Поиск по сайту:
 
 
10 | 10 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

ЦЛАТИ

Продолжение. Начало в журнале «Промышленность и безопасность» №7 (23) июль 2010

Федоровская А. Х., заместитель директора филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю», к.х.н.

VII экологический семинар, организованный «ЦЛАТИ по Пермскому краю» в мае 2010 года, как и предыдущие, собрал для обсуждения важных и актуальных вопросов природо-охранного законодательства представителей федеральных органов государственного контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды и хозяйствующих субъектов.

Впервые в работе экологического семинара принимали участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю. Главная цель деятельности Управления – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей.

Качество среды обитания характеризуется состоянием атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания, почвы и ряда других компонентов. Наиболее значимым фактором окружающей среды является атмосферный воздух.

По данным Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ в 2008 году», алифатические непредельные углеводороды занимают 3-е место по количеству проб с превышением предельно допустимых концентраций. Углеводороды являются одними из основных компонентов в выбросах автотранспорта. С 1 марта 2008 года Роспотребнадзор ввел в действие ГН 2.1.6.2309-07, из которых были исключены ОБУВ для углеводородов групп С1-5 и С6-10. В связи с отсутствием гигиенических нормативов на многие из них, затруднена оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха этими веществами.

Для решения этой проблемы Роспотребнадзор РФ подготовил письмо «О нормировании углеводородов в атмосферном воздухе», № 01/9793-9-32 от 13.07.2009.

Заместитель начальника отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Василя Саетзяновна Евдошенко ознакомила участников с содержанием этого письма. В зоне влияния предприятий нефтепереработки и нефтебаз приоритетными являются нефть и продукты нефтепереработки, которые представляют собой сложные неразделяемые природные смеси предельных углеводородов с олефиновыми нафтеновыми и ароматическими углеводородами (бензин (нефтяной, малосернистый), сольвент нафта, керосин, Уайт-спирит, минеральное масло, углеводороды предельные С12-19, имеющие установленные гигиенические нормативы в атмосферном воздухе. При гигиенической оценке проектов ПДВ, СЗЗ и других, а также при организации лабораторного контроля атмосферного воздуха в зоне влияния предприятий нефтепереработки и нефтебаз следует руководствоваться гигиеническими нормативами вышеуказанных веществ из групп углеводородов, а также другими веществами, приоритетными для данных предприятий. Для объектов газо- и нефтедобычи, газопереработки, газохранилищ приоритетными являются углеводороды предельные (парафиновые) групп С1-5 и С1-5. При отсутствии установленных нормативов на данные группы углеводородов следует руководствоваться установленными гигиеническими нормативами на следующие вещества: название вещества; гигиенический норматив, мг/м3; нормативный документ; метан, бутан, пентан, гексан, ГН 2.1.1338-03.

Следует отметить, что для более корректной оценки необходимы утвержденные методические указания о делении нефти и нефтепродуктов на вышеуказанные вещества, которые в настоящее время отсутствуют.

НИИ «Атмосфера» временно, до установления соответствующих гигиенических нормативов, рекомендует руководствоваться следующими положениями при нормировании выбросов углеводородов топливно-энергетического комплекса.

1. В случае если компонентный состав выбрасываемых углеводородных газов С1-5 известен, нормировать выбросы по индивидуальным веществам (метану, этану, пропану, бутану и пентану), нормируя пропан по метану, используя временный код 0418 по ОБУВ метана – 50 мг/м3.

2. При нормировании выбросов смесей углеводородов предельных С1-5, установить компонентный состав которых не представляется возможным в силу объективных технических или экономических причин, использовать ОБУВ метана – 50 мг/м3 и код 0415.

3. Выбросы смесей углеводородов предельных С1-5 нормировать по ПДК гексана – 60 мг/м3 и коду 0416.

Представители Камского бассейнового водного управления Федерального агентства главный специалист-эксперт Светлана Александровна Лозовая и ведущий специалист эксперт Светлана Валерьевна Исакова ознакомили собравшихся с новыми формами квартальных отчетов по выполнению условий водопользования и планов водоохранных мероприятий, а также формой федерального статистического наблюдения 2-ТП (водхоз), утвержденной приказом Росстата, «Об утверждении формы» от 19.10.2009 № 230.

Специалисты ЦЛАТИ по Пермскому краю не только организуют семинары, но и принимают активное участие в их работе.

Второй день работы семинара практически весь был отведен сообщениям специалистов ЦЛАТИ, направленным на решение практических задач, с которыми постоянно сталкиваются экологи предприятий: требования к организации производственного экологического контроля (ПЭК), разработкаи согласование природоохранной документации, требования к эколого-аналитическим лабораториям и др. С докладами выступили: зам. директора Федоровская А. Х., начальник отдела воздействий на окружающую среду Серебрякова Н. Ю., начальник отдела атмосферного воздуха и промышленных выбросов Караваева М. А., начальник отдела контроля почв, отходов, донных отложений Коновалов Д. В., главный метролог Хомутова Л. Ю.

Проблема организации ПЭК на единой методологической основе находит широкое обсуждение на страницах различных экологических изданий. В конечном итоге все предложения сводятся к одному – необходима разработка типового положения о ПЭК, в котором был бы прописан порядок его осуществления.

Требование организации и проведения ПЭК в настоящее время установлено всеми основными федеральными природоохранными законами: «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно законодательству, хозяйствующие субъекты, помимо сведений о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб, обязаны представлять в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль, результаты ПЭК. Массив данных, получаемых при проведении ПЭК, по объему информации несравним с данными государственного контроля. Государственный экологический контроль осуществляется с определенной периодичностью или в порядке реагирования на жалобы, аварийные ситуации, а ПЭК проводится непрерывно.

Основной задачей госконтроля является проверка соблюдения законодательства и выявление нарушений требований, установленных законодательством. Главная цель ПЭК – выполнение комплекса мероприятий (работ) для обеспечения экологической безопасности на производственных объектах и в зоне их воздействия на окружающую среду. Эффективность мероприятий определяется, прежде всего, достоверностью полученной информации о воздействии на окружающую среду и причинах нарушений, если они имели место. Практическая значимость результатов измерений, полученных в ходе проведения ПЭК, определяется двумя основными характеристиками:

- надежностью, то есть степенью доверия к данным;

- сопоставимостью, то есть возможностью сравнения с другими результатами для других предприятий, отраслей, регионов.

В ходе работы семинара обсуждались методические рекомендации по организации и осуществлению ПЭК на предприятиях Пермского края (МР), разработанные в ЦЛАТИ по Пермскому краю. Для организации ПЭК предприятия разрабатывают программу, в которой определены объекты контроля, требования к объектам контроля, перечень контролируемых показателей, периодичность контроля, формы отчетности, позволяющие эффективно использовать полученную информацию в принятии управленческих решений.

Вопросы производственного контроля нашли отражение и в новых законопроектах. Согласно нововведениям, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах, оказывающих воздействие на окружающую среду, разрабатывают и утверждают программы первичного учета и производственного экологического контроля, осуществляют первичный учет и производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормативы воздействия на окружающую среду разрабатываются для хозяйственных объектов в форме проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (НДС). Одним из важнейших этапов разработки проектов ПДВ является инвентаризация источников воздействий. Процедура инвентаризации заключается в документированном описании (в том числе на основе измерений) общего количества, расположения, основных характеристик источников воздействия, включая их соответствие установленным нормативам и лимитам. Основными проблемами при проведении инвентаризации, с которыми сталкиваются разработчики, являются:

- отсутствие учета неорганизованных источников выбросов (вентиляции из помещений, ворота, оконные проемы, группы точечных источников);

- отсутствие данных по параметрам источников (высота, диаметр, температура ГВС, скорость выхода ГВС или производительность);

- отсутствие инструментальных замеров и соответствующего оборудования источников для отбора проб;

- многовариантность (или нестационарность) технологических режимов, при которых могут варьировать выбросы загрязняющих веществ.

Важной процедурой при нормировании выбросов является проведение расчетов рассеивания загрязняющих веществ с целью определения создаваемых предприятием приземных концентраций выбрасываемых веществ. Решение проблемы для разработчиков осложняется:

- некачественной картографической основой, недостаточной информацией по наличию жилой застройки;

- отсутствием конкретного производства в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, невозможностью определения ориентировочного размера СЗЗ;

- наличием жилой застройки в пределах СЗЗ и др.

Для представления проекта ПДВ на рассмотрение и утверждение нормативов в Западно-Уральское управление Ростехнадзора хозяйствующему субъекту необходимо получить экспертное заключение территориального органа Роспотребнадзора. Во избежание допускаемых типовых ошибок Роспотребнадзор РФ опубликовал письмо от 27.03.2009 № 01/3902-9-32 «О типовых ошибках, допускаемых при рассмотрении проектов ПДВ».

Нормативы образования и размещения отходов разрабатываются для хозяйствующих субъектов в форме проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). В рамках работы семинара были проанализированы основные наиболее типичные проблемы при разработке и согласовании ПНООЛР:

- отсутствие на предприятии учета образующихся отходов;

В настоящее время процедура инвентаризации отходов (документированное описание общего количества и основных характеристик отдельных видов отходов, а также способов их размещения и удаления) не осуществляется, хотя подобные данные используются при разработке ПНООЛР.

- отсутствие раздельного сбора отходов;

- нестабильное образование отходов по годам;

- отсутствие необходимых документов, подтверждающих возможность размещения отходов на специализированных объектах;

- отсутствие предприятий по переработке отходов, лицензированных объектов размещения отходов (полигонов ТБО);

- отсутствие конкретных наименований отходов в лицензиях предприятий, эксплуатирующих полигоны ТБО и др.

Одним из основных видов деятельности ЦЛАТИ является проведение измерений и анализов в объектах окружающей среды. Согласно соглашению между Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю и ЦЛАТИ, в целях организации эффективного государственного экологического контроля ЦЛАТИ осуществляет аналитическое обеспечение работ в рамках плановых и внеплановых проверок, при расследовании аварийных ситуаций и жалоб.

Специалисты ЦЛАТИ ознакомили слушателей с основными требованиями нормативных документов при осуществлении аналитического контроля промышленных выбросов и атмосферного воздуха, а также практическими вопросами, связанными с отбором проб на источнике выброса и в атмосферном воздухе.

Оценка степени негативного воздействия отходов производства на окружающую среду – один из существенных элементов управления деятельностью по обращению с отходами. Степень негативного воздействия определяется классом опасности отхода в соответствии с критериями, установленными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511. Согласно установленным критериям, класс опасности определяется расчетным методом на основе химического анализа и определения компонентного (вещественного) состава отхода и экспериментальным методом на основе биотестирования. От степени достоверности и правильности определения компонентного состава зависит класс опасности, а для хозяйствующих субъектов – размер платы за негативное воздействие на окружающую среду. ЦЛАТИ имеет большой опыт работы в этой области. Установить компонентный состав по результатам полного химического анализа – непростая задача. Определяемые при анализе элементы существуют в отходе не в свободном виде, а в виде каких-то соединений. Идентифицировать эти соединения без какой-либо дополнительной информации бывает просто невозможно, и решение этого вопроса, в первую очередь, зависит от профессиональной подготовки и квалификации аналитика. В рамках работы семинара были представлены и проанализированы результаты анализов различных производственных отходов и соответствующие расчеты компонентного состава.

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26.06.2008 определил сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, к которой относятся измерения в сфере охраны окружающей среды. Поэтому к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования, предъявляются обязательные метрологические требования. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» ввел новое понятие – Система менеджмента лаборатории (СМ), включающая административную подсистему, техническую подсистему и систему обеспечения качества. Экоаналитические лаборатории аккредитуются в системе аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ). Порядок аккредитации и критерии аккредитации определены постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия». Аккредитация – процедура, подтверждающая официальное признание компетенции лаборатории в проведении аналитических работ. Оценка состояния из- мерения – процедура, посредством которой официально удостоверяется наличие в лаборатории условий, необходимых для проведения определенных измерений.

Лаборатории предприятий, осуществляющие производственный контроль, должны быть аккредитованы или иметь свидетельство об оценке состояния измерения, в область аккредитации или оценки должны быть включены все вещества, на которые производятся измерения.

Основная цель проводимых семинаров – помочь экологам предприятий разобраться в существующем природоохранительном законодательстве и его правильном применении. Чем большее воздействие на окружающую среду оказывает предприятие, тем большие затраты несет предприятие на непроизводственные, но существенные мероприятия. Компетентность экологов предприятий в области природоохранного законодательства – залог возможности перспективного развития предприятия, улучшения его финансового благополучия.

Учитывая пожелания хозяйствующих субъектов, в настоящее время ЦЛАТИ приступил к подготовке очередного экологического семинара по вопросам применения водного законодательства. Семинар состоится в первой декаде октября.

 

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю