывоопасных зонах;

3) недостаточная готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Всего в 2016 году Ростехнадзором проведено более 2 тыс. проверок в отношении поднадзорных предприятий ОПК, выявлено почти 14 тыс. нарушений.

Для данных случаев действующим законодательством к полномочиям Ростехнадзора отнесено применение целого ряда наказаний - административных штрафов, дисквалификация руководителей и специалистов эксплуатирующих организаций, приостановка деятельности предприятий, передача материалов в суд для аннулирования лицензий.

Понимая специфику функционирования отрасли, мы не злоупотребляем жесткими методами. В 2016 году в отношении организаций ОПК и их должностных лиц наложены административные штрафы на общую сумму более 41 млн.руб. В наиболее вопиющих случаях, при наличии непосредственной угрозы аварии, применялось административное приостановление деятельности (24 раза).

При этом мы практически не применяем такую меру наказания, как дисквалификация руководителей. Но иногда мы просто не можем не реагировать на ситуацию, когда наша лояльность приведет к аварии, а соответственно, и к срыву исполнения гособоронзаказа.

Зачастую выявляемые нашими инспекторами нарушения при очередной плановой проверке повторяются вновь. В этой связи Ростехнадзором прорабатывается вопрос установления ответственности за систематические грубые нарушения требований промбезопасности, несущие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, даже если авария не произошла. В рамках данной работы нами подготовлены поправки в Уголовный кодекс.

Обращаю особое внимание: согласно требованиям законодательства, на предприятиях должна быть организована и функционировать система производственного контроля, включающая совокупность организационно-технических мер для самоконтроля и предупреждения нарушений требований промбезопасности. Это - неотъемлемая часть производства.

Формально это требование выполняется: разрабатываются положения о производственном контроле, назначаются ответственные лица, направляются отчеты в Ростехнадзор. При этом на предприятиях задействован огромный штат специалистов, значительно превышающий штатную численность инспекторского состава надзирающего управления Ростехнадзора. Однако инспекторы выходят на плановую проверку и находят в десятки, а иногда и в сотни раз больше очевидных нарушений, чем фиксируют службы производственного контроля.

Более того, с 2013 года (это требование установлено законодательно) во всех организациях, эксплуатирующих объекты I и II классов опасности, на базе систем производственного контроля должны быть созданы полноценные системы управления промбезопасностью, включающие в себя комплекс мер правового, организационного, технического, экономического, информационного, образовательного и социального характера в целях снижения риска аварий. Большинство из них и сегодня существуют только на бумаге: необходимые документы просто скачиваются в Интернете.




Пленарное заседание III Форума-диалога "Промышленная безопасность - ответственность государства, бизнеса и общества"

 

В эту работу слабо вовлечены ведомства и управляющие компании, в ведении которых находятся производства взрывоопасной продукции.

А ведь стабильный технологический процесс - это не только безаварийная работа предприятий, но и необходимое условие выпуска качественной продукции и выполнения гособоронзаказа в установленный срок.

Вместе с тем, в ОПК есть и примеры лучшей практики, достойные тиражирования. Прежде всего, это - завершающийся 15-летний цикл безаварийного уничтожения химического оружия. К настоящему времени на 6 объектах химическое оружие уничтожено полностью, Ростехнадзор продолжает контроль технологических процессов по уничтожению химического оружия на объекте "Кизнер" в Удмуртской Республике. При этом аварий и серьезных инцидентов не фиксировалось, а количество нарушений - минимально.

Общая проблема для всех поднадзорных объектов, о которой уже говорилось, - во многих случаях вроде бы обученные и аттестованные специалисты не только не обеспечивают безопасную эксплуатацию, но и сами, нарушая обязательные требования (действуя "наоборот"), провоцируют аварии. В ходе учебных тревог нами постоянно фиксируется недостаточный уровень слаженности аварийных и диспетчерских служб, слабое знание их работниками своих обязанностей. Что тогда говорить о рядовых сотрудниках?

Всё это указывает на то, что и учатся специалисты только "для корочки", и их аттестация зачастую носит формальный характер.

Ситуацию нужно менять в корне. Госдумой принят в первом чтении разработанный Ростехнадзором законопроект, формирующий новую правовую основу аттестации руководителей и специалистов поднадзорных организаций.

В соответствии с поручением Правительства подготовлены и проходят согласования поправки к этому законопроекту, нацеленные на наведение порядка и в вопросах их подготовки (обучения).

После долгих дискуссий в прошлом году принят федеральный закон, предусматривающий введение института внештатных инспекторов в области промбезопасности из числа профсоюзных работников и работников эксплуатирующих организаций. К нашим проверкам и к расследованию аварий мы сможем привлекать общественных инспекторов из числа профсоюзных инспекторов труда.

Кроме того, они будут обязаны информировать Ростехнадзор о нарушениях, выявленных ими в ходе самостоятельных проверок по профсоюзной линии. Приказ, определяющий порядок привлечения общественных инспекторов к нашей работе, подписан и находится на регистрации в Минюсте.

Предлагаю обсудить перспективы разворачивания такой работы на предприятиях ОПК - с учетом как всех "режимных" ограничений, так и требований к квалификации. Надеюсь, что общественные инспектора станут не только нашими, но и вашими помощниками.

В рамках поставленных президентом России задач Ростехнадзор постоянно совершенствует методологию контрольно-надзорной деятельности, в том числе и на предприятиях ОПК. Уже с 1 января 2014 года в области промбезопасности внедрена риск-ориентированная модель надзора, основанная на классификации ОПО по четырем классам опасности. При этом:

- на объектах чрезвычайно высокой опасности (в том числе объектах спецхимии, объектах хранения и уничтожения химического оружия), помимо ежегодных проверок, осуществляется постоянный госнадзор;

- на объектах высокой опасности (II класс) - плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в год;

- на объектах средней опасности (III класс) - проверки не чаще одного раза в течение трех лет;

- на объектах низкой опасности (IV класс) плановые проверки не проводятся.

Как результат, за три года количество плановых проверок в области промбезопасности сократилось на 73%, а всего, с учетом других видов надзора, в которых риск-ориентированный подход еще не реализован, - на 47%. Общая тенденция к снижению количества проверок, как показала практика, осуществляется без ущерба общему уровню безопасности.

Ключевая задача этого года - обеспечить применение риск-ориентированных подходов по всем основным контрольным функциям Службы.

В области промышленной безопасности мы идем на шаг впереди других надзоров и уже внедряем динамическую модель, в соответствии с которой проверочные мероприятия будут планироваться исходя не только из класса опасности, но и из категории риска каждого конкретного объекта. В настоящее время идет накопление данных и категоризация объектов. На сегодня критерии риска присвоены уже почти 4 тыс. объектов.

Ростехнадзор разработал проект постановления Правительства, предусматривающего введение риск-ориентированной модели госэнергонадзора. В качестве основной характеристики для отнесения поднадзорных организаций к определенной категории риска взята установленная и(или) передаваемая мощность.

Основной вектор дальнейшего совершенствования надзорной функции Службы - внедрение системы дистанционного контроля промбезопасности. В 2016 году Ростехнадзором реализовывались пилотные проекты на 6 объектах нефтегазового комплекса, во многом похожая система внедряется и на угольных шахтах.

В прошлом году мы продемонстрировали возможности нашей системы председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву на примере одного из нефтеперерабатывающих предприятий в Волгограде. Работа системы получила высокую оценку. Отмечу, что система построена на базе отечественного программного продукта, не имеющего аналогов в мире. Ее в инициативном порядке разработала "Российская корпорация средств связи" - предприятие в контуре госкорпорации "Ростех". Сейчас идут тестовые испытания и доработка применения этой системы в различных отраслях.

В этом году необходимо завершить пилотные проекты и приступить к практическому внедрению системы на всех ОПО I и II классов опасности, в том числе - и в ОПК.

Отдельный вопрос, который мы считаем нужным сегодня обсудить, - необходимость ликвидации правовых пробелов в части отсутствия юридически обязательных правил устройства и эксплуатации производств взрывчатых веществ и изделий на их основе. С позиций безопасности эта задача - сверхактуальна, но до настоящего времени разработанный Минпромторгом России нормативный акт Минюстом России не зарегистрирован.




Пленарное заседание III Форума-диалога "Промышленная безопасность - ответственность государства, бизнеса и общества"

 

Ростехнадзор готов взять отдельные положения этого документа, касающиеся сферы промбезопасности, для утверждения в формате федеральных норм и правил и (частично) руководств по безопасности.

Вопросы промбезопасности объектов ОПК - на особом внимании Службы. С учетом имеющихся поручений Правительства России в части своей текущей работы в планах Ростехнадзора - интенсифицировать контроль предприятий ОПК по следующим ключевым точкам:

- соблюдение правил безопасности при технологическом переоснащении и модернизации;

- противоаварийная готовность;

- работа служб производственного контроля и систем управления промбезопасностью;

- уровень подготовленности персонала;

- процессы консервации и ликвидации бесперспективных производств;

- соблюдение требований безопасности при применении отечественного оборудования на объектах ОПК в рамках решения задач импортозамещения (чтобы не снижался уровень безопасности);

- антитеррористическая защищенность объектов.

Все эти направления нашей работы нашли отражение в подготовленном Ростехнадзором проекте Указа Президента РФ об утверждении "Основ государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу". Проект прошел согласования, рассмотрен на Межведомственной комиссии Совета безопасности, доработан и в настоящее время находится в Администрации Президента. Этот документ определит цели, принципы, основные направления и задачи деятельности государства в области промбезопасности. Его принятие позволит сфокусировать работу не только Ростехнадзора, но и других органов госвласти на реализации системных решений, способных качественно повысить уровень защищенности граждан, общества и государства от аварий. Это особенно важно для объектов ОПК, где только совместное межведомственное взаимодействие способно повысить их безопасность.

 

 

Промышленность и безопасность N 4 (114) Апрель 2017
Алёшин А.В.
Руководитель Федеральной службы по экологическому, 
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

 

 
Главная Анонсы Безопасность организаций оборонно-промышленного комплекса как условие реализации госпрограммы вооружения (ПБ № 4 2017) / АНОНС

ГАЗ. НЕФТЬ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ

Межрегиональная специализированная выставка НИЖНЕВАРТОВСК. НЕФТЬ. ГАЗ - 2018



III СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

KIOSH 2019
Критически важные объекты ТЭК: все аспекты безопасности
Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю