Поиск по сайту:
 
 
07 | 10 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

ЦЛАТИ

Федоровская А. Х., заместитель директора филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю», к.х.н.

На протяжении последних двадцати лет в России каждые 2-3 года проходит реорганизация государственных природоохранных органов, ставшая практически традиционной. Безусловно, основная цель этих преобразований – создание природоохранной структуры, способной преодолеть регионально-ведомственный подход к решению экологических проблем, упорядочить природоохранное законодательство путем гармонизации с международным, а самое главное – обеспечить соответствующее качество окружающей среды для здорового образа жизни человека.

К сожалению, в рамках этих благих преобразований, в силу объективных причин, не всегда складывалась ситуация, способствующая повышению эффективности отдельных видов природоохранной деятельности. В частности, это коснулось государственного экологического контроля.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», функции государственного контроля в области охраны окружающей среды были переданы из Ростехнадзора РФ в Росприроднадзор РФ. При этом аналитическая база в лице федеральных государственных учреждений – Центров анализа и технических измерений, без которой невозможна эффективная организация и осуществление государственного экологического контроля, – осталась подведомственной Ростехнадзору. Механизм взаимодействия между Росприроднадзором и ЦЛАТИ устанавливался письмами Ростехнадзора от 17.11.2008 № НФ-44/577 и от 16.06.2009 № НФ-44/1792. Согласно первому письму, федеральным государственным учреждениям «ЦЛАТИ» предписывалось в целях оперативного сопровождения контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора лабораторными исследованиями:

- обеспечить тесное взаимодействие с территориальными органами Росприроднадзора при проведении ими плановых и внеплановых проверок, безотлагательное выполнение необходимых лабораторных исследований в сроки и в объемах, определяемых особенностями контрольных проверок;

- вести учет работ, выполненных по заявкам Росприроднадзора, и ежеквартально предоставлять в центральный аппарат Ростехнадзора сведения о выполненных работах по форме, которая будет доведена дополнительно;

- до принятия решения о выделении Росприроднадзору дополнительных бюджетных ассигнований на проведение лабораторно-аналитических исследований выполнять указанные работы на безвозмездной основе, заключив соответствующие соглашения с территориальными органами Росприроднадзора.

В письме не был определен порядок взаимодействия на случай аварийных ситуаций и жалоб населения. К сожалению, типовое соглашение между территориальными органами Росприроднадзора и «ЦЛАТИ» не было доведено до заинтересованных сторон.

Второе письмо принципиально изменило порядок взаимодействия, установив, что все работы, проводимые по заявкам Росприроднадзора, должны осуществляться только по их письменному обращению и на возмездной основе с обязательным оформлением, в соответствии с действующим законодательством, документов, устанавливающих права и ответственность сторон. При этом отмечалось, что действие предписания, направленного в адрес «ЦЛАТИ» письмом от 17.11.2008 № НФ-44/577, на отношения, возникшие после 1 января 2009 года, не распространяется. Если учесть, что второе письмо было направлено 16 июня 2009 года, то совершенно очевидно, что выполнить это условие было очень сложно, так как период с января по июнь не был обеспечен соответствующим финансированием.

В сложившейся ситуации очень важно было найти форму (способ) взаимодействия между ведомствами, которое позволило бы решить проблему оперативного сопровождения контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора лабораторными исследованиями.

Что было предпринято Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю и «ЦЛАТИ по Пермскому краю» в целях эффективного взаимодействия и надлежащей организации государственного экологического контроля на предприятиях, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю? В августе 2008 года между Управлением Росприроднадзора и «ЦЛАТИ» было подписано соглашение о взаимодействии и порядок его осуществления. В марте 2010 года в него были внесены некоторые изменения, касающиеся, главным образом, организационных моментов, но не изменившие сути и цели этих документов.

Основная задача «ЦЛАТИ» в рамках этого соглашения – проведение измерений и анализов (включая отбор проб) при осуществлении плановых и внеплановых проверок соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации хозяйствующими субъектами, а также в случаях аварийных ситуаций и по жалобам юридических и физических лиц. Кроме того, специалисты ЦЛАТИ участвуют в подготовке материалов для предъявления исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства, подготовке материалов по обоснованию предписаний о приостановке, ограничению деятельности производственных объектов. С целью оценки достоверности данных производственного контроля, передаваемых предприятиями в Управление, ЦЛАТИ осуществляет оценку результатов с точки зрения точности и правильности проведения анализов, соответствия существующим стандартам, достаточной периодичности и частоте отбора проб. По поручению  Управления ЦЛАТИ ведет регистрацию паспортов пылегазоочистных установок предприятий, подлежащих федеральному государственному контролю.

Очень важным моментом в рамках взаимодействия является согласование порядка аналитического обеспечения расследований аварийных ситуаций в выходные и праздничные дни. Согласно установленному Порядку, Управление ежемесячно передает ЦЛАТИ график несения службы с указанием дежурного инспектора. ЦЛАТИ на основании этого графика приказом директора назначает дежурных в выходные и праздничные дни. За прошедший период с августа 2008 года по настоящее время ЦЛАТИ принимал участие более чем в шестидесяти инцидентах, связанных с плановыми и внеплановыми проверками, расследованием аварийных ситуаций и жалоб населения. При этом было отобрано более 450 проб в различных объектах окружающей среды, выполнено более 2600 анализов.

Анализы (измерения) являются самыми точными и правильными способами оценки загрязнения. Заключения (предписания), подготовленные на основе результатов анализов, позволяют практически обоснованно, объективно доказать вину правонарушителя, оценить масштабы загрязнения и его последствия, а также рассчитать ущерб, нанесенный окружающей среде.

Безусловно, доверие к результатам исследований является важнейшей составляющей взаимодействия, и это налагает большую ответственность на ЦЛАТИ. Анализы объектов окружающей среды являются самыми сложными и трудоемкими. Кроме того, практически обоснованная оценка экологической ситуации должна осуществляться на основе современных методов анализа и измерений, обеспечивающих необходимую оперативность и достоверность.

Гарантией доверия к результатам анализов (измерений) является прежде всего то, что лаборатория «ЦЛАТИ по Пермскому краю» аккредитована в соответствии с международным стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 на техническую компетентность и независимость. Аккредитация – распространенная и необходимая процедура. Ее цель сформулирована на проспекте Европейской ассоциации по аккредитации (ЕА): «Аккредитация – доверие через компетентность». Компетентность – это знания, опыт, образование в определенной области деятельности, то есть то, что мы умеем делать. Для государственной лаборатории, какой является ЦЛАТИ, наличие Аттестата об аккредитации свидетельствует, в первую очередь, о доверии к деятельности лаборатории и о признании результатов ее измерений в любых спорных случаях.

Отличительной чертой новой редакции ГОСТ Р ИСО/МЭК-2006 является то, что он формирует не только технические требования к лаборатории, но и требования к менеджменту (наличие управленческой структуры, имеющей полномочия и ресурсы для эффективного функционирования лаборатории; наличие системы менеджмента качества; системы управления документацией; наличие политики и процедур в области заключения контрактов, выбора и приобретения необходимых услуг и запасов, влияющих на качество работ, удовлетворения претензий заказчика).

Среди технических требований большое значение имеет оснащение лаборатории. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в промышленности используется до 500 тыс. соединений (в основном, органических), из которых более 40 тыс. – вредные для здоровья человека и около 12 тыс. – токсичные. Многие соединения, попадая в окружающую среду, под воздействием внешних факторов превращаются в более токсичные соединения (фотоокисление органических веществ в атмосфере с образованием формальдегида, образование хлорорганических соединений при хлорировании и т. д.). В такой ситуации узкопрофильные методы и приборы, предназначенные для анализа отдельных веществ, экономически нецелесообразны.

В последние годы в ЦЛАТИ произошло пополнение приборного парка многофункциональными приборами, позволяющими проводить измерения с требуемой точностью, чувствительностью. Аналитическое оснащение лаборатории оптимально сочетает приборы специализированные и общего назначения. Большое внимание уделяется повышению уровня образования специалистов на курсах специализации и квалификации по методам контроля объектов окружающей среды.

Лаборатория имеет одну из самых широких областей аккредитации в Приволжском федеральном округе, позволяющую проводить анализы во всех объектах окружающей среды. В числе определяемых веществ, включенных в область аккредитации, – практически все загрязняющие вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями Пермского края.

Сейчас природоохранные органы стоят на пороге очередной реорганизации и передачи соответствующих полномочий, касающихся вопросов охраны окружающей среды, из Ростехнадзора РФ в Росприроднадзор РФ, согласно указу президента от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и принятому в его исполнение постановлению правительства от 13.09.2010 № 717. В каждом ведомстве появятся новые приказы, письма, указания, и в этой ситуации очень важно не только сохранить достигнутые договоренности о сотрудничестве в области государственного контроля, но и расширить их в связи с измененными полномочиями и видами деятельности, направленными на обеспечение экологической безопасности края.

 

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю