Поиск по сайту:
 
 
11 | 10 | 2024
Главное меню
Авторизация



Статистика







 

 

Kaspersky-Market.ru - специализированный интернет-магазин антивирусных программных продуктов ЗАО «Лаборатория Касперского»

 

PDF Печать E-mail

НАДЗОР (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)

Дроздов В.Э., государственный инспектор отдела по котлонадзору, надзору за тепловыми установками и сетями Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Пермский отдел по котло-надзору, надзору за тепловыми установками и сетями Западно-Уральского управления осуществляет надзор за 378 опасными производственными объектами, на которых эксплуатируется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МП а или при температуре нагрева воды более 1150 С, и которые расположены на территории Пермского края.

Под контролем находится в общей сумме 8911 технических устройств, из них:

- паровых и водогрейных котлов – 1008,

- сосудов, работающих под давлением – 7759,

- трубопроводов пара и горячей воды – 137 км,

- газонаполнительных станций и испытательных пунктов баллонов – 61.

Кроме предприятий, на которых эксплуатируется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 1150 С, отделу поднадзорны 8 организаций, осуществляющих деятельность по монтажу и наладке технических устройств, и 11 организаций, осуществляющих деятельность по обслуживанию и ремонту технических устройств.

Государственными инспекторами проводятся плановые проверки предприятий с целью выявления и пресечения нарушений требований федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997, «Правил безопасности и нормативной документации при комплексных, оперативных, целевых обследованиях», осуществляется контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

По результатам надзора за состоянием промышленной безопасности на объектах котлонадзора:

- за 2009 год выявлено 2536 нарушений при 343 плановых проверках, наложены штрафы на 41 должностное лицо и 2 юридических лица в общей сумме 120 тыс. руб.;

- за I квартал 2010 года выявлено 368 нарушений при 51 плановой проверке;

- наложены штрафы на 14 должностных лиц в сумме 29 тыс. руб.

За 2009 год и I квартал 2010 года на подконтрольных предприятиях, эксплуатирующих объекты котлонадзора, аварий и несчастных случаев не зафиксировано, что говорит о достаточности принимаемых мер по профилактике аварийности и травматизма.

Анализ соблюдения законодательно установленных процедур регулирования промышленной безопасности (производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, экспертиза промышленной безопасности, страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и др.) в поднадзорных организациях показывает, что промышленная безопасность на большинстве поднадзорных предприятий обеспечивается реализацией федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997.

Проблемы и пути их решения

Основной проблемой, связанной с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных предприятий, является старение технических устройств. В настоящее время из 8911 технических устройств, поднадзорных от- делу, около 6200 отработали расчетный срок службы, что составляет около 70% всех эксплуатируемых котлов, сосудов и трубопроводов пара и горячей воды.

Учитывая вышесказанное, большое значение при обследовании предприятий госинспекторами уделяется контролю за соблюдением сроков службы и своевременным проведением экспертизы промышленной безопасности технических устройств.

Только за 2009 год Западно-Уральским управлением рассмотрены 314 заключений экспертизы промышленной безопасности технических устройств (из них котлов – 116, сосудов, работающих под давлением, – 168, трубопроводов пара и горячей воды – 30) и 130 экспертиз зданий и сооружений.

Замена технических устройств, устаревших морально и отработавших нормативный срок службы, идет низкими темпами. Связано это с финансовым положением предприятий. Решение проблемы представляется в создании государственной программы, стимулирующей предприятия энергетического комплекса в обновлении теплоэнергетического оборудования.

При рассмотрении заключений экспертиз промышленной безопасности установлено, что заключения экспертизы промышленной безопасности, в целом, соответствуют требованиям «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности». В случае выявления не- соответствия заключений экспертизы промышленной безопасности нормативным документам экспертным организациям дается мотивированный отказ в утверждении заключений. Экспертным организациям было рекомендовано давать оценку эффективности используемого предприятиями и организациями оборудования, с обязательным проведением оценки остаточного ресурса технических устройств при проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, отработавших расчетный срок службы.

Другим вопросом, заслуживающим внимания, является вопрос осуществления производственного контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 263 от 10.03.1999 в полном объеме.

Службы производственного контроля созданы на 77 предприятиях, эксплуатирующих объекты котлонадзора, в остальных случаях обязанности ответственного за осуществление производственного контроля возлагаются на неосвобожденного работника, который отвечает еще и за производственный процесс.

При плановом обследовании предприятий государственными инспекторами проводится проверка выполнения мероприятий, разработанных службой производственного контроля или лицами, ответственными за осуществление производственного контроля, утвержденных руководителями предприятий.

По предоставлению отчетов по результатам работы служб производственного контроля предприятий в отделы Западно-Уральского управления, осуществляющие надзор за объектами котлонадзора, полученная информация анализируется.

Однако на отдельных предприятиях, например ОАО «Телиэм», ОАО «Пашийский металлургическо-цементный завод», службы производственного контроля работают неэффективно, требования промышленной безопасности выполняются в полном объеме. Как результат такой работы – большое количество нарушений требований промышленной безопасности.

Наиболее характерными нарушениями являются:

нарушениями являются:

- некачественное оформление и ведение технической документации, сменных журналов операторами котельных, журналов по химводоподготовке котлов, ремонтных журналов и др.;

- нарушение сроков проведения периодических осмотров строительных конструкций зданий и сооружений;

- выполнение не в полном объеме планов капитального ремонта котельного оборудования;

- эксплуатация манометров с истекшими сроками госповерки;

- срывы сроков проведения технического освидетельствования технических устройств владельцем;

- несоблюдение воднохимического режима работы котлов;

- несоблюдение рекомендаций экспертных организаций по устранению дефектов по результатам экспертизы промышленной безопасности дымовых труб котельных;

- отсутствие наблюдения за состоянием дымовых труб владельцами оборудования.

Причинами указанных нарушений, в основном, являются: частая смена собственников, руководителей и специалистов; недостаточный уровень подготовки обслуживающего персонала; низкий уровень производственной дисциплины и отсутствие контроля со стороны инженерно-технических работников и руководства предприятий.

Согласно рекомендациям Федеральной антитеррористической комиссии, в целях повышения эффективности работы, направленной на противодействие терроризму, при проведении государственными инспекторами плановых проверок установлено:

- на крупных предприятиях, таких как ОАО «Пермский моторный завод», ООО «Металлургический завод «Камасталь», ЗАО «Тепло-М», ОАО «Протон» и др., действует пропускной режим, и вход на территорию разрешается только по пропускам предприятия или с сопровождающими от п редприятия. Допуск посторонних в ночное время и выходные дни запрещен;

- на режимных предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, устанавливаются видеокамеры по периметру ограждения, работают службы безопасности. С персоналом предприятий проводятся инструктажи по усилению бдительности. Ограничен въезд на территорию предприятий личного транспорта. С личным составом служб безопасности проводятся плановые занятия по предотвращению террористических актов;

- разрабатываются «Планы мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Планы мероприятий по противодействию терроризму»;

- доступ к эксплуатационной до кументации, содержащей техническую характеристику производств и оборудования, ограничен;

- в котельных и на компрессорных станциях предприятий проводятся противоаварийные тренировки с персоналом по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО.

 

 

Возможные пути совершенствования надзорной деятельности

1. Принять Административный регламент Ростехнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в теплоэнергетике (технический контроль и надзор в теплоэнергетике).

2. Уни фицировать формы отчетности в сфере надзора за тепловыми установками и сетями и по котлонадзору.

3. Утвердить методические указания по обследованию организаций, эксплуатирующих оборудование, работающее под давлением, тепловые установки и сети.

4. В формах отчетности по административным правонарушениям предусмотреть разделы в соответствии с осуществляемыми полномочиями (направление материалов в суды на административное приостановление деятельности, приостановка деятельности).

5. Для совершенствования контроля за подготовкой и прохождением энергоснабжающими организациями осенне-зимнего периода обеспечить максимальное участие инспекторского персонала в комиссиях по оценке готовности энергоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период.

6. Обновить нормативно-правовую и организационно-распорядительную базу в соответствии с действующим законодательством.

7. Пересмотреть требования федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля)», в части периодичности проведения проверок сложных технических систем, особо опасных производственных объектов энергетики и социально значимых объектов жизнеобеспечения с учетом факторов реальной обстановки технического состояния и безопасной эксплуатации, для предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

8. Идти по пути увеличения числа комплексных обследований поднадзорных предприятий с охватом всех видов надзора, входящих в систему Ростехнадзора, с одновременным уменьшением числа проверок инспекторами нескольких видов надзора. Такой путь представляется обоснованным с точки зрения:

- уменьшения количества времени отвлечения специалистов предприятий от производственной деятельности;

- исключения дублирования и параллелизма в работе инспекторского состава.

Основными задачами в части надзора за объектами котлонадзора можно считать:

1. Повышение эффективности надзорной деятельности путем применения предусмотренных в законодательстве Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности Ростехнадзора.

2. Сведение к минимуму риска возникновения аварий, связанных с эксплуатацией поднадзорных объектов.

3. Обеспечение контроля за подготовкой и прохождением осенне-зимнего периода 2010-2011 годов.

 

Канал журнала «Промышленность и безопасность»


Четырнадцатая межрегиональная специализированная выставка, САХАПРОМЭКСПО-2024, 30 - 31 октября 2024 года, г. Якутск


Запасные части для коммунальной техники в Перми


Руконт

Пресса по подписке

Объединенный каталог «Пресса России»


Ростехнадзор


Росприроднадзор

МЧС РОССИИ

Государственная инспекция труда

Единый пресс-центр при ГФИ по Пермскому краю